Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У леонтьева, как известно, личность как фенотип генотипа индивида.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Биологический (точнее, генотипический) фактор рассматривается как предпосылка или необходимое условие нормального развития и функционирования личности. Но этого условия совершенно не достаточно. 2. Напоминаем, человек как личность формируется под влиянием всей совокупности общественных отношений. Социальная среда, обучение и воспитание формируют характер и способности человека, которые являются приобретенными свойствами человека. Социальный фактор рассматривается в качестве источника развития личности. В своем индивидуальном развитии человек присваивает культурные и нравственные нормами и ценностями и у него формируются соответствующие потребности и способности. Превращение нравственных норм из общественно-значимых в индивидуально-значимые составляет сущность формирования личности (В.Д. Шадриков). Социокультурная среда, определяющая особенности психического и личностного развития человека включает макро-, мезо- и микроуровень. Макроуровень образует культурный универсум (язык, искусство, нравственность, религия, наука), мезоуровень составляет педагогическое сообщество и его педагогическая деятельность и микроуровень – психологическое сообщество с его психолого-практической деятельностью. Эти социокультурные факторы достаточно активно и целенаправленно влияют на развитие индивида и личности. В силу этого их определяют как коллективные детерминирующие субъекты психического развития отдельных индивидов. В. Гумбольдт констатировал, что не ребенок овладевает языком, а язык овладевает ребенком. Популярная метафора просаливания здесь вполне уместна. Как и в случае с огурцом, для психического развития важны длительность погружения в культурную среду (просаливания) и уровень компетенции субъекта развития. А сам индивид по отношению к ним выступает детерминируемым субъектом. Связь субъектов психического развития состоит в том, что детерминирующий субъект проектирует развитие детерминируемого субъекта, задает ему некоторый вектор и коридор развития. Индивид в своем развитии не свободен. Он ограничен рамками этого коридора. Этот коридор создается и генотипом и средой. Принижение роли этих двух факторов и возвеличивание деятельностного, абсолютизация последнего характеризует подход А.Н.Леонтьева. Думается, что это им делалось в угоду большевистским идеологическим догмам. Например, вере в возможность ускоренного построение чего угодно, насильственного преобразования мира и людей. Булгаков в «Собачьем сердце» хорошо показал, что без социокультурных подпорок собственная деятельность человека не способная вытянуть развитие человека. Принижение роли наследственного фактора вызвано также догмой, что психика человека целиком формируется прижизненно и ничего в ней не наследуется. Это не так. Мозг новорожденного потенциально содержит множество возможностей для развития самых разных способностей, прежде всего речи и абстрактного мышления как основы всех прочих способностей. Но генотип надо актуализировать. Сундучок со способностями надо открыть. И делают это средовые факторы. Они запускают генотип. Взаимодействие генотипа и среды изучает психогенетка. Культура предлагает возможности для развития, а генотип накладывает ограничения на их использование. В проведенных в последние годы психогенетических исследованиях их соотносительной роли в умственном развитии человека опровергаются некоторые устоявшиеся представления. Например, взгляд, что по мере взросления человека влияние генетического фактора ослабевает, а социального возрастает. В своей структурно-генетической теории интеллекта Д.В.Ушаков показывает, что генетика начинает играть все большую роль по мере того, как зафиксированные в наследственности свойства оказываются востребованными средой. 3. Влияние генотипа и социальной среды опосредствуется собственной деятельностью человека. Это значит, что генотип и социум влияют на личность не прямо, а через посредство деятельности, отношения к ним самого человека как субъекта деятельности. И деятельность с возникающими в ней противоречиями выступает движущей сила развития личности. Субъектно-деятельностный фактор как движущая сила развития личности. Отражение порождение Мир --à деятельность -------à Психика (личность) ß----- ß----- Творение регуляция Личность формируется в деятельности и в деятельности проявляется. И развитие личности, и ее функционирование опосредствовано деятельностью субъекта. Деятельность человека (ребенка) с возникающими в ней противоречиями выступает движущей силой (локомотивом) развития личности. Личность (и психика в целом) является функцией деятельности, а не мозга (А.Н.Леонтьев). С другой стороны нельзя упускать из виду, что деятельность и сам процесс личностного развития личности имеют своего субъекта, коим является все тот же человек. Личность как особое качество формирует у себя сам человек как субъект деятельности. Поэтому человек всегда выступает и субъектом собственного личностного развития. И то развитие скорее надо определять как саморазвитие. В этом заключается субъектность процесса развития. Включение субъекта в процессы развития делает эти процессы процессами саморазвития. В.К. Шабельников выделяет детерминирующего и детерминируемого субъектов психического и личностного развития. Детерминирующие субъекты – это общество как носитель культурных норм и ценностей. А также педагогическое сообщество и сообщество практических психологов. Это объективные субъекты. Детерминируемым субъектом выступает отдельно взятый человек. Он субъективный субъект, и его развитие проектируют детерминирующие субъекты. Влияние отмеченных выше трех объективных субъектов психического развития (культуры, образования и психологической практики) опосредствуется активностью субъективного субъекта – самого индивида. Речь идет о самоопределении индивида, его личном выборе вектора собственного психического развития в координатах культуры, образовательной и психолого-практической систем. Но надо имеет в виду, что индивид располагает весьма ограниченным коридором различных возможностей для своего психического развития. М. Коул также считает, что хотя индивиды признаются субъектами своего развития, однако их действия в конкретной среде далеко не всегда определяются их собственным выбором. Эта несвобода человека в выборе вектора своего развития обусловлена тем обстоятельством, что он чаще всего не выступает субъектом той деятельности (учебной, трудовой), которая опосредствует его развитие. Проектируемость психического развития со стороны его детерминирующих и детерминируемого субъектов - это не постоянная величина, а мера вмешательства в развитие на социокультурном, педагогическом, психолого-практическом и индивидном уровнях. При нарастании степени вмешательства возрастает степень искусственности проектировочного процесса. Чем ближе субъект проектирования психического развития к его непосредственному носителю, т.е. индивиду, тем более опасными могут быть результаты проектировочной деятельности. «Не толкай реку, она течет сама». Рассуждая об эффективности своей психотерапевтической работы, Ф. Перлз спрашивает себя: «Итак, твоя терапия может быть опасной?». И при этом отвечает: «Да, хотя очень редко» Ф.Е.Василюк замечает: «…раз такая мощная энергия скрыта в невинных, казалось бы, психологических штудиях и практиках, то необходимо отдавать себе отчет и в масштабах потенциального зла, таящегося в психотехнике». Таким образом, можно подчеркнуть, что миссия детерминирующего субъекта психического развития состоит в его проектировании на уровне своей компетенции. От последней зависит проектируемость психического развития на уровне данного субъекта и, соответственно, проектировочный статус субъекта. Компетенция детерминирующих субъектов психического развития резко уменьшается от культуры к психологической практике. В итоге личность определяется действием трех факторов: генотипического, социального и субъектно-деятельностного. Предметом психологии является изучение роли третьего фактора в развитии и функционировании психики и личности. В отечественной психологии третий фактор поделен на две части: субъекта и деятельность. Возникли два подхода и две теории: психология субъекта (Рубинштейн-Брушлинский) и психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев и последователи). В первой теории приоритет отдается внутренним, ментальным процессам, интенциям субъекта (устремлениям во вне) его уникальному опыту. Во второй теории акцент делается на внешние влияния и рассматривается их роль в формировании ментальной сферы (домена) субъекта. То, как деятельность создает индивидуальность человека на уровне личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.106 (0.007 с.) |