Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как субъект и объект управления. Специфика государственно-управленческих отношений в обществе. Структура, функции и формы государственного управления.
В научной и учебной литературе существует множество подходов в определении государства, что свидетельствует о его полифункциональности и полиструктурности. В настоящее время наиболее употребим европейский этатистский подход, суть которого заключается в рассмотрении государства как политической машины с нанятым чиновничьим аппаратом, которые извне управляют обществом. В работах многих европейских мыслителей, в частности Г. Маркузе, М. Фуко, отмечалось, что в конце ХХ века во многих странах государственный аппарат стал основным механизмом контроля над поведением людей. С позиций данного подхода государство является единоличным субъектом управления обществом и граждане, в свою очередь, все надежды на улучшение своей жизни возлагают на государство. На заре человеческой истории человек надеялся на бога, затем на рынок, а теперь он смотрит на правительство. Наряду с этатистским подходом существует рассмотрение государства как правового государства, как органа, осуществляющего свою деятельность в рамках права. Признаком такого государства является равенство всех, в том числе и государства, перед законом. В правовом государстве признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть функционирует на основе разделения властей. Цель деятельности такого государства - соблюдение правовой формы между публичной властью и институтами гражданского общества как субъектами права, признание и гарантия равенства и свободы всех индивидов. Механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества предписан конституцией. В правовом обществе государство является как субъектом, так и объектом управления со стороны институтов гражданского общества и равноправных индивидов, ограничивающих государственную власть на основе конституции. Конституция сохраняет определенную свободу гражданам, социальным группам и общественным организациям, определяя границы этих свобод. Аксиомой гражданского общества является положение - не общество служит государству, а государство свободному обществу на основе общественного согласия и интеграции. В мононациональном государстве такая интеграция возможна на национальной основе, в полиэтнических государствах, к числу которых относится Россия, это ведет к межэтническим конфликтам и войнам. Современную Россию, как и другие многонациональные государства, могут объединить ценности и институты гражданского общества. Наи более прогрессивная часть политической элиты во всем мире ищет инструментарий социальной интеграции, с помощью которого можно объединить социально разнородное общество в единое целое. При этом не следует забывать, что гражданскому обществу всегда присущ дуализм принципов, с одной стороны, индивидуализм личной самодостаточности, с другой, принцип нормативности и необходимости соблюдения законов и социальных норм. В данной ситуации государство является субъектом управления в социально-экономической, политической и других сферах жизнедеятельности общества. Свобода как благо цивилизованного общества не может быть безграничной, иначе она перерастет в произвол, появление которого и предотвращает государство.
Государственное управление - это двух аспектная деятельность. Во-первых, это разработка законов, указов и проектов для исполнения их гражданами, социальными группами, общностями и учреждениями, а также создание условий для их выполнения. Во-вторых, это выработка норм и правовых действий самих органов государственной власти, политических деятелей и госслужащих. Государственные служащие - это профессиональные работники, которые наряду с выборными и назначаемыми политическими лидерами, руководителями законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Реализация этих функций образует систему государственных институтов. Но государство, являясь бюрократической системой, стремится к росту, постепенно превращаясь в замкнутую на себя систему. На базе нарастающего технического и технологического потенциала государственного управления и увеличения числа чиновничьего аппарата создаются такие сложные бюрократические структуры, которые превращают государство как социальный институт управления в объект управления со стороны бюрократической системы и чиновников. В данной ситуации руководство страны в своей управленческой деятельности больше полагается на элиту и экспертов-профессионалов, что приводит к увеличению дистанции между управленческим аппаратом и гражданами. Это сокращает возможность участия населения в принятии решений, снижает интерес граждан к участию в общественной жизни, в том числе в избирательных кампания. В дистанцировании управленческого аппарата от рядовых граждан сказывается и наследие номенклатурного прошлого.
