Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие личности в системе человекознания.

Поиск

Тема 1. Понятие личности в системе человекознания.

План

1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии.

2. Человек как субъект, индивид, личность и индивидуальность.

3. Факторы формирования личности.

4. Человек как субъект деятельности.

 

 

Вопрос 1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии.

 

Слово «личность» происходит от латинского «persona» - маска, личина.

Философия в лице К. Маркса утверждает, что человек как личность есть продукт общественных отношений. Классик подчеркивал, что сущность человека не «…есть абстракт присущий отдельному индивиду», а в своей действительности она заключается в «совокупности всех общественных отношений». (Соч. Т.3, с. 3). Маркс также отмечал: действительное богатство человека (личности) состоит в богатстве его действительных отношений.

Таким образом, философия в лице К. Маркса акцентирует аспект социального формирования личности.

Понятие «отношение» является ключевым для многих определений личности. Только в психологии речь идет о межличностных отношениях, которые разворачиваются в общении и совместной деятельности. Именно роль общения и совместной деятельности в формировании личности фиксируются в психологических ее определениях.

На основе отношения к другим людям у человека формируется отношения к себе, как важнейший компонент самосознания личности. По Марксу, человек Петр, относясь к человеку Павлу как человеку, начинает и к себе относится как человеку. Это означает, что самоотношение как внутренняя психическая характеристика личности находит внешнюю детерминацию в отношении человека к другим людям. Вспомним Л.С. Выготского, который утверждал, что внутренние психологические новообразования (вся личность целиком вместо с ее самосознанием, самоотношением и другими многочисленными структурами, которым несть числа) возникают в процессе интериоризации из внешних коллективно распределенных форм активности человека (т.е. общения и совместной деятельности).

Но уже развитая, ставшая личность начинает оказывать вторичные функциональные, регулирующие влияния на поведение человека, отношение к другим и на функционирование всех структур психики индивида. Получается, что личность как психическая структура (в узком смысле) регулирует поведение человека, ею обладающего и по праву именуемого личностью.

В общей психологии личность рассматривается в узком психологическом смысле, как высшая интегрирующая инстанция, начало или ядро в психике человека. Инстанцию надо понимать как ступень, звено в системе психической регуляции внутренней и внешней деятельности и поведения. Инстанция – это метафора. В переводе на психологический язык личность узком смысле - особое новообразование в психике человека или иначе особое сверхчувственное психологическое качество (по А.Г. Асмолову). Вроде шишечки или бугорка в мозгу или в психике.

Главной детерминантой личности выступают общественные отношения (по Марксу). Но формируется и обнаруживается личность в поведении и деятельности (по С.Л. Р.). Но с очень важной оговоркой. Не в любом поведении, а только в свободном и ответственном поведении, т.е. в поступках. В так называемом субъектном поведении, когда человека самоопределяется в пространстве культурных норм и ценностей. Попросту, когда сам решает, как жить, кому служить, или не служить вообще и т.п. Как у А.С. Грибоедова Чадский говорил: «Служить бы рад, да прислуживаться – тошно». Функция личности как психологического новообразования (по А.Н. Леонтьеву) выстраивать иерархию мотивов собственной деятельности субъекта, отдавая предпочтение социальным мотивам перед органическими.

По Г. Олпорту личность - это динамическая организация психофизиологических систем, которая формирует характерные для данного человека паттерны поведения, мышления и эмоций. У американского классика заявлена более широкая функция личности.

(Паттерн – изображение, структура, строение, картинка, совокупность устойчивых признаков предмета, позволяющих отличать его от других предметов, аналог «понятию» для восприятия).

Гордон Олпорт, американский психолог (1897-1967), анализируя работы своих коллег в 1937 году, насчитал 50 определений личности. Пишут, что 50-ым было его собственное. Для всех определений общими являются три признака:

1. Уникальность личности.

2. Многообразие характеристик, которыми она обладает.

3. Их относительная устойчивость, неизменяемость во времени.

Выделенные Олпортом признаки относятся к понятию личности в широком психологическом смысле. Личность – это особая организация устойчивых психологических свойств (черт) человека, определяющих его отношение к миру и самому себе (т.е. личные отношения, как бы это ни звучало тавтологично). И именно, в таком смысле личность включает темперамент, характер и способности. Так она рассматривается в дифференциальной психологии. Об этом в теме «Структура личности».

