Социология в России: основные этапы становления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология в России: основные этапы становления



В Россию социология была привнесена, а не самостоятельно возникла на основе потребностей общества.

В 1842 г. Конт выпустил заключительный том "Курса позитивной философии" и через три года мы обнаруживаем первую четкую реакцию на него в России. О необходимости создания в стране новой науки - социологии - заявил талантливый исследователь Валериан Майков. Однако периодом становления социологии в России следует назвать, по меньшей мере, 60-70-е гг. XIX века - время, когда Россия в первом приближении вступает на путь капиталистического развития = начало первого периода (всего выделяют от 5 до 7 периодов)

Становление русской социологии:

1. Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) начал спор о путях развития российского общества, положил начало дискуссии между западниками и славянофилами. «Философские письма» (1829-1831)

2. В идейном противостоянии западников и славянофилов рождается оригинальная концепция Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) о КИТах (культурно – исторических типах), произведение «Россия и Европа» 1871 года.

Данилевский резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого просвещения; он же, напротив, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Человечество – только отвлеченное понятие; географическое и историческое деление (древняя, средняя и новая история) не корректны; стоит говорить о «культурно-исторических типах». Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (новосемитский), и германо-романский, или европейский. Россия с славянством образуют новый КИТ, совершенно отличный и отдельный от Европы. Эти КИТы отличаются друг от друга культурой, развитием, языками.

3. Заимствованный русскими социологами позитивизм был очень развит во множестве концепций. Так, А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд представляли общество как биологический организм. Лев Ильич Мечников (1838-1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (не завершена, вышла посмертно в 1889) разрабатывал концепцию географического детерминизма. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и географической среды, в которой она существует. Вся история человечества, по Мечникову, разделяется на 3 фазы – речную, морскую и океаническую. При этом критерием прогрессивного развития выступает солидарность или кооперация людей, которая проходит три основные стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. История развивается по восходящей линии от относительно замкнутых цивилизаций, возникших на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, – до средиземноморской и океанической эпох существования человечества, распространяющего свою деятельность на весь земной шар.

4. Субъективная школа. (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)

Пётр Лаврович Лавров (1823-1900) начал своё социологическое теоретизирование как истинный позитивист. Лавров пытался проанализировать, за счет чего происходит прогресс (произведение «Исторические письма»), и приходит к выводу, что общество движется вперёд за счет гибели тысяч людей, по сути, счастье одних строится на костях других. Общество разделено на две категории людей: одни работают головой, другие работают физическим трудом и тем самым дают возможность выживать и здравствовать первой категории людей – генераторов мыслей и идей. Историю, в конечном счете, делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство – «критически мыслящие личности».

Люди, обладающие благами образования и благополучной жизни, должны пересмотреть свои взгляды, направить свои силы и действия на улучшение жизни других людей.

Отсюда – идея «хождения в народ». С теоретической точки зрения позитивизм заканчивается у Лаврова там, где начинаются рассуждения о возможностях субъектов (критически мыслящих личностей) по своей воле (волюнтаризм) преобразовать социальную действительности, изменить ход истории.

5. Марксизм.

Марксизм

легальный ортодоксальный

(П.Б. Струве, М.И. Туган–Барановский) (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)

Теоретические разработки касались исследования касались, помимо

исключительно экономической стороны экономической, политической стороны теории Маркса

6. Антипозитивизм (неокантианство).

На рубеже XIX – XX веков возникла антипозитивистская реакция (Л. Петражицкий, Б. Кистяковский)

Специфику общества Богдан Кистяковский видел в психологическом взаимодействии индивидов, а объектом социологии считал те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. Все эти явления - не простая комбинация, не просто агрегат индивидуальных сознаний. Тут происходят качественные дополнения, этот-то «плюс» и составляет характерный признак общества как сложной системы. Одна из главных тем творчества Кистяковского – правовое государство, суть которого – ограниченность власти признанием за личностью неприкосновенных прав (работы «Государство правовое и социалистическое» (1905), «Социальные науки и право» (1916)).

7. Неопозитивизм –бихевиористские концепции.

