Вопрос 4. Классификация эмоций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Классификация эмоций



Додонов (1978) предложил классификацию эмоций, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

4.Праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7. Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, возбуждающая эти эмоции, - это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения. Первая: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции (Кубланов, 1966; Шингаров, 1971; Юлдашев, 1969). Вторая: эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты (Молчанова, 1966). По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.

10..Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д.

Эта классификация представляется несколько надуманной. Эмоции надо различать прежде всего не по предмету, а по их модальности и функции и роли в поведении и деятельности.

Патогенные эмоции.

В рамках своей концепции саногенного мышления Ю.М. Орлов выделяет группу патогенных эмоций. Автор утверждает, что болезненные патогенные переживания происходят из мыслей. Иначе говоря, имеют когнитивную природу, связанную с патогенным мышлением. Такое мышление ведет к болезням, страданию и конфликтам. Оно вызывает такие патогенные эмоции, как обиду, вину, стыд, зависть, гордость, ревность и некоторые другие. Альтернативой патогенному мышлению выступает саногенное мышление. Оно порождает здоровье, согласие и мир. Позволяет контролировать эмоции, осознавать их происхождение из мыслей. Это мышление не допускает переживания патогенных эмоций, угашает их эмоциональный заряд и изживает из памяти.

Психологическое оздоровление субъекта происходит при условии минимизации патогенных эмоций, а в отдельных случаях и их полного изживания из сознания и поведения человека. Одним из путей оздоровления наших чувств является осознание когнитивного механизма зарождения патогенных эмоций. Приведем некоторые примеры.

Базовой патогенной эмоцией является обида. Она возникает у субъекта от несоответствия его ожиданий реальному поведению значимого другого. Человек, обижающийся, всегда ожидает от других большего, чем реально от них получает. Эмоциональные раны, наносимые обидой, лучше всего заживляет прощение. В основе прощения лежит любовь. «Не судите, да не судимы будете. То, каким судом судите, таким будете судимы», - широко известные христианские заповеди.

Чувством противоположным обиде выступает вина. Эта эмоция возникает у человека, когда его поведение не соответствует ожиданиям другого лица. В данном контексте ожидание – это представление другого о том, как я должен себя вести по отношению к нему. На ожидания влияют обычаи, традиции, но формируются они, прежде всего под влиянием значимого другого. Путь избавления от вины – признать за собой право не соответствовать ожиданиям другого, принимать и любить себя таким, какой есть. Также следует всегда просить прощения у того, кого вы невольно обидели, не допуская, таким образом, пробуждения вины.

Условием вины является стыд. Он возникает от рассогласования собственного поведения и его ожидания. Субъектом и поведения, и ожидания здесь выступает одно лицо. Объектом стыда предстают интериоризированные нормы поведения. Если вина представляет собой реакцию на осуждение вас другими, на их в вас разочарование, то стыд возникает даже, когда вас никто не осуждает. Условием нейтрализации стыда служит прощение себя, отказ от оценочной по отношению к себе позиции.

На пути к психологическому здоровью стоит зависть. Она возникает у человека, не обладающего ценностью, к лицу, ею обладающей. Предметом зависимости может быть молодость, здоровье, красота, удача, материальный достаток и т.п. Зависть делится на белую и черную. Белая побуждает человека к достижениям, а черная – к умалению достоинств вызвавшего ее предмета.

Зависть дополняется гордостью. Это чувство возникает у человека, обладающего ценностью по отношению к лицу, ею не обладающей. Источником этих двух чувств выступает логическая операция сравнения. Зависть и гордость взаимно усиливают друг друга. Ослабив одно из чувств, мы можем нейтрализовать и другое. Так, перестав гордиться, человек престанет и завидовать.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.004 с.)