ТОП 10:

Основные этапы развития социологии.



Основные этапы развития социологии.

2 этапа становления социологии как науки:

1. Донаучный - от античности и до 19 века (на нем накапливалась информация о различных сторонах жизни общества)

2. Собственно научный - берет начало с 30 - 40 годов 19 века и до сегодняшнего дня.

Предтечей социологии считают Аристотеля.

Общество (по Аристотелю) - любое объединение людей чем-либо соединенных между собой.

Простейшим обществом является семья, основанная на природных отношениях (муж-жена, господин-раб). Соединение семей приводит к образованию селений. Когда образуются селения, образуется высшая форма социальной жизни - государство. Государство - разновидность общества. Государство, с одной стороны возникает естественным путем, с другой - это механизм созданный человеком. Человек - существо общественное, которое не может жить вне рамок общества и государства. В противном случае это существо в нравственном отношении недоразвитое или сверхчеловек.

В античности разные аспекты общества изучали Сенека, Платон, Цицерон, Полибий, Плутарх и др.

На последующих этапах развивали различные идеи об обществе следующие мыслители:

· Эпоха Средневековья - Ибн Хальдун; он рассматривал вопросы о влиянии разделения общественного труда на солидарность между людьми, вопрос об эволюции, о влиянии климата на жизнь, быт людей и на их роль в истории, о роли опыта в научном исследовании

· Новое время - Г.Гроций, Ж.Б.Вико, Тюрго, Джон Локк, Т.Гоббс; идея естественных прав человека, идея общественного договора, теория классов и классовой борьбы, идея циклического развития и др.

· Научный этап - 30-40е года 19 века. Именно в это время возникла социология как наука.

В обществе сложились 3 группы предпосылок для появления социологии:

· Социальные предпосылки ( 30-40е года 19 века характеризуются как период социальной напряженности в Европе - Появляется потребность в науке, которая бы объяснила, что с обществом происходит, и что его ждет в будущем).

· Естественно - научные предпосылки (открытие клетки, эволюционная теория Дарвина, с помощью которых объясняли строение общества).

· Эмпирическая база. С начала 19 века проводятся интенсивные эмпирические социальные исследования. Причины:

o Быстрое развитие капитализма сопровождалось следующими процессами (урбанизацией)

o Разная социальная дифференциация

o Пауперизация

o Рост преступности

 

1828г. - Сен-Симон и Огюст Конт поставили задачу создать специальную науку об обществе. Эту науку они назвали социальной физикой. Они считали, что наука об обществе должна строится по образу и подобию естественных наук и использовать их методы.

В 1839г. Огюст Конт использовал новое название - социология. Причина, по которой Конт изменил название - Кетле (основатель статистики), который понимал под социальной физикой - статистику, а Конт считал, что наука об обществе должна быть теоретической и её нельзя свести только к статистике.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

2.Понятия «культура» и ее определение.

В обычной жизни этот термин используется для обозначения «высших проявлений разума» - изобразительное искусство, литература, музыку и т.д. Но социологи рассматривают культуру в более широком смысле.

Культура – общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены или социальные группы данного социума.

Сюда могут входить: манера одеваться, свадебные обряды, правила семейной жизни, трудовые традиции, религиозные церемонии и т.д. Когда социологи говорят о культуре, они подразумевают в первую очередь «благоприобретенные» стороны общественной жизни, которые являются продуктами познания и не передаются механически их поколения в поколения. Такие элементы культуры доступны всем членам общества. Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные – верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и осязаемые – объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание.

Методологическое значение проблемы предмета социологии

Предмет наукиэто те аспекты или особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуясь своими научными интересами. В социологии эту область познания образуют явления и процессы, описываемые при помощи понятий «общество», «социальное взаимодействие», «социализация» и т.д.

Определение предмета социологии путем перечисления понятий, связанных с исследовательской деятельностью социологов невозможно, т.к. перечень этот слишком велик и изменяется по мере развития науки. Поэтому определение предмета социологии должно быть концептуальным, оно должно строиться на раскрытии смысла ключевого для данной науки понятия «социальное». В обыденной жизни в широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совместной жизни людей; в узком – выделяет особую сферу общественной жизни – социальную.

