Предмет, структура, задачи социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура, задачи социологии.



Социология как наука.

Социология -отрасль науки о человеческом поведении, целью которого является раскрытие социальных отношений, возникающих между индивидами и группами индивидов.

Отцом социологии считается О. Конт. Он выработал рациональный подход к изучению общества, опираясь на факты, полученные в процессе наблюдения и эксперимента. Он считал общество функционирующей системой, основанной на распределении труда. Этот подход он назвал «социологией» и ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной физики» в 1842 году. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе; занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на сборе и анализе фактов. У социологии много общего и с другими общественными науками, но все равно она является самостоятельной наукой. Под социологией понимают как социальную структуру, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, так и предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности определяют социальное поведение.

 

Научный метод социологии.

Социология- наука, изучающая общество в целом, а также отдельные процессы, институты в их общей взаимосвязи друг с другом. Каждая наука выделяет особую область исследований- свой предмет и вырабатывает свой способ его познания- свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания.. Методы социологии- совокупность основных познавательных приемов с помощью которых приходят к научным истинам.

В общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные.

К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как:

o Исторический- подразумевает изучение объекта в его развитии и становлении.

o Системный- изучение объекта в единстве взаимосвязей с другими объектами, в единстве всех его структурных образований и зависимостей.

o Метод сравнительного анализа- подразумевает установление различий и сходств изучаемых объектов.

 

К частно-научным относят:

o Опрос- соц.метод получения информации, при которым опрашиваемым людям задают в устной или письменной форме специально подобранные вопросы. С его помощью собирается от 70 до 90 % всех соц.данных.

o Анкетирование. Наиболее популярны- анкетирование через почту и газету.

o Наблюдение- простейший метод сбора первичной информации. Бывает систематическое и несистематическое(кратковременные)

o Эксперимент- общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Бывает лабораторный, мысленный(модельный). Ограниченно природой соц. объектов, требует строгого соблюдения принципов и норм.

 

 

Общество как соц.система.

Прежде всего общество – это система. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом в течение определенного времени.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень- это соц.роли, задающие структуру соц.взаимодействий.

Соц.роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень системы. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой системной организации. Соц.система может рассматриваться в 4 аспектах:

1. Как взаимодействие индивидов

2. Как групповое взаимодействие

3. Как иерархия соц.статусов

4. Как совокупность соц.норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

 

Общество-это динамическая система, она находится в постоянном движении, меняет свои состояния.

Это нелинейная система, это означает, что происходящие в обществе процессы определяются разными законами, их нельзя уложить в одну систему.

Это открытая система. Она реагирует на любое изменение. Таким образом понимание общества как соц.системы прошло длительную эволюцию от классической социологии Э. Дюргейма, К.Маркса до современных работ по теории сложных систем.

Общество обладает универсальностью, имеет высокий уровень внутренний саморегуляции, обладает внутренними механизмами самообновления.

 

Основные типы общества

Существует множество типов общества. Это разделение на простые и сложные, дописьменные и письменные, развитые, развивающиеся и отсталые, 5 формаций К.Маркса:

1. Первобытнообщинная(классов нет)

2. Рабовладельческая (рабы и рабовладельцы)

3. Феодальная (зав.кр-не и феодалы)

4. Капиталистическая (наем.рабочие и капиталисты)

5. Коммунистическая(от социализма к высшему уровню- империзму, где есть только трудящиеся)

 

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология Д.Белла, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное(аграрное)-это основанное на традициях общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, важнейшие из которых- семья, община. Для него характерны низкие темпы развития и производства, естественное разделение труда, примитивной системой управления.

Индустриальное (современное) общество отличается такими чертами как ролевой характер взаимодействия(поведение людей определяется общ.статусом), глубоким разделением труда, сложной системой управления, выделением множества соц.институтов.

Постиндустриальное общество - ведущей в обществе признается роль знаний и информации, компьютерных и автоматических устройств. Негативной стороной общества является опасность усиления соц.контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и СМИ.