Некоторые авторы утверждают, что, сколько в мире психологов, столько и определений личности.

Различия личных и общественных отношений автор не комментирует. История с пощечиной. Учительница заявила, что она извиняется как учительница, но не как взрослый человек, женщина. Мужская дилемма: жить с этой женщиной-наказание, а не жить – преступление.

Существующие определения личности, чаще всего, ни под какую из выделенных точек зрения не подходят. Мягко говоря, они некорректны. А точнее – это просто эклектический набор слов, наспех склеенных в предложение. Типичный образец эклектики. (Беспринципного сочетания несовместимых, противоречивых, противоположных взглядов)

В одном новом учебнике дается такое определение. «Итак, под личностью мы будем понимать социального индивида, субъекта общественных отношений, деятельности и общения». Термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - сущность социальную. (Там же). (Сонин Валерий Абрамович и Реан Артур Александрович. Глава 14. Понятие личности. Теории личности / Общая психология и психология личности. Учебник для вузов /Под ред. А.А. Реана. С-Пб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. С. 377.) Какое нам дело, что будут эти авторы понимать под личностью? А что делать студентам, как отвечать преподавателю, когда тот назойливо требует дать определение личности. А его то и нет. Когда их много - это не наука не научное знание, а мнения, представления, граничащие с заблуждениями и предрассудками.

 

Автор: д. псх. н. В.С. Гончаров.

Тема 2. Структура личности.

План

1. Свойства, черты и типы личности.

2.Темперамент, характер, способности.

3. Направленность личности.

4. Самооценка личности

 

Вопрос 3. Неосознаваемые процессы

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1. Автоматизмы 2. Установки; 3. Неосознаваемые мотивы;

Автоматизмы

Автоматизмы – это освоенные способы действия, или операции (по А.Н.Леонтьву). Автоматизм – это общая черта всех освоенных действий, которые являются свернутыми, сокращенными, протекающими без контроля сознания. Они составляют операционально-техническую основу действий, позволяют разгрузить наше сознание от рутины, привычных приемов. Двигательные автоматизмы называются навыками. Например, навык вождения автомобилем. Трудовая, спортивная деятельность складывается преимущественно из навыков. (Резчик по металлу).

Навыки неосознаваемо взаимодействуют. Интерференция – отрицательное взаимодействие и перенос - положительное взаимодействие. Устная и письменная речь составлена из таких неосознаваемых процессов. У ребенка рано сформировывается чувство языка, он правильно оперирует падежами, склонениями без специального сознательного обучения. У детей и взрослых в процессе чтения и изучения орфографии формируется грамматическая зоркость. Это автоматизм распознавания грамматических ошибок. Пушкин не представлял русской речи без грамматической ошибки, как лица без улыбки.

Стихийный познавательный опыт и опыт трудовой деятельности наполнен такими автоматизмами. Как что получается у мастера, он не знает. Осознание или рефлексия этого операционального опыта при стихийном усвоении не происходит. Осознанность или сознательность учения – это одно из требований дидактики. В процессе обучения действия первоначально осуществляются на четко осознаваемой основе, а затем в ходе их освоения они автоматизируются и уходят из сознания. Как, например, при обучении письму, счету. Но в процессе обучения освоение логических операций абстрактного мышления происходит без их осознания. Только в тренингах это оказывается возможным. В содержании традиционного обучения такой цели нет. Термометр, какой показывает температуру.

Установки

Установка это – готовность субъекта к совершению определенного действия, это своеобразная преднастройка к действию. Явление установки широко изучено в грузинской психологической школе, созданной Д.Н.Узнадзе (1886 – 1950). Установка предшествует действию и влияет на его качество. Но осуществляет действие навык. Установка проявляется во всех сферах психики. Самые типичные примеры из психологии восприятия, включая межличностное. В социальной психологии механизм установки рассматривается как проявление конформизма. Предварительная характеристика человека влияет на его восприятие.

Неосознаваемые мотивы

Фрейд выделил три основные формы проявления неосознаваемых мотивов: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.), невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот один пример из его врачебной практики. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: "Разрешите считать наше собрание закрытым".

