Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативная функция эмоций и выражение лицаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внешние проявления эмоций отражают внутренние переживания человека, о которых другие люди могут судить по мимике, жестам и эмоциональным характеристикам речи (интонации, паузы, скорость артикуляции). Таким образом, эмоции участвуют в осуществлении межличностных отношений, что и определяет их коммуникативную функцию. Ещё Чарльз Дарвин (Darwin C.), разрабатывая эволюционную теорию эмоций (1872), подчёркивал, что при одинаковых эмоциональных состояниях все представители вида имеют похожее выражение лица. П. Экман (Ekman P.) более четверти века, с 1969 по 1993 год, исследовал выражение лица у представителей различных культур, в том числе и развивавшихся в сравнительной изоляции от внешнего мира (например, в Новой Гвинее). На основании этих исследований был составлен атлас характерных выражений лица при переживании различных эмоций: люди разных культур в сходной ситуации показывали очень похожие мимические реакции и примерно одинаково их воспринимали. Например, выражение удивление проявлялось поднятием бровей и появлением складок на лбу, глаза широко открывались, а мышцы рта расслаблялись и нижняя челюсть слегка опускалась. Кроме удивления было описано ещё пять основных выражений лица: ярость, скорбь, отвращение, страх и радость - все остальные мимические проявления эмоций было предложено рассматривать, как комбинации из этих шести элементарных выражений лица. Существует гипотеза обратной связи между выражением лица и субъективным переживанием эмоций. В экспериментальных исследованиях этой гипотезы испытуемых просили зафиксировать определённое выражение, (например, опустить и сдвинуть брови, сжать губы или же изобразить широкую улыбку) а затем интересовались их ощущениями. Участники экспериментов утверждали, что в одних случаях они немного раздражались, а в других - чувствовали себя лучше, хотя они не знали о цели исследования: слова "гнев" и "радость" экспериментаторы не произносили. Мимическими мышцами можно управлять произвольно, что позволяет скрывать одни эмоции или изображать другие, однако опытный наблюдатель способен заметить разницу между подлинным и фальшивым проявлением эмоции. Ещё в 1862 году Дюшен (Duchenne G.) заметил, что подлинная радостная улыбка отличается от искусственно изображённой тем, что в первом случае сокращаются две группы мышц: поднимающие углы губ (m. zygomaticus major) и стягивающие кожу со щёк и лба к глазам (m. orbicularis oculi) - такую улыбку Экман предложил называть "улыбкой Дюшена" (Рис. 15.7). При искусственном изображении радости сокращаются одни лишь m. zygomaticus major и в улыбке участвует только рот, но не глаза.
Вегетативные проявления эмоций и детектор лжи
Если непрерывно регистрировать с помощью специальных датчиков и преобразователей сигналов ритм работы сердца и характер дыхания, динамику кровяного давления и электрического сопротивления кожи (которое зависит от выделения пота), то удаётся обнаружить закономерные изменения регистрируемых показателей во время субъективных переживаний, вызванных, например, просмотром эмоционально возбуждающего кинофильма. При попытках получить подтверждение правдивости или ложности сведений, которые сообщает о себе человек, одновременно с регистрацией вегетативных реакций ему задают различные вопросы, на которые испытуемый должен отвечать "да" или "нет". Большинство вопросов имеет нейтральный характер, при ответе на которые вегетативные реакции практически неразличимы. На этом фоне решающее значение имеют выраженные вегетативные реакции при намеренно неправильном ответе на вопрос, когда проходящий испытание человек сознательно не хочет говорить правду. В США эту методику начали применять для получения объективных доказательств вины подозреваемых в совершении преступления, а используемую для этого аппаратуру стали называть детектором лжи. Разработчики метода утверждали, что в 80-90% случаев неправильных ответов на вопросы, имеющих отношение к совершённому преступлению, можно обнаружить характерные для повышенной симпатической активности вегетативные реакции. Но эмоциональную реакцию на детекторе лжи можно обнаружить и у человека, не имеющего отношения к совершённому преступлению, если, например, спросить его: "Вы украли кошелёк?". С другой стороны, настоящий преступник, понимающий какие эмоциональные реакции хотят у него обнаружить с помощью этой методики, может вести себя так, что прибор будет бессильным. Например, он может напрягать мышцы или вызывать у себя эмоционально окрашенные переживания, отвечая на нейтральные вопросы и т.п. В связи с этим сведения, полученные с помощью детектора лжи (некоторые исследователи предлагали называть прибор "свидетелем преступления") не признаются достаточными для обвинения.
