Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История исследования эмоций в зарубежной и отечественной литературеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемы эмоций, как известно, относятся к числу кардинальных проблем психологической науки. Значимость изучения данной проблемы обусловлена тем, что эмоции включены во все психологические процессы и состояния человека. В 18 и 19вв не было единой точки зрения на эмоции. Немецкий психолог И.Д. Гербарт (1776-1841), считал, что важнейшим психологическим фактором является представление, образ. Так, согласно трехкомпонентной теории В.Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные реакции являются лишь следствием эмоции, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. В 1872 Ч.Дарвин опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений в частности организма и эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность. Он считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх дает дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими еще движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятся влажными, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э.Клапаред, написавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи американского психолога У.Джеймса (1842-1910) «Что такое эмоция». В следующим году немец Г.Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. Джеймс писал: «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных физиологических изменений, то Ланге – только с изменениями сосудистой системы. Периферические органические изменения, которые рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной. Считалось, что нежелательные отрицательные эмоции, например, горе, можно подавить, если специально совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. И действительно, даже при «выжатой из себя» улыбке, намеренно напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и соответствующих центрах мозга – центрах бодрого настроения. Теория Джеймса – Ланге была подвергнута критике со стороны американского физиолога У.Кеннона, который обратил внимание на тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеет и в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений недостаточно, чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Телесные изменения при эмоциях, по У.Кеннону, имеют важное биологическое значение. Их главная задача – предварительная настройка всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии. В связи с этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. В дальнейшем положения У.Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций через интеллектуальные или, как их еще называют, когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л.Фестингером в 1957 г. Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающие в ситуации, когда человек имеет разные противоречивые друг другу сведения, мнения, знания об одном и том же объекте. Так, когда о вашем друге говорят плохо, вы испытываете отрицательные эмоции и хотите доказать, что это не так. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если вашего друга похвалили, вы испытываете чувство гордости за него. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремиться избавиться. Для этого у каждого человека есть два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новую информацию, которая бы устранила противоречие и согласовывалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков. Одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Он старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. Изард описал такие фундаментальные эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–застенчивость, вина. Отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматриваются как основа эмоций. Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает, в зависимости от своих особенностей, разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом. Роль психических процессов в формировании эмоций более детально исследовал Дж.Леду. Считалось, что сенсорные сигналы направляются в таламус, откуда в кору головного мозга, где идет их смысловая обработка, и уже из коры больших полушарий, сигналы направляются в лимбический мозг, откуда подается «команда» на то или иное реагирование. Дж.Леду, включил в существующую схему эмоций роль миндалевидного ядра. Согласно его открытии, миндалевидное ядро начинает реагировать еще до того как полученные таламусом сигналы от органов чувств, поступают в кору головного мозга. Поэтому иногда человек не понимает, почему он так делает, так реагирует. Эмоциональная реакция опережает когнитивную. Наши эмоции имеют свой собственный разум, который может функционировать независимо от нашего рационального разума. Созревание мозговых структур в ходе онтогенеза различно. К моменту рождения миндалевидное ядро почти полностью сформировалось, тогда как кора больших полушарий еще не достаточно сформирована, т.е. не сформированы механизмы мыслительных процессов. Дж.Леду объясняет этим историю ранних взаимодействий ребенка со взрослым, как ряд глубоко запечатленных эмоциональных уроках. Он считает, что эти эмоциональные уроки запечатлеваются у ребенка как бессознательные отпечатки эмоциональной жизни потому, что эти самые эмоциональные воспоминания фиксируются еще до того, как ребенок овладел речью. И далее они в поздней жизни человека не могут быть осмысленно выражены. Человек может испытывать сильные чувства не имея слов для их описания и воспоминания об их происхождении. Все это свидетельствует о том, что эмоциональная реакция часто предшествует рациональной, указывая на значение данного события для человека. Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов: 1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров). 2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев). 3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов). Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности». Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира». Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам». Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания: «В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок». Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - это непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М. предлагает двухкомпонентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент – это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент – это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру Л.М. «...во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту...». Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог Вилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которое «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом». Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонгьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения». Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций1. Эта формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции – потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня. С формулой эмоций Симонова П.В. не соглашается Б.И. Додонов, который считает, что «...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой». Б.И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения эмоции должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это оценка, необходимая «...для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны – это положительная самостоятельная ценность, которая является целью деятельности. Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области признан академик П.К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. Он подчёркивал, что «...физиологическая характеристика эмоций... связана прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение». В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни раскрывается роль психических, в том числе и эмоциональных состояний в структуре личности, их связь с процессами высшей нервной деятельности и психическими свойствами личности. Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов – С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв – считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями, которые представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности. Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности. Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены. Другие учёные (С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов) считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью. До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относятся различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Можно утверждать, что эмоции возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств. Отечественные и зарубежные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций. Их труды дают научное объяснение природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. Основная трудность изучения эмоций – в их глубоко интимном содержании.