В социально-управленческом и социологическом плане для России с ее огромной протяженностью актуальной является проблема региональной идентификации. Это обусловлено в первую очередь проблемами политической и экономической фрагментации, ростом социально-экономического неравенства регионов и субъектов федерации, а также обострением межэтнических конфликтов. Понятие «регион» вошло в отечественную социологию в 70-е годы ХХ века благодаря ученым сибирской экономико-социологической школы А.Г. Аганбегяну и Т.И. Заславской. Российские регионы различаются наличием ресурсов и их освоенностью, этническим составом населения, людностью и плотностью расселения, соотношением центра и местности, социально-профессиональной структурой населения, природно-климатическими условиями и т.п. Ведущей тенденцией в российском пространстве стала регионально-этническая самоидентификация, поэтому с середины 90-х годов ХХ столетия многие руководители субъектов федераций стали формировать межрегиональные ассоциации социально-экономического взаимодействия. Деятельность этих ассоциаций регулируется федеральным и региональным законодательством. В Екатеринбурге в начале 90-х годов ХХ в. Возник проект создания Уральской республики. Республика могла бы объединить регионы, граничащие со Свердловской областью, должны были быть свои деньги - уральские франки. Банкноты, тиражом в два миллиона, были напечатаны на Пермской фабрике «Госзнак». На них были изображены выдающиеся исторические личности региона татарский князь Ивак-Ибрагим, заводчик Никита Демидов, деятели науки и искусства П.И. Чайковский, С. Дягилев, Д.И. Менделеев, а также архитектурные памятники Екатеринбурга, Перми, Тобольска, Тюмени и Уфы. Была разработана конституция, одобренная народным референдумом. Уральская республика просуществовала всего десять дней, и в ноябре 1993 года президент РФ Б. Ельцин отменил решение Свердловского областного Совета об образовании Уральской республики.
В настоящее время уровень социального развития регионов определяется на основе международных индикаторов, разработанных Программой развития ООН и адаптированных к российской действительности. В их число входит индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), состоящий из трех компонентов: дохода валового регионального продукта на душу населения, продолжительности жизни и уровня образования. В число индикаторов социального развития входят также цели развития тысячелетия (ЦРТ). Они включают в себя сокращение крайней бедности, снижение младенческой, детской и материнской смертности, заболеваемости социальными болезнями, гендерное равенство, доступ к Интернету, качественной воде и жилищу, улучшение экологической ситуации и др. В соответствии с международными индикаторами показатели социального развития регионов свидетельствуют об усилении дифференциации и огромном региональном неравенстве. В современной России лидерами развития являются крупнейшие агломерации и экспортно-ресурсные регионы.
В 2006 году для комплексного изучения и сопоставления различных регионов страны по программе и методике «Социокультурный портрет региона», разработанной в Институте философии Российской Академии наук под руководством Н.И. Лапина, были проведены полевые исследования в десяти регионах РФ. Каждый портрет имеет шесть комплексных индексов и более пятидесяти таблиц и рисунков. Социокультурные портреты позволяют выяснить региональные и локальные проблемы в трех базовых сферах жизнедеятельности: антропокультурной, социоэкономической и институциональнорегулятивной. В ходе данных исследований подтвердилась гипотеза авторов программы о том, что в каждом регионе есть значительный человеческий потенциал, который слабо преобразуется в активный социокультурный потенциал. Это порождает политические и социальные конфликты, рост патерналистских ожиданий населения и его неуверенность в сохранении достигнутого уровня и качества жизни. Авторами исследования выявлено три группы застойных явлений в регионах, которые тормозят развитие регионов и страны в целом:
- застой в сфере технических инноваций и предпринимательства;
- воспроизводство правонарушений и малоэффективного правопорядка;
- дефицит институтов саморазвития общества.
Преодолеть данные застойные явления помогут региональные инновационные системы, которые являются базовым звеном в иерархии национальной инновационной системы. Целью региональной инновационной системы является формирование правовых, экономических, информационных и организационных условий для вывода на внутренний и внешний рынки конкурентной отечественной продукции в интересах региона.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.008 с.) |