(Г. Зеленый, А. Звоницкая, П. Сорокин)

П.А. Сорокин «Голод как фактор: влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» - исследование голодающих районов Сибири.

Книга - анализ «социальной роли питания вообще и голода, в частности». Вывод Сорокина: если основные инстинкты человека угнетаются (пищеварительный инстинкт - один из шести основных), то для этого человека отступают на задний план все ценности и моральные ориентиры, которыми он до этого руководствовался. Монография была уничтожена советской цензурой сразу же после изгнания ученого из страны (1922).

«Социология революции» 1925 г. (работа написана уже в эмиграции в США, но на основе материалов, собранных в России)

Революционная ситуация складывается тогда, когда:

1. у большинства людей угнетаются основные инстинкты (и в том числе, подавляется инстинкт самореализации – один из основных);

2. вырождается элита, которая становится беспомощной и не может противостоять выступлениям масс.

Революция всегда сходит на нет и восстанавливается практически прежний ход событий.

8. М.М. Ковалевский

Этот ученый, хотя и не создал своей собственной большой концепции (генетическая социология – его идея), был великим организатором и, по сути, отцом-основателем русской социологии.

М.М.Ковалевский: 1. популяризовал русскую социологию

2. открыл в Париже Русскую школу общественных наук (1901-1904)

3. явился идейным вдохновителем П.Ф. Лесгафта, который ввёл преподавание социологии в открытой им Высшей Вольной школе для женщин в 1905 г.

4. в Психоневрологическом Институте при содействии В.М. Бехтерева в 1908 году открыл первую кафедру социологии и стал ей заведовать

5. был первым учителем в русской социологии

Ковалевский приложил все усилия, чтобы в России социология прижилась.

В итоге: скачок публикаций по социологии (к 1910 г. их число выросло в несколько раз по сравнению с концом 19 века), ученичество, преподавание дают основания говорить об институционализации русской социологии.

Дальнейшая история русской социологии:

в 1916 году социологи организуют Русское Социологическое общество им. М.М. Ковалевского (после его смерти)

в 1919 – в СПбГУ открывается кафедра социологии усилиями Сорокина

в 1920-х гг. – начинаются гонения на социологов (поскольку сам предмет «социология» представлял опасность для существующего тогда строя) →

в 1920 -е утверждается примат концепции исторического материализма, => все остальные концепции отсекаются, поскольку получалось, что надобность в них отпадает сама собой, если ориентиром выступает марксистское видение мира, которое давало «чёткий и конкретный» прогноз будущего состояния общества.

В итоге, русская социология сводится на «нет».

существует две точки зрения

после этого русская социология социальное знание все равно

умирает, т.е. о русской социологии существовало

можно говорить до 1922 и после 1989 гг.

 

Во время жизни Сталина социология – под запретом. После смерти Сталина началось возрождение социологии как эмпирического знания в России. Одной из поставленных целей было увеличение производительности труда, над чем и начали работать прикладные социологи в 50-60-е гг. В Ленинграде (Ядов, Здравомыслов), Новосибирске, Свердловске появляются социологические группы, занимающиеся этой задачей.

Помимо социологии труда развиваются социология семьи, социология города, социологические исследования миграционных процессов и др.

Плюс к этому в области теоретического знания существует жанр «критика буржуазных теорий» (разгром западных концепций постольку, поскольку она не соответствует идеям марксизма, она важна потому, что сначала иностранные труды печатались, а потом критиковались, а значит, они были доступны).

В 1958 году появляется Советская Социологическая Ассоциация и с 1959 года СССР участвует во Всемирном Социологическом конгрессе (во главе с академиком Осиповым)

В 1960-х гг. целая плеяда западных социологов побывала в СССР (Миллс, Мертон)

1974 г. – начало деятельности первого социологического журнала СоцИС

1989 г. – Возрождение социологического образования в России

2000 г. – Первый социологический конгресс

Современная ситуация. В России нет сколь-нибудь яркой фигуры социолога-теоретика с концепцией, которая заинтересовала бы западное социологическое сообщество. Налицо невнимание общества к социологии – большинство обывателей вообще не понимает, что это за наука.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.135.174 (0.017 с.)