Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты ИСО 9000 и концепция TQM

Поиск

О Т В Е Т

 

Стандарты ISO 9000 и TQM

Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004:2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO-9000 и положениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в таблице:

Таблица.

Различия в положениях стандартов ISO-9000 и концепции TQM

Положения стандартов ISO-9000 Положения концепции TQM
1. Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
2. Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию
3. Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие
4. Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделения в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
5. Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслимо без непрерывного совершенствования  
6. В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

Основное же отличие стандартов ISO-9000 от концепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности неправильного выполнения каких-либо действий, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

 

 

ВОПРОС 18

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СтандартИЗАЦИИ

О Т В Е Т

 

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет 3 социально значимые функции:

1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

2. Закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

3. Установление правил применения этих нормативных документов.

Основные результаты деятельности по стандартизации:

· Повышение степени соответствия продукции ее функциональному назначению;

· Устранение барьеров в международном товарообмене.

Стандартизация преследует следующие цели:

· Безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможностью нанесения ущерба);

· Взаимозаменяемость (использование одного изделия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований);

· Совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований)

· Унификация (приведение к единообразию) технических характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

· Экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса);

· Повышение конкурентоспособности;

· Рационализация использования ресурсов;

· Обеспечение научно-технического прогресса.

Основополагающими научными принципами стандартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

2. опережающее развитие стандартизации;

3. классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

Так, например, комплексная стандартизация в горнодобывающей промышленности - это процесс установления и применения НД, определяющей качество минерального сырья и продуктов его переработки, технологических процессов добычи и обогащения, методов контроля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Нормативная документация (НД) представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении классификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

Примеры: Универсальный десятичный классификатор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).

Характеристики методов стандартизации сведены в Таблицу.

Таблица. Характеристики методов стандартизации

Название метода Суть метода Примечание
1. Пассивный Производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества Требования потребителей во внимание не принимаются.
2. Симплификация (метод ограничений) Сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции Возможности раци-онального комбини-рования марок про-дукции ограничены.
3. Унификация Рациональное сокращение числа разновиднос- тей (марок, типов, видов) продукции одинако- вого функционального назначения для взаимо- заменяемости видов продукции в потреблении   Комбинируя две или более разновиднос-ти можно создавать большую номенкла-туру изделий.
4. Типизация Разработка и установление типовых конструк- тивных или технологических решений, кото- рые содержат общие характеристики.   Сокращаются затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса
5. Агрегирование Компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизированных машин, агрегатов, технических средств и др., обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью. В технологических процессах может выполняться путем разбиения технологии на отдельные укрупненные блоки. Облегчает разра-ботку и монтаж технологической линии и обеспечи-вает взаимозаменя-емость отдельных элементов.

 

Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т.д.)

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

Стандартизация может осуществляться на различных уровнях:

· международном (участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны);

· региональном (участие в стандартизации открыто для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического региона);

· национальном (стандартизация осуществляется в одной конкретной стране).

В процессе стандартизации вырабатываются характеристики, правила, требования и т.п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов.

К документам в области стандартизации, применяемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила выполнения и характеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также параметры выполнения работ или оказания услуг.

 

 

ВОПРОС 19



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.01 с.)