Согласно социологическому подходу, «социальное» в широком смысле означает связи, взаимозависимость между явлениями и процессами. В узком смысле – явления и процессы совместной жизни людей, обусловленные стремлением принадлежать к общности, к солидарности друг с другом. Таким образом, предмет современной социологии может быть определен как социальная обусловленность любых явлений.

На протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (то, что влияет на общество независимо от человека, соц. факты - нормы, установки общества, которые сложились о том, как надо. они объективные - не зависят от воли людей, надиндивидуальны) (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Социальное действие (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

Проблема предмета, таким образом, заключается в том, что он четко не определен, существует множество разных точек зрения, есть много определений, неоднозначные трактовки классиков.
=> методологическое значение – в зависимости от предмета ориентируемся на разные методы.

Предмет социологии: подходы

Объект – та область, которую мы изучаем.

Предмет – значимые стороны и черты объекта, непосредственно интересующие нас.

 

История и социология.

История, подобно социологии, стремится находить, реконструировать, расшифровывать и сохранять представления и данные о минувшем. Принципиальная разница сводится к тому, что социология лишена возможности непосредственного обращения к ушедшим людям, реалиям прошлого. Социологи концентрируются на настоящем, хотя уже на следующий день эти данные становятся историей. Близость предопределена тем, что история в своей преобладающей части занимается исследованием действий человека, групп, народов и масс, то есть социальных действий.

Конт исходил из того, что исторический и сравнительно-исторический подходы являются общенаучными. «социология как история без имен и дат».

Когда социологическая наука только появилось, она стала конкурировать с историей, что дало им импульс к развитию и взаимообогащению. Так, с 19 века история меняет свои исследовательские интересы: складывается новое направление исторической мысли – социальная история, которая рассматривает примерно те же проблемы, которые исследует социология. В 20 веке историки осваивали исследовательские методы (контент-анализ, построение моделей и др), выработанные социологией, а также терминологию и понятийный аппарат.

Социология стала избавляться от глобольных – историко-эколюционных схем, которые представляли собой попытки выявить общие закономерности в развития челвоечества.

Ковалевский М.М. использовал исторические данные в своих работах – сравнительно-исторический анализ государственного и частного права. Сорокин оперировал энциклопедическими знаниями о прошлом, специально занимался теорией социально-исторического процесса.

Сочетание истории и социологии проявилось в рождении истории социологии, как отрасли научного знания.

Взаимодействие проявляется и в том, что социологу необходимо знать историю исследуемого общественного института, организации или же знать жизненный путь интервьюируемого человека.

Также нужно знать историю изучения конкретных проблем, исследуемых социологией.

Более того, существует историческая социология – это часть социологического знания, обеспечивающая социологическими методами единство анализа прошлого, настоящего и будущего в применении к исследуемому объекту. С начала 21 века констатируется историзация социологии.

 

Социология и философия.

Согласно Платону, философия – познание сущего, согласно Аристотелю – это исследование причин и принципов вещей, в трактовке Эпикура – философия есть путь для достижения счастья путем разума.

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия (Степин В.С).

Практически все науки сформировались и выросли в недрах философии. =>Универсальность философского знания. Философия предлагает универсальные гносеологические модели, которые осваиваются науками. Она играет методологическую роль по отношению ко всем наукам.

Социология также уделяет огромное внимание методологии и методам познания. Эти две науки имеют много точек соприкосновения, их социальные функции сходны, особенно там, где дело касается социальной философии и теоретической социологии.

Зомбарт: «Под социологией в самом широком смысле слова понимается всякого рода познание человеческого общежития, то есть человеческой культуры или истории человечества». Он говорит и о философской социологии, к области которой относится «всякое учение об обществе, переходящее за границы опыта, как-то: всякого рода теории о принципах развития человечества, о сущности того или иного явления культуры, об определяющих историю факторах и тому подобные теории, на которых лежит метаисторическая печать». Также социологию можно определить как некую «совокупность познавательных практик, направленных на изучение социальной реальности (социума) и механизмов действия социальности в различных ее проявлениях».