18. Психологические теории эмоций Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме. Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы. Эволюционная теория эмоций. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма. Органическая теория эмоций. Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех -органическим проявлением эмоции радости. Согласно теории Джемса — Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. Т.о., нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем. Психоорганическая теория эмоций. Ряд контраргументов к теории Джемса — Ланге предложил У.Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х.Дельгадо). Активационная психологическая теория эмоций. Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведениечеловека. Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов. Теория когнитивного диссонанса. Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе). Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс. В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Когнитивно-физиологическая теория эмоций. С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для негопотребностей). Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей. В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, комучеловек сопереживает.
19. см. 16
20. Предмет и задачи психофизиологии Психофизиология (от греч. psyche — «душа», physis — «природа» и logos — «учение») — наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний. Психофизиология является междисциплинарной научной дисциплиной, возникшей на стыке психологии и физиологии и изучающей роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, т. е. исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологическим субстратом. В становление психофизиологии как науки определяющий вклад внесли русские ученые. В середине XIX — начале XX столетия наряду с аналитической физиологией, традиционным предметом которой было изучение рефлекторной природы тех или иных функций и рассмотрение рефлекса как чуть ли не единственного механизма (и принципа) организации поведенческих актов, активно стала развиваться и синтетическая физиология целостного организма, пытающаяся выявить психофизиологическую основу регуляции поведения как совокупность внутренних и внешних детерминант. Трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения, которое стало пониматься как диалектическое единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Углубление знаний о нервно-психических механизмах организации сложных форм поведения способствовало изменению представлений о его детерминантах. Внедрение системного подхода в рассмотрение мотивационных детерминант жизнедеятельности человека обусловило появление целостных учений о человеке и обществе, базирующихся на естественно-научных представлениях о природе психики и поведения. Определяющую роль в этом сыграли идеи А. А. Ухтомского, ставшего своеобразным «аккумулятором» лучших традиций русской физиологической мысли. Ухтомский стоял у истоков создания целостной концепции поведения, объединяющей его объективные и субъективные стороны, материальное и идеальное как главные и неразрывные составляющие единого психофизиологического процесса. Предмет психофизиологии — структура психофизиологических факторов (биологических и социальных) и особенности их влияния на процесс исторического и индивидуального развития человека. Цель психофизиологии состоит в том, чтобы показать человека по всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений. Для формирования целостного представления о биосоциальной природе человека требуется: Ø сформировать представление о подчиненности деятельности организма и его систем работе головного мозга и, с другой стороны, показать зависимость психической деятельности, понимаемой как синтез сознательного и бессознательного, от функционального состояния головного мозга и физиологических систем организма; Ø раскрыть механизмы программирующей деятельности мозга человека в процессе подготовки к выполнению различных форм активности; Ø выявить роль системообразующих факторов, определяющих на сознательном и бессознательном уровнях психики характер нервно-психического статуса человека и особенности его деятельности; Ø сформировать основные представления о физиологических предпосылках формирования индивидуальной психической деятельности человека, показать роль социальной среды в воспитании основных черт характера, формировании личности. Отсюда основными задачами психофизиологии являются: Ø исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях; Ø изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.
