Методология и методы социологии управления. Прикладные социологические исследования проблем управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы социологии управления. Прикладные социологические исследования проблем управления.



В социологии управления понятие методологии рассматривается в двух аспектах - гносеологическом и прагматическом: в гносеологическом аспекте как совокупность основных принципов познания (изучения) социальной реальности и проблем управления, в прагматическом аспекте это - совокупность методов управления, то есть как технологии управления, применяемые в практической деятельности.

Все теоретические методы, используемые социологией управления, условно можно разделить на три основные группы - общенаучные, социологические, специфические методы социологии управления. Общенаучные методы предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают их в непрерывном развитии, различая при этом объективные характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется социология управления, имеют следующие характеристики - объективность, конкретность, системность, комплексность, историзм и единство теории и практики.

Особенность социологических методов определяется характеристиками социума, которые требуют изучения общества во всем его разнообразии. С этих позиций важнейшими для социологии являются социально-философский метод, метод структурно-функционального и системного анализа, в конце ХХ столетия в социологию вошли синергетический подход, теории хаоса и глобализации. Теория хаоса - это анализ случайностей в крупных упорядоченных системах. Из нее следует, что в большинстве организаций повседневные события имеют случайный характер и поэтому они непредсказуемы. Данная теория переориентирует управленцев от веры в возможности предсказания будущих событий и контроля над ними к убеждению о необходимости повышения гибкости организации, развития способности к адаптации без утраты связи с внешней средой. Концепция делегирования власти сотрудникам всех организационных уровней, осознание потенциала сотрудников и его раскрытие - это способ существования организации в быстро меняющейся внешней среде. Современная социология управления, как и общая социология, в научном поиске использует методологию, сочетающую теоретические, эмпирические и гипотетические (социальное моделирование и прогнозирование) подходы.

Важной составляющей методологии социологии управления является группа социологических методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность, так как социальное управление является объектом не только теоретических, но и эмпирических исследований. К этой группе относятся методы сбора, обработки и интерпретации полученной информации. Основная черта прикладных исследований - практическая направленность, поэтому социологов - прикладников называют социологами - практиками. Любое добросовестное социологическое прикладное исследование начинается с разработки его программы, что предполагает выполнение ряда научных процедур. Во-первых, выяснение содержания исходных понятий и определение эмпирических показателей и индикаторов, с помощью которых регистрируются изучаемые явления и процессы. Во-вторых, уточнение взаимосвязей между изучаемыми явлениями и, в-третьих, выбор алгоритмов теоретического обобщения эмпирических данных на основе исходных понятий. Знания, получаемые в результате проведенных эмпирических исследований, ориентированы непосредственное использование в разработке решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях социального управления. Прикладные исследования выполняют как научную функцию, получение нового знания, так и социально-инженерную, которая выражается в обеспечении конкурентных преимуществ субъектам управления, в интересах которых проводятся исследования.

Определение специфических методов социологии управления довольно сложно, так как она тесно связана с общей социологией, тем не менее, исследователи предпринимают попытки приписать социологии управления собственный инструментарий познания, зависящий от подхода к анализу социальной организации. К специфическим методам социологии управления они относят:

- организационно-структурный анализ - познание организации через ее структуру;

- коммуникационный - анализ системы связей, образующихся между членами организации;

- социотехнический - изучение организации через систему требований технологии ее деятельности;

- инновационный - изучение с позиций развития организации.

Рассматривая каждую из сторон организации, необходимо восприятие ее в целом, поэтому выше перечисленные специфические методы исследования в социологии управления эффективны лишь в комплексном исследовании. Используя лишь один или группу методов, можно прийти к одностороннему и даже извращенному толкованию организации и принципов управления.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1. организационно – административные

· система законодательных актов страны;

· система нормативных документов вышестоящих структур управления;

· система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

· система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

Это управление может быть трёх видов:

1. вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;

2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)

3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)

2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.

· Налоговая система страны;

· Кредитно – финансовый механизм;

· Система заработной платы;

· Система ответственности за качество работы;

· Система стимулирования инновационной деятельности.

3. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

 

20. Социология управления как отрасль науки и практики. Взаимосвязь социологии управления с другими дисциплинами и науками, изучающими процесс управления.

Социология управления изучает сферу управленческих отношений в любом обществе и в любую историческую эпоху. Эти отношения включают наряду с социальными, также и юридические, финансовые, нравственные и другие типы отношений, поэтому социология управления сужает исследовательское поле, ограничивая его изучением только социального аспекта управленческих отношений. Социология управления как специальная социологическая теория (наука) имеет более узкую сферу применения по сравнению с общесоциологической теорией, но в то же время совмещает социологические проблемы с управленческими.

Общая социология изучает наиболее общие законы и движущие силы общественного развития, являясь общей теорией исторического процесса, она исследует те стороны и законы общественной жизни, которые являются общими для различных общественных явлений и для разных этапов развития общества. Социология является наиболее общим методом познания конкретной истории и различных общественных явлений, в том числе управленческих. Социология управления берет на вооружение методологию изучения общества, личности и социальных групп, выработанную общей социологией, и применяет полученный материал в анализе управленческой деятельности.

Теория управления изучает наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели деятельности социальных общностей, чтобы выработать для них необходимые управленческие технологии. Цель теории управления - исследование социальных механизмов управленческого воздействия на общество в целом и его отдельные сферы. В центре социолого-управленческого анализа находится влияние социальной деятельности, социальных групп и социальных общностей на характер общественного сознания и поведения людей, поэтому социология управления разрабатывает концепции управленческого процесса как особого вида социального взаимодействия, определяемого особенностями социальной организации и социальной информации. Социологический подход предполагает рассмотрение управления как социального института, который функционирует в определенном социокультурном пространстве. Научное управление обществом - прежде всего процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

Очень близкими науками по предмету исследования являются социология управления и менеджмент, иногда их даже отождествляют, так как в дословном переводе менеджмент обозначает управление. Менеджмент и управление различаются как управленческо-культурные явления. Менеджмент - это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе, он базируется на обществознании, науках о человеке, финансах и менеджменте. Управление - это универсально-историческое явление, существующее как в рыночном, так и в нерыночном обществе. С социологической точки зрения оно представляет собой иерархическую систему отношений, основанную на различии статусов, должностей, дохода, сферы властных полномочий. Нерыночное управление существует уже несколько десятков тысяч лет, а рыночное общество западного типа появилось менее трехсот лет назад. В качестве науки, пересекающейся с предметной сферой социологии управления, рассматривается социальный менеджмент, предметом изучения которого является система социальных отношений, социальные ресурсы, социальная сфера, социальные процессы и формирующиеся в них организационные и управленческие отношения. Основная цель социального менеджмента - при наименьших управленческих затратах получить наибольший социальный эффект, и чем меньше потери управления, тем выше эффективность социального менеджмента.

На современном этапе развития управленческих наук проявляется значительный интерес к личности как объекту и субъекту управления, так как главной проблемой, мешающей стать управлению точной наукой, является человек как индивид и как социализированная личность. Поэтому на современное состояние и развитие социологии управления существенное влияние оказывают науки о человеке: общая и социальная психология, культурология, социальная антропология и другие науки. Эти науки рассматривают поведение человека в социальном и культурном контексте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.008 с.)