Государство как субъект и объект управления. Специфика государственно-управленческих отношений в обществе. Структура, функции и формы государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как субъект и объект управления. Специфика государственно-управленческих отношений в обществе. Структура, функции и формы государственного управления.



В научной и учебной литературе существует множество подходов в определении государства, что свидетельствует о его полифункциональности и полиструктурности. В настоящее время наиболее употребим европейский этатистский подход, суть которого заключается в рассмотрении государства как политической машины с нанятым чиновничьим аппаратом, которые извне управляют обществом. В работах многих европейских мыслителей, в частности Г. Маркузе, М. Фуко, отмечалось, что в конце ХХ века во многих странах государственный аппарат стал основным механизмом контроля над поведением людей. С позиций данного подхода государство является единоличным субъектом управления обществом и граждане, в свою очередь, все надежды на улучшение своей жизни возлагают на государство. На заре человеческой истории человек надеялся на бога, затем на рынок, а теперь он смотрит на правительство. Наряду с этатистским подходом существует рассмотрение государства как правового государства, как органа, осуществляющего свою деятельность в рамках права. Признаком такого государства является равенство всех, в том числе и государства, перед законом. В правовом государстве признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть функционирует на основе разделения властей. Цель деятельности такого государства - соблюдение правовой формы между публичной властью и институтами гражданского общества как субъектами права, признание и гарантия равенства и свободы всех индивидов. Механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества предписан конституцией. В правовом обществе государство является как субъектом, так и объектом управления со стороны институтов гражданского общества и равноправных индивидов, ограничивающих государственную власть на основе конституции. Конституция сохраняет определенную свободу гражданам, социальным группам и общественным организациям, определяя границы этих свобод. Аксиомой гражданского общества является положение - не общество служит государству, а государство свободному обществу на основе общественного согласия и интеграции. В мононациональном государстве такая интеграция возможна на национальной основе, в полиэтнических государствах, к числу которых относится Россия, это ведет к межэтническим конфликтам и войнам. Современную Россию, как и другие многонациональные государства, могут объединить ценности и институты гражданского общества. Наи более прогрессивная часть политической элиты во всем мире ищет инструментарий социальной интеграции, с помощью которого можно объединить социально разнородное общество в единое целое. При этом не следует забывать, что гражданскому обществу всегда присущ дуализм принципов, с одной стороны, индивидуализм личной самодостаточности, с другой, принцип нормативности и необходимости соблюдения законов и социальных норм. В данной ситуации государство является субъектом управления в социально-экономической, политической и других сферах жизнедеятельности общества. Свобода как благо цивилизованного общества не может быть безграничной, иначе она перерастет в произвол, появление которого и предотвращает государство.

Государственное управление - это двух аспектная деятельность. Во-первых, это разработка законов, указов и проектов для исполнения их гражданами, социальными группами, общностями и учреждениями, а также создание условий для их выполнения. Во-вторых, это выработка норм и правовых действий самих органов государственной власти, политических деятелей и госслужащих. Государственные служащие - это профессиональные работники, которые наряду с выборными и назначаемыми политическими лидерами, руководителями законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Реализация этих функций образует систему государственных институтов. Но государство, являясь бюрократической системой, стремится к росту, постепенно превращаясь в замкнутую на себя систему. На базе нарастающего технического и технологического потенциала государственного управления и увеличения числа чиновничьего аппарата создаются такие сложные бюрократические структуры, которые превращают государство как социальный институт управления в объект управления со стороны бюрократической системы и чиновников. В данной ситуации руководство страны в своей управленческой деятельности больше полагается на элиту и экспертов-профессионалов, что приводит к увеличению дистанции между управленческим аппаратом и гражданами. Это сокращает возможность участия населения в принятии решений, снижает интерес граждан к участию в общественной жизни, в том числе в избирательных кампания. В дистанцировании управленческого аппарата от рядовых граждан сказывается и наследие номенклатурного прошлого.