21. Проблема и понятие стресса в психологии Стресс – неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается. Стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека. В переводе с английского, стресс обозначает напряжение. Таким образом, на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. Стресс имеет три стадии развития: Ø Стадия возбуждения – данная стадия характеризуется активной выработкой и поступлением в кровь большого количества адреналина, заставляющего стимулировать работоспособность всего организма. Данный этап характеризуется учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, учащением дыхания, повышением уровня сахара в крови. В таком состоянии человек способен совершать вещи и действия, непостижимые для него в нормальном стабильном состоянии повседневной жизнедеятельности; Ø Стадия напряжения – данная стадия характеризуется проявлением повышенной активности. Продолжительность данного этапа напрямую зависит от силы и продолжительности самого стрессового состояния. Проблема стресса в психологии может проявиться при продолжительном стрессе, поскольку довольно продолжительный срок (месяц, год) может вызвать различные заболевания, постепенно разрушая здоровье; Ø Стадия истощения - после сильного всплеска эмоций, волнения и получения максимальной физической нагрузки наступает усталость. Поскольку на предыдущей стадии напряжения было затрачено слишком много энергии, то на стадии истощения наступает полнейшее истощение организма, сопровождающееся вялостью и усталостью. Особенностями проявления стресса могут стать: Ø Нарушение психомоторики – дрожание рук, дрожание голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции; Ø Нарушение режима дня – сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса; Ø Профессиональные нарушения – увеличение количества ошибок на работе, низкая продуктивность рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий; Ø Нарушение социально-ролевых функций – снижение сензитивности, увеличение конфликтности, проявление антисоциального поведения, нарушение сна, нехватка времени, повышенная утомляемость, спешка, проблемы при общении. Проблема стресса зависит от причин напряжения, как внешних, так и внутренних. Проблема стресса в психологии может быть выражена одним из способов: Ø Поведенческие; Ø Эмоциональные; Ø Интеллектуальные; Ø Физиологические. Поведенческая эмоциональная напряженность имеет три формы: Ø Импульсивная форма – проявляется повышенным возбуждением и снижением активности, суетливостью, допущением ошибок при совершении каких-либо действий; Ø Тормозная форма – характеризуется заторможенностью при значительном снижении ресурсов нервной системы; Ø Генерализованная форма – данная форма характеризуется паническими действиями, непредсказуемостью, беспорядочным поведением и совершением поступков вопреки здравому смыслу. Проблема стресса состоит в особенностях его проявления и возникающий изменений. Наиболее часто стрессу подвергаются интеллектуальные стороны деятельности, такие как память и внимание. Нарушение данных показателей происходит за счет формирования стрессорной доминанты в коре полушарий мозга, в результате чего внимание затрудняется и проявляется повышенная отвлекаемость. Немного меньше страдают функции памяти. Физиологические проявления стресса затрагивают все органы и системы человека. Зачастую страдают сердечно-сосудистая, пищеварительная и дыхательная системы. При проявлении стресса наблюдаются: повышение артериального давления, частоты пульса, нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта. Эмоциональная напряженность проявляется в учащении пульса и нарушении его ритмичности, обильном потоотделении, изменении размера зрачка и т.д. Проявление стрессовых ситуаций может негативно сказаться на функционировании всех органов и систем, отражаясь комплексными биохимическими и физиологическими нарушениями, такими как повышенная утомляемость, снижение иммунитета, изменение массы тела, частые проявления недомогания. Человек в этот период может ощущать затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. Эмоциональные проявления стрессового напряжения особо опасны, поскольку затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон, придавая пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний. Проблема стресса может иметь субъективные и объективные причины: Субъективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть: Ø Несоответствие ожидаемых и реальных событий; Ø Стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным; Ø Стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия; Ø Несоответствие виртуального (вымышленного) и реального миров; Ø Стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими); Ø Невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, прин
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.59 (0.014 с.) |