Ещё в 20-х годах А. Р. Лурия, в то время молодой сотрудник Института психологии в Москве, вместе с коллегами разработал методику, которая оценивала аффективные состояния не только по вегетативным, но и по сопряжённым моторным реакциям (движения руки и речевой ответ). Результаты исследований были опубликованы в 1926 году и, как предполагал позже Лурия, высказанные там идеи побудили американцев создать свой детектор лжи, однако они не заметили ценности сопряжённых моторных реакций, не стали их учитывать и поэтому сделали не очень надёжный прибор. А в СССР, как известно, главным доказательством вины стали считать признание обвиняемого, которое получали с помощью иных методик.
Застойные эмоции и психоэмоциональный стресс
Высказывается предположение (К. В. Судаков), что для отрицательных эмоций характерно длительное последействие, связанное с временным изменением характера синаптического переноса между определёнными группами нейронов. Если на таком фоне снова возникает отрицательная эмоция, то происходит суммация, приводящая к изменению химических свойств нейронов, например, их чувствительности к медиаторам. Такой ход событий может наблюдаться в затянувшейся конфликтной ситуации, при длительной фрустрации (от лат. frustratio -обман, тщетное ожидание). Фрустрация может возникнуть как при реальных, так и при воображаемых помехах, мешающих достичь цель, она переживается как комплекс отрицательных эмоций. В таких случаях отрицательные эмоции становятся застойными, а происходящие в нейронах процессы фиксируются изменениями их белковых молекул, что даёт основание говорить о химической болезни нервных клеток. А поскольку эмоции проявляются двигательными, вегетативными и эндокринными реакциями, этот процесс способен распространиться и на периферию, приводя к т.н. психосоматическим заболеваниям. У разных людей обнаруживаются и различные уязвимые места, поэтому в одном случае может возникнуть невроз, а в другом - язвенная болезнь желудка. К. В. Судаков считает, что для профилактики психоэмоционального стресса и для устранения застойных отрицательных эмоций следует направлять их в сторону управляемых компонентов (движения, речь, слёзы). Хорошо известно, например, что физический труд или физическая культура могут быть эффективным лекарством от психоэмоционального стресса. В качестве другого средства можно использовать положительные эмоции: если они следуют за отрицательными, то нормализуют нежелательные химические изменения. Вызвать положительные эмоции может удовлетворение сдерживаемых по разным причинам потребностей (встретиться с другом, посетить театр, послушать любимую музыку и т.д.). Важнейшим фактором профилактики психоэмоционального стресса является воспитание эмоций. Примерно 20% людей более других устойчивы к стрессу, только потому, что они способны управлять своими эмоциями в самой конфликтной ситуации.
Резюме
Возникновение эмоций связано с удовлетворением потребностей. Потребности побуждают людей действовать и, когда такие действия дают возможность удовлетворить потребность, возникают положительные эмоции, а при невозможности её удовлетворить - отрицательные. В образовании эмоций участвуют различные области коры и подкорковые структуры мозга, прежде всего относящиеся к лимбической системе. В соответствии с информационно-потребностной теорией эмоций различают мотивационную систему мозга, в которую входят гипоталамус и миндалины, и информационную систему, включающую фронтальную кору и гиппокамп. Различные структуры мозга в определённой последовательности взаимодействуют друг с другом и определяют разные функции эмоций (отражательно-оценочную, компенсаторную, переключательную, подкрепляющую, коммуникативную). Субъективное переживание эмоций сопровождается двигательными, вегетативными и эндокринными реакциями, которые можно зарегистрировать объективными методами. Длительное переживание отрицательных эмоций, психоэмоциональный стресс могут привести к химической болезни нейронов.