Единство философского и социологического знания проявляется в том, что многие выводы и постулаты философии близки выводам и постулатам теоретической социологии, теории и методологии социологической науки, что, однако, не означает их идентичности или тождественности. Философия дает представление о картине мира, природы и общество, показывает происхождение тех или иных процессов или явлений , создает идеальные теоретические модели, игнорируя частности, то социология, обладая как общенаучными, так и специфическими методами познания, стремится ответить на вопросы «что делать», «как и каким образом действовать», показывает качество изменений социальной реальности.

Роднит социологию и философию общность категорий : вселенная, цивилизация, мир, общество, культура, человек и т.д. Но акценты ставятся разные: философия рассматривает их как объект тщательного анализа, то для социологии это фон, условия, среда, в которой происходят интересующие ее процессы, происходят события, олицетворяющие интересы и потребности людей, социальных групп, классов, государств и обществ.

Происходит взаимное обогащение философского и социологического знания, когда логика теории познания дополняется и уточняется информацией, получаемой методами социологии.

Философия – мировоззрение, которое определяет места и роли человека в мире, то социология сосредотачивает свое внимание на отношении человека с этим миром.

Философия претендует на трактовку смысла мира и смысла человеческого существования, но социология нацелена на изучение понимания людьми своих целей, интересов, потребностей, мотивов в реальных социальных ситуациях.

Философская мысль показывает логику познания, исходя из гносеологических, онтологических и аксиологических принципов познания, то теоретические постулаты социологии можно перевести на язык методологии, получить возможность операционализации понятий, которые используются в эмпирических, прикладных исследованиях.

Социальная философия и социология имеют одинаковый объект познания – общества, но разные методы. Первая стремится выделить общие закономерности функционирования общества, тенденции его развития, то социология «изучает общество в человеке и человека в обществе» (Бергер). => поиск специфических особенностей.

Более того, современная социальная философия рассматривает общество как систему, состоящую из 4 сфер: экономической, политической, социальной, духовной. Социология тоже следует этой логике.

Между социологией и философией существуют методологические различия материального и идеального.

В обеих науках огромное место занимает анализ и интерпретация процессов, происходящих в общественном сознании.

Социология оперирует понятиями «социальное время», в то время как философия использует «время», «социальное производство» - производство, «социальное пространство» и т.д.

 

Понятие социализации.

Социализация – процесс, в ходе которого дети или другие члены общества учатся жить в этом обществе. Социализация является основным способом передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Это адаптационный процесс, в ходе которого ребенок постепенно начинает осознавать себя.

Социализация – процесс становления и развития личности, основанный на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей жизни определенных образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и культурных ценностей, способствующих вхождению человека в социальную жизнь и успешному функционированию в ней.

Полная социализация – полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждым своим членом. Неполная социализация свидетельствует, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то их частью. Односторонняя социализация - в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. При актуальной социализации объем и содержание социального значия и культуры полностью соответсвуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Непрерывная социализация - существует всегда (есть редкие исключения). Э.Эриксон рассматривал социализацию как постоянный рост, как процесс, который длится всю жизнь.

Агенты социализации – группы или социальное окружение, в которых протекают наиболее значительные процессы социализации.

Первичная социализация происходит в младенчестве, когда у человека идет интенсивный процесс култтурного образования. Агентом социализации здесь выступает, прежде всего, семья.

Вторичная социализация происходит в позднем детстве и зрелые годы. Сопровождается отчуждением у семью ряда воспитательных функций, которые переходят к другим институтам социализации: школе, сверстникам, СМИ и т.п.

 

60. Социологические издания в России (журналы, периодические издания)

В мире сегодня ок. 2000 социологических журналов. В России сегодня по статистике около 10 журналов (в советское время несколько, в основном, «Социс»).

