![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и жизненный мир человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия и жизненный мир человека. Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, привычной формы рационализма. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознантельной деятельности. Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок.
Понятие деятельности. Деятельность как сущностная характеристика человека. Деятельность – специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется, в конечном счете, преобразованием окружающего мира. В процессе деятельности человек, или ее субьект, противостоит некоторому фрагменту объективного мира, или ее обьекту, как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт. Прежде всего, следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) – это действительное преобразование наличного материального бытия. Духовная деятельность связана с реобразованием этого бытия лишь в сознании человека.
3. Проблема определения философии. Вытокамі філасофіі і рэлігіі ў старажытным свеце былі міфы. У міфалогіі ў цэласным адзінстве былі аб’яднаныя рэальнасць і фантазія, веды і вера, думка і дзеянне, натуральнае і звышнатуральнае. Але засталіся «вечныя» пытанні – аб паходжанні свету і чалавека, аб жыцці і смерці і г. д. Іх атрымалі ў спадчыну ад міфаў рэлігія і філасофія, толькі адказваюць на іх па-рознаму.
Рэлігія – форма светапогляду, у якім свет у свядомасці чалавека падвойваецца на гэты (зямны, рэальны, натуральны) і той (нябесны, звышнатуральны, звышпачуццёвы), прычым звышнатуральныя сілы ў выглядзе багоў адыгрываюць галоўную ролю ў светабудове і ў жыцці людзей. У адрозненне ад рэлігіі, філасофія імкнецца абаперціся на навуку: догме супрацьстаіцьсумненне, эмоцыям – інтэлект, веры – логіка. Філасофскія веды абгрунтоўваюць адпаведны светапогляд. Філасофія выступае, такім чынам, яго тэарэтычнай асновай. Филасофия валодае ўсеагульнасцю і абстрактнасцю. Асаблівасць філасофіі – наяўнасць у ёй значнага каштоўнаснага кампаненту: Ісціну, Дабро, Справядлівасць, фарміраваць цэласны светапогляд асобы. Трэцяя адметная рыса філасофіі заключаецца ў яе асаблівай рэфлексіўнасці (адбітку). Яна рэфлексуе саму духоўную дзейнасць, даследуе і паказвае, як вывучаюцца працэсы рэчаіснасці, з’яўляецца вынікам самасвядомасці ўсёй навукі, гранічнай асновай духоўнай культуры. З прычыны гэтых асаблівасцей філасофія з’яўляецца інтэгратарам усёй духоўнай культуры.
Специфика проблемного поля классической философии. ТЕХНИКА - одно из значимых проблемных полей современной западный философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Вырастает из анализа "материальной культуры" в классической философской традиции и анализа технического знания, пристальное внимание к которому со стороны философской методологии характеризует 60-е 20 в. Техническое знание трактуется как знание о специфическом объекте, в котором, однако, в эксплицитном виде сформулирована универсальная, но обычно неартику-лируемая цель любого познавательного процесса - достижение прагматического результата.
5. Человечески субъективные и экзистенциальные характеристики личности. Понятие "субъективные отношения личности" заключает в себе то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин "отношение" подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении.
Проблема субъективных отношений впервые была поставлена в отечественной психологии Лазурским в связи с изучением характера. Он разработал представление о психологических (субъективных) отношениях человека к среде. Лазурский настаивал на том, что анализ личности должен быть не только психологическим и психофизиологическим, но и психосоциальным; в ходе анализа должны раскрываться не только ее психофизиологические и собственно психологические особенности, но также мировоззрение и "социальная физиономия". Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является "понимание человека как бытия", понимание "человека-в-его-мире". Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение.
Сознание человека как предмет философского анализа. Сознание является предметом исследования философии, социологии и психологии. Материя и сознание – есть самые предельно широкие философские понятия. Материализм подчеркивает: сознание – есть свойство, продукт высокоорганизованной материи; сознание – объективный образ объективного мира (Ленин); сознание в гносеологическом, теоретико-познавательном плане идеально отражает материю. При этом сознание органически взаимодействует с материей. Идеализм подчеркивает, что сознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождает материю. Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично, материя или сознание вопрос поставил Платон. Платон (427-347 гг.): «Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мира идей». Таким образом в философском плане сознание понимается как самая предельно широкая философская категория, которая рассматривается в сопоставлением категории «материя».
