Вопрос1: Философия и специфика филосовского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос1: Философия и специфика филосовского знания.



Вопрос1: Философия и специфика филосовского знания.

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения[1], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Специфика фил-ой мудрости.

1) Сущностный

2) Целостность: философия стремится увидеть мир как целое, где каждое звено имеет знание. Восприятие от природы целостное.

3) Проблемность: философское знание проблемно по определению: это означает, что философ стремится увидеть проблему там, где ее нет.

4) Альтернативность: В философии существует 2 альтернативных направления:

-диалектика: изучает единство мира(целостность),

-метафизика: отрицает единство мира.

Все философские теории принадлежат по 2 этим направлениям.

 

Вопрос 2: Философия как мировоззрение, понятие.

Мировоззрение – это система взглядов, норм, установок, определенных отношений чел к миру, регулирующее и адаптирующее его поведение

Уровни:

1) обыденный – жизненная мудрость, формируется стихийно, имеет опытный характер.

2) теоретический - склад в процессе интеллектуального постижения мира – на этом уровне формируется научно-филосовское мировоззрение как особый тип.

Обобщенно теоретический взгляд на мир - это фил-е мировоззрение, основанное на познании общественных законов бытия (закон детерминизма – причинность).

Детерминизм бывает физическим (напр падение тела) и психическим (например, Сахар – вкус – формирование мысли «сладкое»).

Мифологическое мировоз-е основано на символическом понимании действительности.

Религиозное мировоз-е основывается на духовном знании – особый род знаний, интуитивно проникнувший в смысл мира. (Для чего я появился на свет?)

Творческое мировоз-е - образно чевственное познание бытия, решает вопрос о бытие мира.

 

Вопрос 3: Философия как наука, ее объект и предмет.

Философия – самая древняя наука (27 веков)

Долгое время др. науки основывались на философии (были ее частью), только в новое время – разделение: философия – научная дисциплина, т.е. свой объект и предмет.

Наука – развивающаяся система знаний, основанная на открытии новых явлений и законов; вид деятельности.

Критерии научности (требования):

- наличие объекта (той сферы, на которую она направлена): в философии – весь окр. мир + человек;

- наличие предмета (сферы в рамках объекта, законы функционирования этой сферы): в философии – всеобщие законы бытия;

- понятийный аппарат (система понятий): бытие (главная филос. категория), развитие, всеобщая связь и т.д.;

- аргументированность (доказывать свои положения фактами);

- наличие своих методов.

Основные методы философии:

- диалектика (основа – всеобщая связь);

- метафизика (отрицание всеобщей связи).

Второстепенные методы:

- анализ;

- синтез;

- индукция;

- дедукция;

- формализация;

- аксиоматический метод.

 

Мир как универсум Отрицание ВСЯ Развитие

- антропоцентризм - сознание не связано- развитие не против.

- системность

- индетерминизм

Вопрос11: Движение и покой.

Движение (быть значит быть в движении) всеобщее и очень важное свойство).

Движение – способ существования материального бытия. “Быть – значит быть в движении”.

Движение при всей своей абсолютности имеет моменты относительности. Движение начинается, если есть точка отсчёта.

Движение состоит из точек покоя, но это не означает, что его нет.

Покой – полностью относительно, момент в рамках движения.

 

Вопрос 22: Содержание и форма. Возможность и действительность.

Содержанием называется вся совокупность сторон, свойств, признаков, связей предмета, явления или процесса. Например: "содержание производства полиграфических изделий складывается из единства, взаимодействия и функционирования таких составляющих, как допечатная подготовка, включающая создание макета, вывод пленок и изготовление печатных форм, а также печатание тиража и послепечатная обработка продукции".

Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выражения содержания. Внутренней формой, например, художественного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм. Внешняя форма указывает на различие данного содержания от всего иного. Если воспринимать книгу не через ее содержание, а с профессиональной точки зрения, через ее внешнюю форму, то в первую очередь следует выделить формат, объем, переплет, качество бумаги, качество печати и отделки книги.

Единство содержания и формы предполагает тем не менее их относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Например, печатная форма, будучи подвергнута воздействию давления, света, электрических сил и других физических явлений, может передавать имеющееся на ней изображение либо на бумагу, либо на кожу, либо на пластмассу, либо на какой-то иной материал.

