Социальное проектирование и прогнозирование.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное проектирование и прогнозирование.



Термин «проектирование» происходит от лат. — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление уп­равляемости и регулируемости некоторого процесса.

Социальное проектирование— это процесс создания прототипа, прообраза соци­альных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фак­тор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет спе­цифику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следу­ющие параметры, т.е. необходимо помнить, что:

—социальный объект - противоречив;

— у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);

— невозможно описать социальный объект конеч­ным числом терминов любой социальной теории (принципи­альная неформализуемость);

— на социальный объект влияет много объективных факторов;

— существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зре­лость развития социального объекта и т.п.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Проектирование учитывает и воз­можность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются раз­личные носители управленческой деятельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, со­циальные институты и т. п., ставящие своей целью организо­ванное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъ­екта проектирования — его социальная активность, непос­редственное участие в процессе проектирования.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют систе­мы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воз­действиям субъектов проектирования и выступающие осно­ванием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной при­роды:

1) человек как общественный индивид и субъект историчес­кого процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, соци­альным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные груп­пы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (поли­тические, идеологические, управленческие, эстетические, нрав­ственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования. Информационный массив - это система определенных на научной основе па­раметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «ин­формационного массива» — материалы социологических ис­следований, интервьюирование, анализ периодической печа­ти, статистические данные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социаль­ных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социаль­ной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состоя­ние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, мате­риальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Социальное проектирование использует специальные ме­тодики. Методики — это способы достижения цели; построе­ние социального проекта — это определенным способом упо­рядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: ме­тодику матрицы идей, методику вживания в роль, метод ана­логии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, мето­дику синектики.

Методика матрицы идей — это когда на основе несколь­ких независимых переменных составляются различные ва­рианты решений.

Методика вживания в роль помогает получить более точ­ное представление о том, что нужно сделать в процессе про­ектирования.

Метод аналогии является общенаучным и логическим ме­тодом, с помощью которого на основе подобия, сходства пред­метов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях фор­мулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое высту­пает объектом проектирования.

Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодей­ствия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществ­ляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рас­сматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними уста­навливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Цель социального проектирования – создание технологии, которую можно применить на практике.

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наи­более общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конст­рукт — проект.

Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле — пред­видение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предме­том которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объек­тов, общественных явлений, процессов (трудовых коллекти­вов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтерна­тивных путях и сроках их осуществления. Прогноз описыва­ет будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.

Вместе с этим необходимо отметить отличительные, спе­цифические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую сте­пень вероятности. Цель прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возмож­ных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматри­ваемую систему, правильно определить вероятностные количе­ственные и качественные параметры ее развития в перспекти­ве, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.

Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает ди­рективным характером.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: эк­страполяция, моделирование, экспертиза.

Экстраполяция — это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процес­са), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую.

Моделирование — это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) — вещественных или мысленных.

Экспертиза есть исследование трудноформализуемой зада­чи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготов­ки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знани­ями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здра­вый смысл».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.01 с.)