Вопросы для самоконтроля
246. Какой из перечисленных ниже компонентов эмоций относится к управляемым? А. Покраснение кожи; Б. Сокращение мимических мышц; В. Появление сухости во рту; Г. Повышение частоты сокращений сердца; Д. Учащение дыхания. 247. Какое из приведённых определений характеризует теорию эмоций Джеймса-Ланге? А. Подкорковая; Б. Периферическая; В. Моторная; Г. Лимбическая; Д. Корковая. 248. Какая из перечисленных ниже структур не принадлежит к лимбической системе? А. Мамиллярные тела; Б. Гиппокамп; В. Свод; Г. Перегородка; Д. Чёрная субстанция. 249. Какая из указанных структур не относится к древнему мозгу рептилий (по классификации Мак-Лина), контролирующему врождённые поведенческие акты? А. Миндалины; Б. Продолговатый мозг; В. Мост; Г. Промежуточный мозг; Д. Базальные ганглии. 250. Раздражение какой из названных структур мозга не сопровождается появлением эмоционально приятных ощущений? А. Латеральный гипоталамус; Б. Перивентрикулярный гипоталамус; В. Перегородка; Г. Покрышка среднего мозга; Д. Гиппокамп. 251. Что из перечисленного ниже не является характерным проявлением синдрома Клювера-Бьюси? А. Прожорливость; Б. Гиперсексуальность; В. Исчезновение страха; Г. Агрессивность; Д. Покорность. 252. Возникновение какой эмоциональной реакции наиболее вероятно вследствие электрической стимуляции миндалин? А. Удовольствие; Б. Страх; В. Гнев; Г. Ярость; Д. Эйфория.
253. Какое изменение поведения наиболее вероятно после удаления орбитофронтальной коры у приматов? А. Уменьшение агрессивности; Б. Исчезновение страха; В. Гиперсексуальность; Г. Прожорливость; Д. Сонливость. 254. В результате сопоставления прогностически необходимой информации с наличной определяется гедонистический знак эмоций, оцениваемых как положительные или как отрицательные. Как следует определить эту функцию. эмоций? А. Отражательно-оценочная; Б. Подкрепляющая; В. Переключающая; Г. Замещающая; Д. Компенсаторная. 255. Что соответствует переключающей функции эмоций? А. Субъективная классификация событий; Б. Ускоренное образование следов памяти; В. Определение очерёдности удовлетворения потребностей; Г. Активация поискового поведения; Д. Максимальная мобилизация следов памяти. 256. Сохранность какой структуры мозга имеет критическое значение для подкрепляющей функции эмоций? А. Фронтальная кора; Б. Височная кора; В. Гипоталамус; Г. Миндалины; Д. Гиппокамп. 257. Какая структура мозга особенно важна при выборе доминирующей потребности в конкретный момент времени? А. Гиппокамп; Б. Фронтальная кора; В. Височная кора; Г. Гипоталамус; Д. Миндалины. 258. Какой эмоции соответствует одновременное поднятие бровей, расслабление мышц рта и широко открытые глаза? А. Скорбь; Б. Отвращение; В. Радость; Г. Удивление; Д. Страх. 259. Что лежит в основе формирования застойных эмоций? А. Изменения химических свойств нейронов; Б. Повышение артериального давления; В. Увеличение частоты сокращений сердца; Г. Повышение тонуса скелетных мышц; Д. Образование и выделение слёз. 260. Какой компонент эмоций учитывался методикой оценки аффективных состояний (по А. Р. Лурия), но не использовался при создании детектора лжи? А. Изменения ритма работы сердца; Б. Изменения характера дыхания; В. Сопряжённые моторные реакции; Г. Динамика артериального давления; Д. Электрическое сопротивление кожи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.009 с.) |