Соц.структура общества.

Соц.структура- совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы соц.структуры:

1. Индивиды, их статусы и роли.

2. Соц.общности- относительно устойчивая сов-ть людей, отличающихся одинаковыми чертами условий и образа жизни, общностью соц.норм и ценностей.

3. Соц.группы- относительно устойчивая сов-ть людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения.

· Малые (семья, школ.класс, экипаж самолета) и большие(нация, класс, страта) соц.группы

· По характеру взаимодействия: первичная(естест.характер) и вторичная(формальный деловой характер- проф.союзы) соц.группы

· По факту существования: номинальная(для статистики) и реальная(осознаваемые людьми- по полу, возрасту и пр)

· По способу организации: формальная и неформальная

· Квазигруппы- неустойчиваые сов-ти людей(толпа и пр.)

4. Соц.институты- исторически сложившаяся устойчивая форма организации совм.деятельности людей, реализующая определенные функции в обществе: удовлетворение соц.потребностей.

· Деньги

· Власть

· Брак

· Семья

· СМИ

· Религия

 

Семья как соц.институт.

Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

§ нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;

§ расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

 

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Если одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида, что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой.

 

Семья как малая группа.

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека.

Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:

1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди
вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

 

Основные функции современной семьи могут быть сведены к следующему:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная - сексуальный контроль.

11) накопления собственности и передача ее по наследству.

Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

 

Основные задачи семьи состоят в следующем:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Экономика как соц.институт.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

§ взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

§ наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

§ определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

§ регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Экономическая социология.

Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.

Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Используются самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. Экономическая социология опирается на специфические представления о действии человека, развитиихозяйства и общества.

В рамках поведенческого (позитивистского) подхода экономическая социология понимается как наука, «изучающая поведение больших социальных групп, связанное с получением и использованием денег и иных активов».

Человек с точки зрения экономической социологии.

Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного классической экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчинённый логике экономического интереса. В экономической социологии человек способен становиться актёром и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом человек включён в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчинённого в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.

Классическая экономическая социология:

Экономическая социология появилась как новый подход к анализу экономических явлений. Новизной подхода, в частности, стала попытка объяснить, какую роль экономические структуры и институты играют в обществе, а также какое влияние общество оказывает на характер экономических структур и институтов.

Отношения между капитализмом и современностью являются характерным предметом исследования классической экономической социологии. Например, такие яркие работы, как«Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1905) и «Философия денег» Георга Зиммеля (1900). Можно предположить, что началом экономической социологии явились работы Алексиса Токвиля «Демократия в Америке» (1835-40) и «Старый режим и революция» (1856). Яркими представителями классического периода экономической социологии являются Карл Маркс, Макс Вебер и др.

 

Социология труда.

Социология труда — область социологии, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технологических и социальных условий на отношение к труду.

Социология труда применяется для анализа социальных изменений и поведения в сфере производства, а также на рынке труда и занятости.

Предмет социологии труда — трудовая деятельность и трудовое поведение в сфере труда и производства.

Объект социологии труда — трудовой коллектив как вид социальной организации (в том числе персонал банков, компаний и т.д.) и работающее население (преимущественно по найму).

Методологической базой для социологии труда является теория общественного разделения труда и его развития.

Главное направление исследований в социологии труда — анализ влияния содержания условий и форм социальной организации труда на отношение к труду и рост его производительности.

Переход к рыночной экономике в России сформировал качественно новый рынок труда и занятости, изменил трудовую деятельность населения, возможности его трудоустройства, получения квалификации как работающих, так и тех, кто потерял работу и был вынужден заняться трудоустройством.

Соц.контроль и девиация.

Одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.

Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.

Норма – существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.

Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции – поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:

1) формальные;

2) неформальные;

3) положительные;

4) отрицательные.

Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.

 

Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.

При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности.

Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп.

Социология управления.

Социология управления является пограничной синтетической наукой,

изучающей социологический аспект управленческой деятельности. Данная

наука сформировалась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии

и управления (менеджмента).