Эго-защита

Психологическая защита (эго-защита) - одна из функций психики, форма неосознаваемой регуляции психических состояний человека.

Защитные механизмы относятся к неосознаваемым компонентам большинства психических процессов: мышлению, памяти, воображению, вниманию, эмоциям, мотивации, общению.

Почти вся психика задействуется для защиты личности своего субъекта, человека. Коротко она называется Я – защита (Эго – это я)

В частности психологическая защита работает на сохранение самооценки личности, ее достоинства, самоуважения. Они могут пошатнуться под влиянием фрустрации (переживания неудачи), психологической травмы, стресса, горя.

Приведем некоторые примеры эго-защит.

Мышление создает рационализацию – это подбор аргументов, оправдывающих и примиряющих личность с травмирующей его ситуацией.

Память делает возможным механизм вытеснения, когда забывается неприемлемое и постыдное для личности желание или пережитое унижение. (Примеры с мужем умершей сестры и дракой двух женщин на работе).

Память также обеспечивает механизм подавления, когда забываются предметы и обстоятельства, когда-то вызвавшие страх.

Воображение, обладая функцией замещения, обеспечивает одноименную эго-защиту (замещение, или просто, фантазия) – построение сцен мести в своем воображении. Замещение возможно также в форме реальной эмоциональной реакции (агрессии). Но по отношению к постороннему объекту, а не к тому, который вызвал агрессию.

Внимание вызывает такую защиту, как отрицание. Когда блокируется, не допускается в сознание опасная для личности информация.

Мотивация позволяет осуществлять сублимацию – пробуждение сильного интереса к творческим и общественно-полезные видам деятельности.

В общении широко наблюдается механизм проекции – это приписывание другим неприемлемых для личности чувств, мыслей, желаний, поступков. Проекция блокирует чувство вины. «Не я плохой, а окружающий мир плохой».

 

 

Копинг-поведение.

Копинг-поведение – это совладающие поведение, синоним - психологическое преодоление.

Копинг-поведение индивидуальный способ совладания человека с трудной жизненной ситуацией, вызывающей эмоциональный стресс.

В структуре копинга выделяются когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии. Они интегрируются в индивидуально своеобразные стили копинга.

Копинг зависит от субъективной значимости затруднительной ситуации, личностных и средовых ресурсов, которыми располагает человек для ее преодоления.

Эффективность копинга оценивается по состоянию человека, его самочувствию, субъективному благополучию, снижению тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей. Ослабление чувства уязвимости к стрессам, стабилизация состояния, изменяется отношение к проблеме.

Понятие «копинга» тесно связано с понятием психологическая защита.

Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на активную и продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях.

В случае неэффективного копинга включаются защитные механизмы пассивной адаптации. Они являются полиативными, (полумерами), дающее временное облегчение или его иллюзию.

Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

2. Копинг как личностная черта, предрасположенность отвечать на стрессовые ситуации определенным способом. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на когнитивную оценку ситуации. Стратегии: «ведущее вниз сравнение», «ведущее вверх сравнение».

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

4. Копинг нацеленный на избегание

Модель стилей совладающего поведения

 

Субъективно

разрешимая ситуация

 

Смерть близкого Финансовые затруднения

3 фактор «уход в аффект» 1 фактор «Решение»

Смирение, горевание

 

Объективно

неразрешимая Объективно разрешимая

 

 

Столкновение с криминалом Болезнь близкого

4 фактор «Уход» 2 фактор «Социальный»

 

 

Субъективно

неразрешимая

ситуация

 

Вопрос 3. Теории эмоций.

Вопросы 6 и 7

Физиологические корреляты эмоциональных реакций и состояний. Диагностика аффекта. Методика сопряженных моторных реакций А.Р.Лурия.

1. Понятие о физиологических коррелятах и их видах.

2. Методы регистрации физиологических коррелятов.

3. Диагностика аффекта. Методика сопряженных моторных реакций А.Р.Лурия.

Вопрос 1. Понятие о физиологических коррелятах и их видах.

Коррелят – это объективный индикатор внутреннего ментального процесса. К физиологическим коррелятам относятся изменения в движениях, мимике, голосе человека, вегетативных и биохимических процессах организма. Корреляты делятся на произвольные и непроизвольные.

