Стандарты ИСО 9000 и концепция TQM



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты ИСО 9000 и концепция TQM



О Т В Е Т

 

Стандарты ISO 9000 и TQM

Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004:2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO-9000 и положениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в таблице :

Таблица .

Различия в положениях стандартов ISO-9000 и концепции TQM

Положения стандартов ISO-9000 Положения концепции TQM
1. Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
2. Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию
3. Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие
4. Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделения в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
5. Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслимо без непрерывного совершенствования  
6. В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

Основное же отличие стандартов ISO-9000 от концепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности неправильного выполнения каких-либо действий, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

 

 

ВОПРОС 18

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СтандартИЗАЦИИ

О Т В Е Т

 

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет 3 социально значимые функции:

1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

2. Закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

3. Установление правил применения этих нормативных документов.

Основные результаты деятельности по стандартизации:

· Повышение степени соответствия продукции ее функциональному назначению;

· Устранение барьеров в международном товарообмене.

Стандартизация преследует следующие цели:

· Безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможностью нанесения ущерба);

· Взаимозаменяемость (использование одного изделия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований);

· Совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований)

· Унификация (приведение к единообразию) технических характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

· Экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса);

· Повышение конкурентоспособности;

· Рационализация использования ресурсов;

· Обеспечение научно-технического прогресса.

Основополагающими научными принципами стандартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

2. опережающее развитие стандартизации;

3. классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

Так, например, комплексная стандартизация в горнодобывающей промышленности - это процесс установления и применения НД, определяющей качество минерального сырья и продуктов его переработки, технологических процессов добычи и обогащения, методов контроля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Нормативная документация (НД) представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении классификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

Примеры: Универсальный десятичный классификатор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).

Характеристики методов стандартизации сведены в Таблицу .

Таблица . Характеристики методов стандартизации

Название метода Суть метода Примечание
1. Пассивный Производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества Требования потребителей во внимание не принимаются.
2. Симплификация ( метод ограничений) Сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции Возможности раци-онального комбини-рования марок про-дукции ограничены.
3. Унификация Рациональное сокращение числа разновиднос- тей (марок, типов, видов) продукции одинако- вого функционального назначения для взаимо- заменяемости видов продукции в потреблении   Комбинируя две или более разновиднос-ти можно создавать большую номенкла-туру изделий.
4. Типизация Разработка и установление типовых конструк- тивных или технологических решений, кото- рые содержат общие характеристики.   Сокращаются затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса
5. Агрегирование Компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизированных машин, агрегатов, технических средств и др., обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью. В технологических процессах может выполняться путем разбиения технологии на отдельные укрупненные блоки. Облегчает разра-ботку и монтаж технологической линии и обеспечи-вает взаимозаменя-емость отдельных элементов.

 

Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т.д.)

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

Стандартизация может осуществляться на различных уровнях:

· международном (участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны);

· региональном (участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического региона);

· национальном (стандартизация осуществляется в одной конкретной стране).

В процессе стандартизации вырабатываются характеристики, правила, требования и т.п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов.

К документам в области стандартизации, применяемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила выполнения и характеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также параметры выполнения работ или оказания услуг.

 

 

ВОПРОС 19



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.026 с.)