Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 49.Марксистская и позитивистская философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Позитивизм возник в 30-е гг. XIX в. и до сих пор является влиятельным направлением в западной философии. (О. Конт). Проблемы позитивизма – 1) построение нового общества на идейных основах позитивизма и «религии Человечества» 2) проблема соотношения философии и науки. Этапы развития философии позитивизма: - Классический (Конт, Спенсер, Милль). - Эмпириокритицизм (Мах, Авенариус). - Неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел). - Постпозитивизм (Т. Кун, Локатос, К. Поппер, Фейерабенд). Конт считал, что сущности вещей непознаваемы (агностицизм), поэтому исследователи должны сосредоточиться исключительно на изучении явлений, чем и занимается наука. Поэтому первичную роль Конт придавал науке, функции же философии он сводил к комментированию научных данных (номинализм) Философию необходимо «онаучить» Согласно Конту, научно только то, что доступно наблюдению (эмпиризм). Задача философии и науки – не в рациональном объяснении, а в описании фактов. Факты предстают как сущность, а описание – как не связанное с сущностью существование. Марксизм возник в 40-е гг. XIX в. Основатели – К. Маркс и Ф. Энгельс. Проблемы марксизма – 1) построение коммунистического общества 2) материалистическое понимание истории, бытия общества и личности. В рамках марксистской философии утверждается номиналистская идея первичности материи («диалектический материализм»). Материя выступает в марксизме как сущность, духовная сфера (идеология, мораль, культура) – как существование, абсолютно несамостоятельное и вторичное. Материальная сфера определяет все аспекты жизни человека и человечества: развитие личности, истории, общества. Принцип дуализма нашел свое проявления в следующих принципах сциентистской философии: - Универсумный принцип. В марксистской теории построения коммунизма на первое место выходят экономические проблемы. - Принцип отрицания всеобщей связи явлений. Общество трактуется Марксом как универсумная реальность, в которой все ее части (классы) разобщены и находятся в состоянии вражды. - Принцип отрыва сознания от действительности (одно из проявлений принципа отрицания всеобщей связи явлений). Репрезентация в социальной философии: Маркс не учитывал объективную действительность бытия различных обществ: их уникальность, самобытность пути каждого народа. Репрезентация в этике: материальное богатство при коммунизме решит проблему зла и антагонизмов между людьми. Репрезентация в антропологии: личность понималась Марксом как исключительно социальный феномен, «отпечаток класса», к которому она принадлежит. - Принцип линейного развития, не предполагающего регресса нашел проявление в историческом оптимизме сциентистской философии. О. Конт считал, что движение истории имеет линейно-восходящий характер – религиозный, философский и позитивный этапы. В марксистской философии история трактуется также в качестве линейного процесса восхождения от «отсталых» общественно-экономических формаций к «прогрессивным».
Вопрос 50.Сциентизм и антисциентистская философия Сциентистская философия – это направление в рамках западной философии XIX-XX вв. В данное направление входят философские теории, абсолютизирующие роль науки. Наука направлена на исследование явлений материального мира, т.е. единственно подлинной реальности, с точки зрения номинализма (и его проявлений – материализма и эмпиризма). Согласной данной позиции сциентизма, можно определить все теории, входящие в него как основанные на номиналистской версии МСТ. Позитивизм(см. в.49) Марксизм(см. в.49) Сциентистская философия была пронизана верой в неограниченную мощь науки и человеческого рассудка. Сциентизм отстаивал идею целесообразности и осмысленности исторического развития, возможности изменения природы, человека и общества с помощью науки. Научное мышление было пронизано оптимизмом. Однако, XX век показал «обратную сторону» научно-технической цивилизации, которая прежде всего стремится к военной экспансии. В данной связи в философской среде на рубеже веков возникла реакция против сциентизма, выразителем которой стали антропологические школы западной философии. Антисциентизм стремился ограничить возможности науки, поскольку именно в ней виделись причины всех бедствий человека и общества. Наука была объявлена враждебной человеку силой. Утвердилась идея о том, что подлинным бытием обладает только отдельный человек, причем человек, прежде всего, в его иррационально-чувственном аспекте. Философские позиции школ развивались в рамках неономиналистской версии МСТ. Метафизические основы антисциентистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования): Экзистенциализм – «философия существования». Это влиятельная философская теория, истоки которой лежат в философии датского мыслителя 19 века Сёрена Кьеркегора. Неономиналистская определенность данной теории проявляется в том, что единственно подлинной реальностью (сущностью) экзистенциализм объявляет отдельного человека, а внешнее бытие (социальное, природное, историческое) противостоит ему, как общее единичному. Основные черты экзистенциализма: - человек в поисках смысла (т.е. между жизнью и смертью, на грани самоубийства). - абсолютизация свободы и ответственности человека. - трагизм и страдания человека во внешнем мире (т.е. в сфере существования), чуждом смысла (сущности). - Обоснование крайнего индивидуализма (в этой черте проявляется метафизический принцип отрицания всеобщей связи явлений). Психоанализ Фрейда: Психоанализ Фрейда объявляет сущностью человека иррациональную (биологическую) сферу человеческой психики («Оно»), сознание («Я») и моральные нормы общества («Сверх-я») выступают в качестве существования и понимаются как враждебные по отношению к «Оно» начала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.01 с.) |