 

В социально-управленческом и социологическом плане для России с ее огромной протяженностью актуальной является проблема региональной идентификации. Это обусловлено в первую очередь проблемами политической и экономической фрагментации, ростом социально-экономического неравенства регионов и субъектов федерации, а также обострением межэтнических конфликтов. Понятие «регион» вошло в отечественную социологию в 70-е годы ХХ века благодаря ученым сибирской экономико-социологической школы А.Г. Аганбегяну и Т.И. Заславской. Российские регионы различаются наличием ресурсов и их освоенностью, этническим составом населения, людностью и плотностью расселения, соотношением центра и местности, социально-профессиональной структурой населения, природно-климатическими условиями и т.п. Ведущей тенденцией в российском пространстве стала регионально-этническая самоидентификация, поэтому с середины 90-х годов ХХ столетия многие руководители субъектов федераций стали формировать межрегиональные ассоциации социально-экономического взаимодействия. Деятельность этих ассоциаций регулируется федеральным и региональным законодательством. В Екатеринбурге в начале 90-х годов ХХ в. Возник проект создания Уральской республики. Республика могла бы объединить регионы, граничащие со Свердловской областью, должны были быть свои деньги - уральские франки. Банкноты, тиражом в два миллиона, были напечатаны на Пермской фабрике «Госзнак». На них были изображены выдающиеся исторические личности региона татарский князь Ивак-Ибрагим, заводчик Никита Демидов, деятели науки и искусства П.И. Чайковский, С. Дягилев, Д.И. Менделеев, а также архитектурные памятники Екатеринбурга, Перми, Тобольска, Тюмени и Уфы. Была разработана конституция, одобренная народным референдумом. Уральская республика просуществовала всего десять дней, и в ноябре 1993 года президент РФ Б. Ельцин отменил решение Свердловского областного Совета об образовании Уральской республики.

 

В настоящее время уровень социального развития регионов определяется на основе международных индикаторов, разработанных Программой развития ООН и адаптированных к российской действительности. В их число входит индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), состоящий из трех компонентов: дохода валового регионального продукта на душу населения, продолжительности жизни и уровня образования. В число индикаторов социального развития входят также цели развития тысячелетия (ЦРТ). Они включают в себя сокращение крайней бедности, снижение младенческой, детской и материнской смертности, заболеваемости социальными болезнями, гендерное равенство, доступ к Интернету, качественной воде и жилищу, улучшение экологической ситуации и др. В соответствии с международными индикаторами показатели социального развития регионов свидетельствуют об усилении дифференциации и огромном региональном неравенстве. В современной России лидерами развития являются крупнейшие агломерации и экспортно-ресурсные регионы.

 

В 2006 году для комплексного изучения и сопоставления различных регионов страны по программе и методике «Социокультурный портрет региона», разработанной в Институте философии Российской Академии наук под руководством Н.И. Лапина, были проведены полевые исследования в десяти регионах РФ. Каждый портрет имеет шесть комплексных индексов и более пятидесяти таблиц и рисунков. Социокультурные портреты позволяют выяснить региональные и локальные проблемы в трех базовых сферах жизнедеятельности: антропокультурной, социоэкономической и институциональнорегулятивной. В ходе данных исследований подтвердилась гипотеза авторов программы о том, что в каждом регионе есть значительный человеческий потенциал, который слабо преобразуется в активный социокультурный потенциал. Это порождает политические и социальные конфликты, рост патерналистских ожиданий населения и его неуверенность в сохранении достигнутого уровня и качества жизни. Авторами исследования выявлено три группы застойных явлений в регионах, которые тормозят развитие регионов и страны в целом:

 

- застой в сфере технических инноваций и предпринимательства;

 

- воспроизводство правонарушений и малоэффективного правопорядка;

 

- дефицит институтов саморазвития общества.

 

Преодолеть данные застойные явления помогут региональные инновационные системы, которые являются базовым звеном в иерархии национальной инновационной системы. Целью региональной инновационной системы является формирование правовых, экономических, информационных и организационных условий для вывода на внутренний и внешний рынки конкурентной отечественной продукции в интересах региона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.008 с.)