  • «СОЦИС» (социологические исследования). Академия наук. С 1974 г
  • Журнал «Социология и социальная антропология»
  • Журнал «Общественные науки и современность» (междисциплинарный)
  • «Социология» Московского университета,
  • «Социологический журнал»,
  • «Социология власти» (РАГС),
  • «Социология медицины»,
  • «Исследования социальной политики» (Саратов),
  • «Вестник общественного мнения» («ВСИОМ»),
  • «Мир России: социология и этнография» (МСК),
  • «Высшее образование в России»,
  • «Социология образования»,
  • «Организованная преступность, терроризм, коррупция» (Москва),
  • «Регион: политика, экономика, социология»,
  • «Телескоп» (Спб),
  • «Социология и маркетинг»,
  • «Сибирский социологический вестник»,
  • «Человеческий капитал» (Москва, редактор — Осипов),
  • «Наука, общество, культурное общество».
  • Есть социологические журналы «Вестник Санкт-Петербургского университета» (серия социология и психология),
  • «Вестник Московского ун-та социология»,бурятского, Герцена, Воронежского и т. д.
  • «Общество, среда, развитие» (СПб).

 

Основные этапы развития социологии.

2 этапа становления социологии как науки:

1. Донаучный - от античности и до 19 века (на нем накапливалась информация о различных сторонах жизни общества)

2. Собственно научный - берет начало с 30 - 40 годов 19 века и до сегодняшнего дня.

Предтечей социологии считают Аристотеля.

Общество (по Аристотелю) - любое объединение людей чем-либо соединенных между собой.

Простейшим обществом является семья, основанная на природных отношениях (муж-жена, господин-раб). Соединение семей приводит к образованию селений. Когда образуются селения, образуется высшая форма социальной жизни - государство. Государство - разновидность общества. Государство, с одной стороны возникает естественным путем, с другой - это механизм созданный человеком. Человек - существо общественное, которое не может жить вне рамок общества и государства. В противном случае это существо в нравственном отношении недоразвитое или сверхчеловек.

В античности разные аспекты общества изучали Сенека, Платон, Цицерон, Полибий, Плутарх и др.

На последующих этапах развивали различные идеи об обществе следующие мыслители:

· Эпоха Средневековья - Ибн Хальдун; он рассматривал вопросы о влиянии разделения общественного труда на солидарность между людьми, вопрос об эволюции, о влиянии климата на жизнь, быт людей и на их роль в истории, о роли опыта в научном исследовании

· Новое время - Г.Гроций, Ж.Б.Вико, Тюрго, Джон Локк, Т.Гоббс; идея естественных прав человека, идея общественного договора, теория классов и классовой борьбы, идея циклического развития и др.

· Научный этап - 30-40е года 19 века. Именно в это время возникла социология как наука.

В обществе сложились 3 группы предпосылок для появления социологии:

· Социальные предпосылки ( 30-40е года 19 века характеризуются как период социальной напряженности в Европе - Появляется потребность в науке, которая бы объяснила, что с обществом происходит, и что его ждет в будущем).

· Естественно - научные предпосылки (открытие клетки, эволюционная теория Дарвина, с помощью которых объясняли строение общества).

· Эмпирическая база. С начала 19 века проводятся интенсивные эмпирические социальные исследования. Причины:

o Быстрое развитие капитализма сопровождалось следующими процессами (урбанизацией)

o Разная социальная дифференциация

o Пауперизация

o Рост преступности

 

1828г. - Сен-Симон и Огюст Конт поставили задачу создать специальную науку об обществе. Эту науку они назвали социальной физикой. Они считали, что наука об обществе должна строится по образу и подобию естественных наук и использовать их методы.

В 1839г. Огюст Конт использовал новое название - социология. Причина, по которой Конт изменил название - Кетле (основатель статистики), который понимал под социальной физикой - статистику, а Конт считал, что наука об обществе должна быть теоретической и её нельзя свести только к статистике.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

2.Понятия «культура» и ее определение.

В обычной жизни этот термин используется для обозначения «высших проявлений разума» - изобразительное искусство, литература, музыку и т.д. Но социологи рассматривают культуру в более широком смысле.

Культура – общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены или социальные группы данного социума.

Сюда могут входить: манера одеваться, свадебные обряды, правила семейной жизни, трудовые традиции, религиозные церемонии и т.д. Когда социологи говорят о культуре, они подразумевают в первую очередь «благоприобретенные» стороны общественной жизни, которые являются продуктами познания и не передаются механически их поколения в поколения. Такие элементы культуры доступны всем членам общества. Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные – верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и осязаемые – объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.017 с.)