Единство содержания и формы обозначается категорией «структура».

Возможность и действительность - категории, с помощью к-рых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условии их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), к-рый уже существует в качестве реализации нек-рой В. Переход В. в Д. основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают реальную и абстрактную В. Абстрактная (или формальная) В. выражает отсутствие к.-л. условий, порождающих нек-рое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо выраженную тенденцию в развитии явления. Реальная В. означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в Д.) данного явления. Абстрактная В. при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Учет реальных В., деятельность по превращению нек-рых из них в Д., устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В. - важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В., в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем реальнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, к-рой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они, возникают в развитом капиталистическом об-ве, и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, к-рые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и развивается в соответствии о ними. Это относится и к общественной жизни; напр., построение коммунистического об-ва невозможно без сознательной деятельности народа, руководимого Коммунистической партией, и деятельность эта должна осуществляться в соответствии с объективными законами социального развития.

 

 

Вопрос 28: Сознание и язык.

В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому вы- разить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мыс- ли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной.

 

Вопрос 30: Виды познания.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

обыденное - повседневный опыт и общение людей. Включает предчувствие, верование, убеждение, обобщение опыта.

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное знание охватывает в принципе что-то все ясе относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемого интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т.п.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно че­ловека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, стихотворения, книги есть лишь некая проекция или срез этих вещей. Если этой проекцией содержание художественного произведения исчерпывается полностью, то можно утверждать, что оно не отвечает своему назначению. Неуспешна книга, которая пишется с целью «воплотить» те или иные предвзятые авторские концепции или мнения; ее судьба — остаться более или менее искусной иллюстрацией этих мнений. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.

ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ непосредственно связано с понятием духа, которое генетически производно от понятия “душа”, но сущностно отлично от него. Если душа признается имманентным началом человеческой субъективности, то дух — трансцендентным. Дух есть сущность духовного так же, как духовное — сущность душевного. Духовное возникает, когда человек начинает строить иной мир, мир умозрения, с присущими ему понятиями и символами. Человек как бы удваивает мир, строя свою духовную сферу как способ человеч. существования. Лишь в рез-те такого удвоения мира возможно возникновение смысла и ведение разумной, сознат. и целеполагающей деятельности.

Высшим видом творчества является самопознание, самосозидание человеком самого себя, — лишь этот процесс можно определить как собственно духовный, как действительно творческий, приводящий к развертыванию на основе любви сущности человека, и к явленности — духовный архетип человечества.

 

 

Вопрос 33: Практика.

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Практика же в свою очередь оказывает мощное воздействие на познание и формы истины. Практика может служить основанием развития теории. Хотя практика в отличие от теории, более ограничена, т.к. является зависимой от материи.

Теория – это высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере

реальности.

Практика – материальная, научная, социально-преобразующая целенаправленная, предметно-чувственная деятельность людей, к-рая носит конкретно-исторический характер по преобразованию материальных систем.

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Функции практики в отношении познания:

- базисная (основа познания),

- целеполагающая (цель познания),

- детерминирующая (причина познания),

- критериальная (выступает критерием истины).

Основной вид практики – труд, к-рый выступает как обмен деятельностью между людьми и окружающей средой. Труд – синтез духовного и материального.

 

Вопрос 35: Научное познание

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

Научное знание охватывает в принципе что-то все ясе относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемого интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т.п.

При всем различии житейской смекалки «профанов» и абстрактных конструкций «высокой» науки у них есть глубоко общее — идея ориентировки в мире.

Ключом и в житейском, и в научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания.

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

 

А) Единство сознания и действительности.

Св. Иоанн Дамаскин: Бог предстает как Прообраз (Сущность), а человек или икона - образ, существование сущности прообраза. В данном положении - основы диалектической теории познания – теории отражения. (Мир как прообраз познается через теорию-образ).

Б) Принцип детерминизма.

Бог есть Причина всего бытия.

Всемирный Логос заключает в Себе все частные логосы - семена всех вещей (не материальные, как у Анаксагора, а духовные сущности – идеи вещей). Эти "семенные логосы" исходят из Него и посредством их Бог творит мир. Каждый семенной логос заключает в себе мысль, разумное начало вещи. Наличие в мире единого Логоса в вещах обосновывает всеобщую связь явлений.