Культура и коммуникация как условие становления развитых форм сознания. Под культурой подразумевается совокупность материальных и духовных ценностей и деятельность по их созданию и воспроизводству. При такой трактовке, культура проникает в сознание индивида через общественное сознание, которое выступает своеобразной духовной культурой народа. Это нравственно- моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, математические истины и ритуалы, идеи науки и коллективные архетипы. Все эти факты общественного сознания относят к идеальному. Человек оберегает идеальное в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, к культуре. Существует множество различных видов культуры, поскольку есть множество видов деятельности (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка, воспитания, общения.
Философия постпозитивизма. 1) позитивизм. 30-40 гг 19в, во Франции образовалась школа, основоположником позитивизма был Конт. Высказывал убеждения в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области. Ф нужна для объединения всех знаний.
2) эмпириокритицизм. Пред-ми были Авенариус, мах. Сводили всю философию к субъектно-идеалистическому познанию. Основа знания: чувства и ощущения. Материя-это то, что мы чувствуем. 3) неопозитивизм 20 гг ХХв (надо найти логический атом-научный язык, проблема, значение, метода, верификация{проверено на опыте}). Самая влиятельная из этих направлений-философия лингвистического анализа (все проблемы связаны с засорением нашего языка) Хотели включить науку в философскую истину-то, что наблюдаем…опыт->осмысление-> истина. 4) постпозитивизм Наука как целая динамическая, развивающаяся система. Научный метод-предположительная догадка или опровержение. Отвергают чувсвенность, переживания.
Философская мысль Беларуси. Здесь «белорусскость» - географически-территориальная привязка. Этапы: 1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей. 2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский. Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский. Сапега. 3) Схоластика (конец XVII - первая половина XVIII века): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского. 4) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич). 5) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович). 6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры. 7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.
Категория материи. Материя (от латинского «вещество») – философская категория, у материалистов обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию.
Эволюция понятия «материя»: 1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки); 2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени); 3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм). Материальный мир сложно организован ‑ чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего разложить в иерархии от низшего к высшему. Понятие культуры. Культура - это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Сегодня существует целая совокупность наук - философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Функции культуры 1. Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание, взращивание, возделывание духа. 2. Функция исторической преемственности (информационная) - функция трансляции социального опыта. 3.Гносиологическая, познавательная функция культуры. 4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов. 5.Семиотическая, или знаковая, функция - одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. 6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом. 7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта.
Культура и нравственность. В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.
Философия природы. Природа – это якобы «весь мир в целом, все сущее». Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов: - все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку; - люди не вправе снижать природное разнообразие; - человеческое вмешательство вредоносно; - бережное отношение к природе ‑ залог совместной эволюции человека и природы. Основные модели взаимоотношения человека и природы: мифологическая, научно-технологическая, диалогическая. Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому якобы должны отказаться от иллюзии всезнания и всемерно воздерживаться от силового воздействия на природу.
Философия эпохи эллинизма. Период от Великого похода Александра Македонского в 334 году до н.э. и до потери Грецией в 147 году до н.э. независимости называется эпохой эллинизма. Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341-270 гг. до н.э.), организованная в предместье Афин, вдали от городского шума, в саду и по месту своего нахождения получившая название "Сад Эпикура". Онтологию, гносеологию и этику Эпикура пронизывают единые материалистические принципы. Эпикур и его последователи - единственные в античности, кто продолжили развитие атомизма Демокрита. Школа Эпикура просуществовала до 1 века до н.э. Однако идеи ее нашли свою вторую жизнь в Италии. Самым крупным приверженцем эпикуреизма здесь был Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), прославившийся своей философской поэмой "О природе вещей". Сам Лукреций не является творцом тех идей, которые он запечатлел в своей поэме. В конце 4 века до н.э. в Афинах родилась еще одна философская школа, основателем которой был Зенон из Китиона (о. Крит). Не будучи афинянином. Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике (стоя). Последней крупной оригинальной философской школой античности был неоплатонизм. Создатель этого учения - Плотин (204-270 гг.) - организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его.
Структура диалектики. Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира II его всеобщих характеристиках. Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной Практики. Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и различия между ними относительные.
Философия и жизненный мир человека. Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, привычной формы рационализма. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознантельной деятельности. Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.243 (0.016 с.) |