Произвольные корреляты управляются ЦНС и подконтрольны сознанию и воле человека. К ним относятся все реакции поперечно-полосатой мускулатуры, которая обеспечивает функционирование опорно-двигательного и речевого аппарата, мимику, жесты и т.п.

Непроизвольные корреляты не подконтрольны сознанию, и по желанию человека изменяться не могут. Это движения гладкой мускулатуры (кишечника, кровеносных сосудов), электрическая активность головного мозга, висцеральные (внутренностные) сдвиги.

Непроизвольные физиологические корреляты – это более объективные и надежные показатели эмоционального состояния человека по сравнению с произвольными индикаторами.

В психологии предпринималось множество попыток установить связи между параметрами физиологических сдвигов и модальностями переживаемых человеком эмоций. Одним из первых исследователей, озадаченных этой проблемой, был В.Вундт. Эти попытки не имели успеха.

По этой причине Ж.Пиаже отказывался от исследования эмоций. Интеллект, развитие которого исследовал Пиаже, подчиняется логико-алгебраическим структурам. Каким структурам подчиняются эмоции никому неведомо.

Получаемые данные о наличии указанной связи отличались чрезвычайно противоречивостью. Стало очевидно лишь одно. Физиологические корреляты определенно могут выражать лишь интенсивность эмоционального возбуждения. Но и здесь возникли трудности. Телесные изменения, сопровождающие эмоции, могут происходить в отсутствие эмоций, например, при мышечном напряжении.

В качестве основных индикаторов физиологических сдвигов при изучении эмоций используются:

1.мышечные изменения, 2. биотоки сердца, частота и ритм сердечных сокращений, 3. частота и амплитуда дыхательных волн, 4. кровяное давление, 5. вазомоторные (сосудистые) реакции, 6. электрические явления в коже, 7. биотоки мозга, 8. изменения биохимического состава крови.

В психологии установлено, что эмоциональная память человека прочно удерживает следы от каждого пережитого аффекта. Особо прочными следами отличаются аффекты, вызванные преступлениями. (Федор Михайлович Достоевский).

Как оказывается, у некоторых субъектов недобрая память от преступлений фашизма слабее недоброй памяти от преступлений сталинского режима. Никто не мерил интенсивность тех и других следов в памяти поколений.

Аффективные следы в эмоциональной памяти достаточно легко оживляются по закону ассоциаций. Впервые ассоциативный метод для этих целей использовал З.Фрейд. Но Фрейд не был следователем, и его пациенты не стремились что-либо сознательно скрывать. Хотя, как знать. Но у пациентов срабатывали бессознательные механизмы психологической защиты, и психоаналитику эти барьеры нужно было устранить.

Преступник в отличие от пациента прежде всего стремится уйти от ответственности. Он сознательно запутывает следствие и отводит от себя подозрения.

Сильный аффект имеет одну очень существенную особенность. Он вызывает феномен эмоционального переключения. Все предметы, которые имеют какое-либо отношение к ситуации преступления, приобретают ярко выраженную аффективную модально-специфическую окраску. Это вещи преступника, орудия преступления, детали местности и т.п. Предъявление какого-любого из этих предметов вызывает у преступника вторичный аффект, возникающий по ассоциации. У человека, не причастного к преступлению, следов аффекта быть не может.

Отдельные детали, связанные с преступлением, известны только участникам преступления. Эти детали и используются для оживления эффекта, его активизации. Этот принцип положен в основу всех приемов отделения причастных к преступлению лиц, от тех, кто к нему не имеет отношения.

Первичный аффект усиливает ситуация привлечения к ответственности, допроса. На вопросы о совершенном преступлении скрывающий его виновный не может правильно ответить. Они для него являются опасными.

Само желание и стремление скрыть аффект и тщательное оберегание «опасных мест» как раз и «бередит» лишний источник аффекта и оживляет его следы.

(Ложь мужа, вернувшегося с курорта, и школьника, разбившего окно).

Диагностировать аффект объективными методами возможно в силу того, что управлять непроизвольными физиологическими коррелятами пережитых аффектов люди не могут. Индикаторам ложных ответов служат отношение периода вдоха и выдоха, повышение кровяного давления, изменение сопротивления кожи (КГР).

