Отладка программного продукта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отладка программного продукта.



Отла́дка — этап разработки компьютерной программы, на котором обнаруживают, локализуют и устраняют ошибки. Чтобы понять, где возникла ошибка, приходится:

· узнавать текущие значения переменных;

· выяснять, по какому пути выполнялась программа.

Существуют две взаимодополняющие технологии отладки.

· Использование отладчиков — программ, которые включают в себя пользовательский интерфейс для пошагового выполнения программы: оператор за оператором, функция за функцией, с остановками на некоторых строках исходного кода или при достижении определённого условия.

· Вывод текущего состояния программы с помощью расположенных в критических точках программы операторов вывода — на экран, принтер, громкоговоритель или в файл. Вывод отладочных сведений в файл называется журналированием.

Отладка программы — это специальный этап в разработке программы, состоящий в выявлении и устранении программных ошибок, факт существования которых уже установлен. Программные ошибки, как правило, делятся на три вида:

· Синтаксическая ошибка. Неправильное употребление синтаксических конструкций, например употребление оператора цикла For без то или Next.

· Семантическая ошибка. Нарушение семантики той или иной конструкции, например передача функции параметров, не соответствующих ее аргументам.

· Логическая ошибка. Нарушение логики программы, приводящее к неверному результату. Это наиболее трудный для "отлова" тип ошибки, ибо подобного рода ошибки, как правило, кроются в алгоритмах и требуют тщательного анализа и всестороннего тестирования.

Ручная отладка

Ручная отладка

Метод ручного тестирования

Это – самый простой и естественный способ данной группы. При обнаружении ошибки необходимо выполнить тестируемую программу вручную, используя тестовый набор, при работе с которыми была обнаружена ошибка. Метод очень эффективен, но не применим для больших программ, программ со сложными вычислениями и в тех случаях, когда ошибка связана с неверным представлением программиста о выполнении некоторых операций. Данный метод часто используют как составную часть других методов отладки.

Общая методика отладки программных продуктов, написанных для выполнения в операционных системах MS DOS и Win32:

1 этап – изучение проявления ошибки;

2 этап – определение локализации ошибки;

3 этап – определение причины ошибки;

4 этап – исправление ошибки;

5 этап – повторное тестирование.

Процесс отладки можно существенно упрос­тить, если следовать основным рекомендациям структурного подхода к про­граммированию:

- программу наращивать «сверху-вниз», от интерфейса к обрабатываю­щим подпрограммам, тестируя ее по ходу добавления подпрограмм;

- выводить пользователю вводимые им данные для контроля и прове­рять их на допустимость сразу после ввода;

- предусматривать вывод основных данных во всех узловых точках ал­горитма (ветвлениях, вызовах подпрограмм).

Спецификация программы, программная спецификация (program specification) - точная и полная формулировка определенной задачи или группы задач, содержащая сведения, необходимые для построения алгоритма их решения. Содержит описание результата, который должен быть достигнут с помощью конкретной программы, а также действий, выполняемых программой для достижения конечного результата без упоминания того, как указанный результат достигается

Отладка ПС инструментальными средствами. Точка остановы.

Что такое «точка останова»? С какой целью она используется?

Точка останова — это преднамеренное прерывание выполнения программы, при котором выполняется вызов отладчика

Сопровождение ПС

Сопровождение ПС

Сопровожде́ние (поддержка) программного обеспечения — процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ПО — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ПО в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования (юзабилити) и применимость ПО.

Сопровождение программного обеспечения стандартизовано, имеются национальные стандарты Российской Федерации, идентичные международным (ISO/IEC 12207:2008 System and software engineering — Software life cycle processes, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств»; ISO/IEC 14764:99 Information tehnology — Software maintenance, ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «Государственный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Сопровождение программных средств»; IEEE 1219).

Принято выделять несколько линий сопровождения (структура приведена на примере внешнего сопровождения ПО):

0 линия (call-center, информационный центр, горячая линия) — обработка телефонных обращений от клиентов, передача обращений техническим специалистам (1-я линия сопровождения)

1 линия (инженер по сопровождению, инженер технической поддержки, support engineer) — консультация/настройка/устранение ошибок в работе ПО/наполнение базы знаний, составление мануалов

2 линия (инженер по сопровождению, инженер технической поддержки, support engineer) функциональное сопровождение/проектная деятельность на этапе запуска ПО на машинах заказчика

3 линия (инженер по сопровождению, инженер технической поддержки, support engineer) — системное сопровождение/проектная деятельность на этапе запуска ПО на оборудовании заказчика

Работу инженера по сопровождению ошибочно сравнивают с работой информационного центра. Однако по функционалу эти специалисты принципиально различаются — если call-center фактически аккумулирует обращения пользователей, то сопровождение является центральным звеном в цепочке разработки и доработки ПО, которое решает проблемы, возникающие в период эксплуатации ПО (системы, сервиса).

