Зарубежный опыт управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт управления качеством



 

О Т В Е Т

 

Японский опыт. В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Большой вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, который в 1950 году начал внедрение системы комплексного управления качеством на японских предприятиях. Большую помощь Демингу оказывали японские специалисты: например, профессор Каору Исикава (Karou Ishikawa) предложил идею кружков качества.

Кружки качества – добровольные объединения работников организации различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Первый кружок был зарегистрирован в 1962 году, к началу 1965 года в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч. Обычно такие кружки имеют девиз («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т.п.) и действуют на основе следующих принципов:

· добровольность участия;

· регулярность собраний;

· конкретность решаемых проблем;

· выявление, изучение и оценка проблем качества в ходе обсуждения.

Значимость деятельности кружков качества для фирмы состоит в следующем:

· Укрепляются связи между сотрудниками фирмы;

· Выявляются мероприятия по сокращению затрат;

· Члены кружка занимаются самообучением.

Руководство японских фирм особое внимание уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь – статистическим методам контроля качества, чем обеспечило

вовлечение в деятельность по обеспечению качества непосредственных участников производственного процесса, а позже – всех сотрудников фирмы.

Японское управление качеством использует семь принципов:

1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы.

2. Использование статистических методов контроля качества.

3. Создание системы мотивации.

4. Поощрение обучения, повышения квалификации.

5. Организацию кружков качества.

6. Создание команд специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы.

7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях популярна программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН:

1. принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2. создавать условия для появления дефектов;

3. передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

4. вносить изменений в технологию;

5. повторять ошибки.

Японская система управления качеством установила четырехуровневую иерархию качества (Рис.), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентация на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

 
 

 

 


Соответствие стандарту (удовлетворение требованиям стандарта)
.

 

 

Рис.. Японская модель иерархии качества

После 1970-х годов опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлены национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период.

Европейский опыт. До 1980-х годов, в основном, европейский менеджмент качества сводился к контролю; затем началось интен сивное внедрение ситем качества на основе стандартов ИСО-9000 и их европейских аналогов – стандартов EN-29000.

В 1985 г. Вводится маркировка продукции, образованы Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества и Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации. С 1995 г. По инициативе Европейской организации по качеству и Европейского фонда управления качеством проводится Европейская неделя качества.

Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

· гармонизация требований национальных стандартов и правил сертификации;

· создание законодательной основы для всех процедур оценки и подтверждения качества;

· создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, специализирующихся на работах по сертификации, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.

Опыт Соединенных Штатов Америки. После Второй мировой войны серьезной проблемой для промышленности Америки стали огромные затраты, причиной которых был низкий уровень качества производимой продукции. До 25% всех текущих затрат американских предприятий шло на выявление и устранение дефектов продукции. Проблемы качества американцы решали протекционистскими мерами: таможенными тарифами, квотами и т.д. Однако управляющие прогрессивных американских фирм выбрали стратегию повышения качества своих товаров. В качестве основных мероприятий были выбраны кружки качества, учет затрат на качество, мотивация персонала и т.д.

В 80-е годы ХХ века в Америке стали четче представлять проблемы качества. В 1987 году была учреждена национальная премия качества имени Малкольма Болдриджа, ежегодно присуждаемая трем лучшим фирмам.

К началу ХХI века разрыв в уровне качества американских и японских товаров существенно сократился.

 

ВОПРОС 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.006 с.)