Социология – наука об обществе как целостной системе и отдельных

социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях,

отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения

людей. Известно, что основной задачей социологии является максимально

объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления

законов и закономерностей управления обществом.

Управление — универсально-историческая категория, отражающая управленческие отношения, существующие в любом — как рыночном, так и нерыночном — обществе. управление – это – совокупность универсально-исторических

принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в

любом обществе и в любую историческую эпоху.

Считается, что термин управление имеет более широкое содержание, чем

понятие «Менеджмент». Менеджмент - это прежде всего инструмент

коммерческого управления в рыночном обществе. Понятие управление

применимо и в узком и в широком смысле, к любому человеческому обществу

в любую историческую эпоху.

 

Проблемы, изучаемые социологией управления:

 органы управления с точки зрения функционирования их в качестве

социальных систем;

 подбор, расстановка, воспитание управленческих кадров;

 отношения, складывающиеся между людьми при выполнении ими

управленческих функций;

 постановка и реализация социальных целей управления;

 анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений;

 исследование и разработка системы учета интересов, мнений и

предложений работников;

 целенаправленное воздействие на управляемые подсистемы и связанные

с этим вопросы дисциплины, ответственности и исполнительности;

 внутригрупповое регулирование и социальная самоорганизация в

отдельных группах и на предприятии в целом;

 взаимосвязь менеджмента и уровня развития общества.

Предметом социологии управления является оценка,

изучение, совершенствование процессов управления в различных типах

социальных обществ, социальных организаций, социальных институтов, всего

общества, каждый из которых представляет собой специфическую систему

социальных взаимодействий индивидов и их групп.

 

Соц.молодежь.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

 

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

 

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

 

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи

Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции, порой противоречивые и неоднозначные. Таким образом, молодёжь:

1. наследует достигнутый уровень развития общества и государства;

2. имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;

3. отличается определёнными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком жизненного опыта, что повышает вероятность ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодёжь является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;

4. является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;

5. как социальный слой — является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, но также может иметь отношение к криминалу, наркомании и другимдевиациям.

 

Программы соц.исследований.

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

 

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Виды соц.исследований.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Социология как наука.

Социология -отрасль науки о человеческом поведении, целью которого является раскрытие социальных отношений, возникающих между индивидами и группами индивидов.

Отцом социологии считается О. Конт. Он выработал рациональный подход к изучению общества, опираясь на факты, полученные в процессе наблюдения и эксперимента. Он считал общество функционирующей системой, основанной на распределении труда. Этот подход он назвал «социологией» и ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной физики» в 1842 году. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе; занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на сборе и анализе фактов. У социологии много общего и с другими общественными науками, но все равно она является самостоятельной наукой. Под социологией понимают как социальную структуру, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, так и предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности определяют социальное поведение.

 

Предмет, структура, задачи социологии.

Предметом социологии является общество и общественные отношения, причины и формы образования групп, классов, перехода от одних в другие и пр.

Предмет социологии:

 

Соц.поведение Соц.структура

 

Социальная структура - демографическая экономическая классовая структура общества, территориальные факторы, этические, моральные духовные ценности общества.

 

Система общества
Подсистема (сферы)
Экономическая Политическая Социальная Духовная
-деньги -капитал -собственность -отношение людей в процессе производства, обмена, распределения материальных средств. -власть -государство -пол.партии -плюрализм -классы -страты, слои -соц.группы, общности и отношения между ними. -семья -мораль -культура -образование -искусство

 

 

Задачи социологии:

1. Решение научных проблем, связанных с формированием знаний, разработкой методов соц.исследований.

2. Изучение соц.действительности: анализ и средства воздействия на соц.процессы.

3. Соц.контроль, необходимый для принятия решения высшими органами управления.

4. Формирование у людей соц.мышления.

5. Дача ответов на активные проблемы современности методы соц.преобразования мира.

 

3. Структура(см.выше) и функции социологии:

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

 

Научный метод социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.149 с.)