- Принцип развития. Мир имеет тварную природу, в отличии от несотворенной природы Творца. Тварный мир живет согласно законам пространства и времени. Василий Великий полагал, что время создано Богом как некая среда и главный фактор развития вещественного мира: «Время есть продолжение, спротяженное состоянию мира, им измеряется всякое движение: звезд ли, животных ли, или чего бы то ни было движущегося». Понимания времени сводится к четырем пунктам: время объективно (объективное свойство тварного мира), характерно для тварного мира, связано с движением (изменением вообще), континуально.

 

 

Позитивизм(см. в.49)

Марксизм(см. в.49)

Сциентистская философия была пронизана верой в неограниченную мощь науки и человеческого рассудка. Сциентизм отстаивал идею целесообразности и осмысленности исторического развития, возможности изменения природы, человека и общества с помощью науки. Научное мышление было пронизано оптимизмом. Однако, XX век показал «обратную сторону» научно-технической цивилизации, которая прежде всего стремится к военной экспансии.

В данной связи в философской среде на рубеже веков возникла реакция против сциентизма, выразителем которой стали антропологические школы западной философии. Антисциентизм стремился ограничить возможности науки, поскольку именно в ней виделись причины всех бедствий человека и общества. Наука была объявлена враждебной человеку силой. Утвердилась идея о том, что подлинным бытием обладает только отдельный человек, причем человек, прежде всего, в его иррационально-чувственном аспекте. Философские позиции школ развивались в рамках неономиналистской версии МСТ.

Метафизические основы антисциентистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Экзистенциализм – «философия существования». Это влиятельная философская теория, истоки которой лежат в философии датского мыслителя 19 века Сёрена Кьеркегора.

Неономиналистская определенность данной теории проявляется в том, что единственно подлинной реальностью (сущностью) экзистенциализм объявляет отдельного человека, а внешнее бытие (социальное, природное, историческое) противостоит ему, как общее единичному.

Основные черты экзистенциализма:

- человек в поисках смысла (т.е. между жизнью и смертью, на грани самоубийства).

- абсолютизация свободы и ответственности человека.

- трагизм и страдания человека во внешнем мире (т.е. в сфере существования), чуждом смысла (сущности).

- Обоснование крайнего индивидуализма (в этой черте проявляется метафизический принцип отрицания всеобщей связи явлений).

Психоанализ Фрейда:

Психоанализ Фрейда объявляет сущностью человека иррациональную (биологическую) сферу человеческой психики («Оно»), сознание («Я») и моральные нормы общества («Сверх-я») выступают в качестве существования и понимаются как враждебные по отношению к «Оно» начала.

Аналитизм претендует на достоверность данных описаний, в соответствии с чем одним из важнейших принципов неопозитивизма является принцип верификации (проверяемости)(достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение).Однако представителям аналитической философии приходится согласиться с тем, что философские принципы невозможно проверить фактами непосредственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Поэтому постпозитивисты уже придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся (ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать)-принцип фальсификации.(теория появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается). 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и в той или иной степени правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории.

Постмодернистская философия(неономиналистской версии метафизики).Французское слово "модерн" означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени.

Метафизические основы постмодернистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования): В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются объекты, явления, сам человек со своей безграничной и хаотической свободой, а всякое возможное их описание является их существованием, оторванным от сущности (репрезентацией). Поэтому постмодернисты выступают против общего в защиту единичного, индивидуального. Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, критики авторитетов, интуитивизма, нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости. Будучи теорией-репрезентацией действительности постмодерн предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных объектов. В данной связи, степень адекватности описаний, комментариев зависит от их случайного совпадения или же несовпадения с реалиями бытия объектов. Постмодернистская теория предполагает ту или иную степень правдоподобности их описания. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического знания.

Вопрос1: Философия и специфика филосовского знания.

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения[1], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Специфика фил-ой мудрости.

1) Сущностный

2) Целостность: философия стремится увидеть мир как целое, где каждое звено имеет знание. Восприятие от природы целостное.

3) Проблемность: философское знание проблемно по определению: это означает, что философ стремится увидеть проблему там, где ее нет.

4) Альтернативность: В философии существует 2 альтернативных направления:

-диалектика: изучает единство мира(целостность),

-метафизика: отрицает единство мира.

Все философские теории принадлежат по 2 этим направлениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.076 с.)