Адаптация ПС.

Адаптация ПС

Приспособление программных средств к условиям функционирования, не предусмотренным приразработке.

Примечание. Адаптация заключается в доработке программного средства без изменения его основныхфункций

адаптация это процесс изменения и усовершенствования ПО для стабильной и правильной работы на компьютерах заказчика

Полевые испытания ПС

Полевые испытания ПС

Полевые испытания ПС - это демонстрация ПС вместе с технической системой, которой управляет эта ПС, узкому кругу заказчиков в реальных условиях и осуществляется тщательное наблюдение за поведением ПС [12.3]. Заказчикам должна быть предоставлена возможность задания собственных контрольных примеров, в частности, с выходов в критические режимы работы технической системы, а также с вызовом в ней аварийных ситуаций. Это дополнительные испытания, проводимые по решению аттестационной комиссии только для некоторых ПС, управляющих определенными техническими системами.

Качество ПО.

Качество ПО

Ка́чество програ́ммного обеспечения — способность программного продукта при заданных условиях удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ISO/IEC 25000:2014).

Другие определения:

весь объем признаков и характеристик программ, который относится к их способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93, ISO 8402:94);

степень, в которой система, компонент или процесс удовлетворяют потребностям или ожиданиям заказчика или пользователя (IEEE Std 610.12-1990)

Фактор качества ПО — это нефункциональное требование к программе, которое обычно не описывается в договоре с заказчиком, но, тем не менее, является желательным требованием, повышающим качество программы.

Некоторые из факторов качества:

· Понятность: Назначение ПО должно быть понятным, из самой программы и документации.

· Полнота: Все необходимые части программы должны быть представлены и полностью реализованы.

· Краткость: Отсутствие лишней, дублирующейся информации. Повторяющиеся части кода должны быть преобразованы в вызов общей процедуры. То же касается и документации.

· Портируемость: Лёгкость в адаптации программы к другому окружению: другой архитектуре, платформе, операционной системе или её версии.

· Согласованность: По всей программе и в документации должны использоваться одни и те же соглашения, форматы и обозначения.

· Сопровождаемость: Насколько сложно изменить программу для удовлетворения новых требований. Это требование также указывает, что программа должна быть хорошо документирована, не слишком запутана, и иметь резерв роста по использованию ресурсов (память, процессор).

· Тестируемость: Позволяет ли программа выполнить проверку приёмочных характеристик, поддерживается ли возможность измерения производительности.

· Удобство использования: Простота и удобство использования программы. Это требование относится прежде всего к интерфейсу пользователя.

· Надёжность: Отсутствие отказов и сбоев в работе программ, а также простота исправления дефектов и ошибок.

· Структурированность

· Эффективность: Насколько рационально программа относится к ресурсам (память, процессор) при выполнении своих задач.

· Безопасность

 

Приемо-сдаточные испытания

Приёмо-сдаточные испытания

Приемочное тестирование или Приемо-сдаточное испытание (Acceptance Testing)

Формальный процесс тестирования, который проверяет соответствие системы требованиям и проводится с целью:

- определения удовлетворяет ли система приемочным критериям;

- вынесения решения заказчиком или другим уполномоченным лицом принимается приложение или нет.

Приемочное тестирование выполняется на основании набора типичных тестовых случаев и сценариев, разработанных на основании требований к данному приложению.

Решение о проведении приемочного тестирования принимается, когда:

- продукт достиг необходимого уровня качества;

- заказчик ознакомлен с Планом Приемочных Работ (Product Acceptance Plan) или иным документом, где описан набор действий, связанных с проведением приемочного тестирования, дата проведения, ответственные и т.д.

Фаза приемочного тестирования длится до тех пор, пока заказчик не выносит решение об отправлении приложения на доработку или выдаче приложения.

Виды программных документов

2.2. Виды программных документов и их содержание приведены в табл. 2.

Таблица 2

Вид программного документа Содержание программного документа
Спецификация Состав программы и документации на нее
Ведомость держателей подлинников Перечень предприятий, на которых хранят подлинники программных документов
Текст программы Запись программы с необходимыми комментариями
Описание программы Сведения о логической структуре и функционировании программы
Программа и методика испытаний Требования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроля
Техническое задание Назначение и область применения программы, технические, технико-экономические и специальные требования, предъявляемые к программе, необходимые стадии и сроки разработки, виды испытаний
Пояснительная записка Схема алгоритма, общее описание алгоритма и (или) функционирования программы, а также обоснование принятых технических и технико-экономических решений
Эксплуатационные документы Сведения для обеспечения функционирования и эксплуатации программы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.016 с.)