Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4. Неокантианство: обоснование специфики гуманитарного знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Именно в некокантиантсве была предпринята попытка исследовать особенности социально – гуманитарных знаний. Данное направление возникло в эпоху кризиса классической науки и сформировалось оно в кризис позитивизма. Специализация общественных наук. Баденская школа – Рикерт и Виндельюант. Маргбургская школа – Герман Кокен. Неокантианство считало необходимым актуализирвать некоторые особенности философии Канта. По мнению неокатнианцкев Канту принадлежит очень важной философское открытие имеющее очень важное знание для тог чем является наше научное познание. С их точки зрения философское открытие Канта в том, что в основе научного познания лежит не отражения объекта познания, а в основе научного познания лежит деятельность мышления по конструированию предмета познания. И для Канта это положение о том, что мышление само конструирует предмет. Для Канта это положение ответ на вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим знанием о них – потому, что мы сами их конструируем. Иначе и проще говоря – «Мы можем познать только то, что сами познали» [23]. Три темы которые получили развитие в неокантианстве: Снятие противопоставления субъекта и объекта познания. Неокантианцы полагали, что предмет научного познания это продукт деятельности мышления. Соответственно, что представляет собой процесс научного познания. Научное познания это процесс построения предмета мышления. Речь идет о конструировании человеческим мышлением науки и бытия, как предмета этой науки. Соответственно, с точки зрения неокантианцев, объект укоренен в само мышлении – нет противопоставления субъекта и объекта. То есть, нет вещи в себе, по мнению неокантианцев, признание упомянутого это слабое место теории Канта. Так полагает Коген – основатель Маргбургской школы – мышление само конструирует предмет. Различие сущего и должного – теоретического и практического разума. Это различении сущего и должного было положено ими в основу разграничения философского и научного знания. Виндельбант полагал, что философия представляет собой знание основанное на оценочных суждениях, т. е это знание основанное на познании должного, а от философии следует отличать теоретические науки предметом исследования которые является сущее.
Классификация наук и осознание специфики социально-гуманитарного знания. Вспомним Вильгелма Дильтея, современника неокантианства. Неокантианцы заимствовали его идеи – идеи его работ начал ХХ века. Впервые именно у Дильтея прозвучала формулировка социально-гуманитарных наук, наук о духе. Главной своей задачей Дильтей считал разработку метода наук о духе и таким методом наук о духе для Дилтея выступало так называемое им понимание [23]. Дильтей в строгом смысле слова принадлежит к герменевтической традиции знания. По его мнению гуманитарные науки и разумеется правоведение, как часть гуманитарного знания имеют дело с произведениями человеческого духа, а потому главным методом гуманитарного познания будет являться понимание, не объяснение действительности в ее причинно-следственной обусловленности. Человек живет пониманием, пониманием смысла социальной реальности, но конечно методом социально-гуманитарных наук является развитое понимание, которое формируется в процессе обращения к продуктам человеческого духа или к истории культуры. И теоретической базой развитого понимания в представлении Дильтея является герменевтика, которая именно у Дилтея превращается в теорию культуры. Понимание, полагает Дильтей это главная познавательная процедура гуманитарных наук. Почему именно понимание? Потому что любой продукт человеческой деятельности предсьтает, как текст, который воплощает в себе замысел, цель создания этого текста. Поэтому, понять что либо значит проникнуть в смысл текста и вот герменевтика как раз и является набором правил помогающим понять смысл текста. При этом Дильтей например пытался обосновать, так называемую им герменевтику систематических организаций. Это правила, принципы интерпретации социальных институтов – права, государства, церкви. Итак, значение того, о чем говорил Дильтей состоит в том, что он выступал против классического позитивизма и он заявляет об историчности и субъектности социальной жизни. Если для современной ему – детерминисткой социологии – довлеющее значение имели безличные социальные структуры и отношения, Дильтей же полагал, что эти социальные институт есть лишь продукты деятельности человека, которые можно понять только в связи с деятельностью человека. В обществе действуют не безличные социальные факторы. Социальная действительность – продукт человеческой деятельности. Благодаря Дильтею общим местом в наук ХХ века стало разграничения знание на науки о духе и науки о природе.
Если Дильтей различал типы наук в зависимости от их предметной области, то Вильгельм Виндельбант и Генри Рикерт, предлагали различать науки на основании используемых методов. История естествознания 1994 г. – Виндельбант в этом произведении полагает, что разграничение наук на науки о духи и природе по их предмету не вполне удачно, потому что противоположность предметов не совпадает с противоположностью методов. Виндельбант выделял два метода: · Номотетический метод – Номос это закон, тетио – устанавливать. По русски – законоустанавливающий метод. · Идиографический – метод описывающий индивидуальное. Итак, соответственно Виндельбант полагал, что одни науки причем не обязательно естественные ищут в познании реального мира нечто общее, что можно выразить в законе природы либо изучают нечто единичное в его исторически обусловленной форме. Одни науки преследуют цель повторения явлений, а другие фиксируют внимание на однократном явлении, индивидуальном, конкретном явлении. Соответственно, одни науки это науки о законах, а другие науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, а другие науки учат тому, то однажды было. В первом случае мы имеем так называемое номотетичнсео мышление, а в другом идеографическое. Вот мысль Виндельбанта о том, разграничение наук по предмету не удачно, продолжает Рикерт в работе «Границы естественнонаучного образования понятий» – логическое введение в исторически науки – 1902 г. Рикерт обращает внимание на то, что метод науки и предмет науки не жестко связаны друг с другом. У Рикерта все те же методы, но называются по другому. Образцом же социально-гуманитарного знания для Рикерта являлось историческое знание, если социология пыталась усреднить явления, создает некие законы, то историческое знание не усредняет явления, а описывает явления в их уникальности и неповторимости. Ключевым понятием его философии являлось понятие ценности и на этом основании Рикерт подчеркивал, что природа существует вне отношения ценностям. Культура это совокупность объекта связанного с общезначимыми ценностями. Задача науки в обнаружении общезначимых ценностей [23].
Можно сформулировать некоторые различия между позитивизмом и антипозитивизмом: Позитивизм отстаивает принцип единства научного знания. Из этого принципа единства научного знания выступает установка распространять на него методы естественных наук. Антипозитивизм подчеркивает специфику специальных объектов и методов познания. Позитивизм стремится к выявлению общего повторяющегося единообразного, все индивидуальное, не вписывающееся в принципы обобщения рассматривается, как свеого рода случайности. Позитивизм в третьих стремится свести многообразие явлений к некоторым совокупностям. Антипозитивизм не сводит целое к сумм частей. Антипозитивизм, напротив, использует такую метафору как организм и органическое целое. Из этой метафоры в ХХ веке вырастит системный подход. Позитивизм стремился представить социальную жизнь как механическое взаимодействие безличных социальных факторов. Антипозитивистов, напротив, интересует не объективные причины, детерминирующие социальные явления, а деятельность человека, мотивы деятельности человека, ценности.
Для позитивистов главной социально-гуманитарной наукой являлась обобщающая социология, для антипозитивистов – история. Попытка построить социологию по образцу естествознания дала лишь два-три обобщения Главное положение состоит в том, что социальный мир не может быть уподоблен некому объективному миру веще. Социальный мир – интерсубъективная реальность, то есть реальность, формирующаяся в процессе взаимодействия, обладающая смыслом. Не существует знания социального мира, которое не было бы знанием нашего собственного опыта и нашего отношения к нему [23].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.012 с.) |