Эволюция менеджмента качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция менеджмента качества



 

О Т В Е Т

 

 

Менеджмент качества начинался с выходного контроля готовой продукции. Механизм управления качеством отдельно взятого изделия дала система Тейлора (1905 г.), которая устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).

По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения эффективности контроля. Решению этой проблемы во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики. В середине 1920-х годов В. Шухарт (Walter Shewhart) ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля, предложенным Х.Доджем и Х. Ромингом, суть которого состоит в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее определенной части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты – инженеры по качеству.

В 50-х годах А. Фэйгенбаум (Armand V. Feigenbaum) предложил модель Всеобщего Контроля Качества (Total Quality Control) (Рис.3.) и определил понятие стоимости качества.

 
 

 

 


Этап 1. Разработка качества

 
 

 

 


Рис. 3. Содержание модели Всеобщего контроля качества

В то же время Филипп Кросби (Philip Crosby) предложил концепцию бездефектной работы или систему «нулевых дефектов» (ZD - Zero Defects), основная идея которой заключается в том, что платить приходится не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.

Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC - Total Statistical Quality Control), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества. Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.

Таким образом, в 1950-е годы сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации – концепции всеобщего менеджмента качества (TQM – Total Quality Management).

На рубеже 1970-1980-х годов к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов менеджмента качества, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности и вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В 80-е годы окончательно сформировалась философия TQM. Международной организацией по стандартизации (ИСО) было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО-9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность любой организации.

 

 


 

 

Таблица 2

Характеристики этапов развития менеджмента качества


Этапы     Характе- ристики Контроль Качества   (1900е-1920егг.) Управление качеством производства   (1920е-1950е гг) Обеспечение качества   (1950е-1980е гг) Всеобщий менеджмент качества (1980е – по наст. время)
Механизм управления Выходной нормативный контроль Статистический контроль; выборочный контроль   Комплексное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла изделия Стратегическое управление качеством
Основная цель Выявление дефектов Предупреждение дефектов Поддержание и совершенствование качества Постоянное совершенствование качества
Периодич- ность управления После изготовления В ходе производства Перед производством Постоянно
Отношения с потребителями Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом Гарантия качества продукции путем сертификации Приоритет текущих и потенциальных запросов потребителей
Система мотивации Штрафные санкции за брак Учитывает настройку производственного процесса Уменьшение материального, рост морального стимулирования Создание системы признания заслуг; самомотивация
Система обучения Профессио-нальная подготовка Профессиональная подготовка Обучение статисти- ческим методам Поощрение обучения Обучение непрерыв-ное, всестороннее; Самообразование; Обучение становится частью мотивации

 

 

ВОПРОС 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.)