Яркими показателями аффективной реакции являются нарушения в неосознаваемых механизмах сознательных действий. К ним относятся двигательные автоматизмы и ассоциативные ответы на словесные стимулы.

Исследования К.Юнга, Э.Крепелина, М.Вертхаймера показали, что эмоции резко нарушают течение ассоциативных процессов. Происходит замедление реакции на слова. Ответные слова часто отклоняются от стандартных значений. Аффект дезорганизует моторную сферу, нарушается координация движений, их произвольная регуляция (руки не слушаются).

По этой проблеме в конце 20-ых годов исследования проводил молодой А.Р.Лурия. Он разработал методику диагностики следов аффекта, которая получила название «методика сопряженных моторных реакций».

Методика включает три действия.

1.Испытуемому предъявляются специально подобранные слова, на которые необходимо реагировать «свободными словесными ассоциациями». Слова были двух сортов: нейтральные и провоцирующие аффективную реакцию, т.е. напоминающие об аффектогенном событии.

2.Испытуемый должен одновременно со словесной реакцией нажать пальцем правой руки на пневматический датчик.

3.Региструруется тремор левой руки тоже с помощью пневматического датчика. Показатели аффективного комплекса:

1) характер ответных словесных реакций,

2) латентный период между словом-раздражителем и словом-ответом,

3) латентный период между нажимом правой и левой руки,

4) латентный период между нажимами рук и словесной реакцией,

5) интенсивность нажимов.

 

Тема 2. Структура личности.

План

1. Свойства, черты и типы личности.

2. Темперамент, характер, способности.

3. Направленность личности и ее базисные убеждения.

4. Самооценка личности.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2008.

2. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фреса и Ж.Пиаже. М., 1975. Вып.5.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

4. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р.Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. №4. С. 98-106.

5. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

 

Тема 3. Сознание и психика

План

1. Проблема определения сознания. Свойства сознания.

2.Структура сознания по З. Фрейду и А.Н. Леонтьеву.

3. Неосознаваемые психические процессы.

4. Защитные механизмы психики: эго-защита и копинг-поведение.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

3. Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психолог. журн. 1996. №5.

4. Рубинштейн С.Л. [О сознании] // Психология сознания. СПб.: Питер, 2001.

5. Колесов Д.В. Введение в психологию. М., 2002. Гл.5, 6, 8.

6. Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 55-63.

7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 14-22.

8. Соколова Е.Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. 2007..№4. С. 66-79.

9. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психол. журн. 2008. № 2. С.88-95.

10. Холодная М.А. Структура стратегий совладающего поведения в юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2007. №4. С. 143-156.

Тема 4. Эмоции.

План

1. Понятие об эмоциях, их видах и динамике.

2. Функция и роль эмоций.

3. Эмоции и деятельность.

4. Теории эмоций.

5. Классификация эмоций.

6. Эмоциональный интеллект.

7. Физиологические корреляты эмоций и методы их регистрации.

Литература

1. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001.

3. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007.

4. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фреса и Ж.Пиаже. М., 1975. Вып.5. С.111-195.

5. Муздыбаев К. Феноменология надежды // Психолог. журн. 1999. №3. С.18-27.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.

7. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. №3.

8. Николаева Е.И. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку Текст. / Е.И. Николаева, В.С. Меренкова // Психологический журнал. 2012. - Т. 33. - № 4. - С. 70-77.

9. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ Текст. / А.А. Панкратова // Вопросы психологии. 2010, № 2. С.111-119.

10. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 20-27.

Тема 5. Мотивация

План

1. Потребности и мотивы, их виды, формы и функции.

2. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

3. Понятие о мотивации. Структура и виды мотивации.

4. Модели мотивации. Мотиваторы.

5. Перфекционизм и прокрастинация.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

3. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психолог. журн. 2001. №2. С.90-100.

4. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фреса и Ж.Пиаже. М., 1975. Вып. 5. С. 15-110. (Мотивация).

5. Психология / Под ред. А.А.Крылова. М.: Изд-во Проспект, 2007.

6. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 75-83.

7. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 52-60.

8. Гаранян Н.Г. и др. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-80.

Тема 6. Воля.

1. Понятие воли, функции воли.

2. Структура волевого акта.

3. Стили саморегуляции произвольной активности.

4. Локус контроля.

5. Волевые качества личности. Толерантность и ассертивность.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

2. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психолог. журн. 1999. №2.

3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991.

4. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психолог. журн. 1990. №3. С.39-50.

5. Иванников В.А. и др. Место понятия «Воля» в современной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 15-23.

6. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. №1. С.121-127.

7. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.

8. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С.118-127.

9. Степанов П. Методика воспитания межкультурной толерантности у подростков // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С.79-80.

 

Составитель: д-р психол.наук В.С. Гончаров

2016.

 


 

КФ МУ

Вопросы к экзамену

по общей психологии, раздел 3 «Личность» и сознание», 2 курс.

 

1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии.

2. Человек как субъект, индивид, личность, индивидуальность.

3. Факторы формирования личности.

4. Свойства, черты и типы личности.

5. Понятие о темпераменте и его типах, теории темперамента.

6. Понятие о характере, структура характера и его акцентуации.

7. Направленность личности и ее базисные убеждения.

8. Самооценка и уровень притязаний личности.

9. Проблема определения сознания. Свойства сознания.

10.Структура сознания по З. Фрейду и А.Н. Леонтьеву.

11. Неосознаваемые психические процессы: автоматизмы, установки, неосознаваемые мотивы.

12. Защитные механизмы психики: эго-защита и копинг-поведение.

13. Понятие об эмоциях, их свойствах, функциях и динамике.

14. Эмоции и деятельность (по А.Н. Леонтьеву).

15. Роль положительных и отрицательных эмоций в жизнедеятельности человека.

16. Теории эмоций.

17. Эмоциональный интеллект.

18. Физиологические корреляты эмоций и методы их регистрации.

19. Потребности и мотивы, их виды, формы и функции.

20. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

21. Понятие о мотивации. Структура и виды мотивации.

22. Модели мотивации. Мотиваторы.

23. Перфекционизм и прокрастинация.

24. Понятие воли, функции воли. Структура волевого акта.

25. Стили саморегуляции произвольной активности (по В.И. Моросановой).

26. Локус контроля и волевые качества личности: толерантность и ассертивность.

 

Составитель: д-р психол.наук В.С. Гончаров

2016.

 

КФ МУ

Тематика рефератов (курсовых работ) по общей психологии.

Разделы: Личность, Сознание и психика.

1. Биологическое и социальное в структуре личности.

2. Проблема смысла жизни и его утраты.

3. Жизненная позиция личности.

4. Самоактуализация личности.

5. Структура Я-концепции личности.

6. Психологические модели темперамента.

7. Проблема изменчивости, коррекции и компенсации темперамента.

8. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

9. Теории характера.

  1. Акцентуации характера.

11. Структура способностей.

12. Теория общих способностей.

13. Профессиональные способности

14. Модели сознания.

15. Защитные механизмы психики.

16. Стратегии копинг-поведения.

17. Неосознаваемые психические процессы.

18. Эмоции и деятельность.

19. Теории эмоций.

20. Эмоции и чувства.

21. Роль эмоций в деятельности человека.

22. Патогенные эмоции и их коррекция.

  1. Эмоциональный интеллект.
  2. Физиологические корреляты эмоции.
  3. Психофизиологические методы диагностики аффекта.
  4. Эмоции и здоровье.
  5. Эмоции и труд.
  6. Проблема мотивации в психологии.
  7. Модели мотивации.

30. Мотивация учебной и трудовой деятельности.

31. Модели перфекционизма.

32. Перфекционизм как фактор дезадаптации личности.

33. Прокрастинация и способы ее коррекции.

  1. Волевая регуляция деятельности.
  2. Стили саморегуляции произвольной активности.

36. Локус контроля и ответственность личности.

37. Межкультурная толерантность.

38. Ассертивность личности.

 

Составитель: д.псх.н. В.С. Гончаров.

2016.

Тема 1. Понятие личности в системе человекознания.

План

1. Понятие личности в философии, общей и дифференциальной психологии.

2. Человек как субъект, индивид, личность и индивидуальность.

3. Факторы формирования личности.

4. Человек как субъект деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.014 с.)