Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 39: Типы общества и основные принципы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В советской науке господствовала марксистская идея «Все общества одинаковы». Но история многих стран опровергает такой унифицированный подход к обществу. Жизнь доказывает, что путь каждого общества уникален, и идеальной для всех стран модели общественной жизни не существует. К примеру, существуют такие идеалы общества, как коммунизм или демократия. Но полностью они недостижимы. Эти идеалы не подходят для жизни многих народов, они не могут быть реализованы во всех странах. Поэтому уже с древности в философии шла дискуссия о типах обществ. Аристотель (IV век до нашей эры) считал, что наилучшее общество – то, в котором благо гражданина совпадает с благом государства, а общество совершенствуется в нравственной жизни (прообраз коллективистского общества). Наихудшее же – то общество, в котором «каждый сам за себя», то есть господствует индивидуализм, человек идёт против государства. Наивысшего развития эта дискуссия достигла в XIX веке эры. В ней приняли учения такие философы, как Т. Гоббс, Д. Локк (XVII век), Э. Дюркгейм, А. Бергсон, К. Топпер (XIX век) и другие. Внесли свой вклад и российские философы XIX века - А. Герцен, А. Хомяков, Н. Чернышевский, Н. Огарёв, Ф. Достоевский. Эти мыслители предлагали различные типологии обществ: «Свободное общество - совершенное общество»; «Открытое и закрытое общество»; «Традиционное и техногенное»; «Государственное и безгосударственное»; «Кочевое и осёдлое»; «Коллективистское и индивидуалистическое». Одним из главных исследователей типологий обществ является профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и социальных наук СибГАУ - Николай Мефодьевич Чуринов. Свои труды он опубликовал в знаменитой книге «Совершенство природы». Западные и отечественные мыслители изучали общество с различных позиций. Западные учёные исходили из метафизической теории (репрезентации): «Общество изучается субъективно. Страны, которые не соответствуют демократии – отсталые». Русские учёные, напротив, изучали общество таким, каким оно сформировалось исторически. Обратимся к одной из типологизаций – «Коллективное и индивидуалистическое общество». Тип общества определяется типом его социальности. Социальность – «родная стихия общества» - исторически сформировавшиеся условия и принципы жизни, при соблюдении которых общество жизнеспособно. Если социальность нарушается, общество начинает погибать. Пример - страны Европы времён Второй мировой войны, в которых насаждался псевдоколлективизм. Социальность формируется на основе четырёх факторов:
Общество индивидуалистического типа (ОИТ) – тип общества, который жизнеспособен при соблюдении следующих принципов социальности: индивидуализм, свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм (либеральный полюс); сознательность, ограничение индивидуализма, холизм (консервативный полюс западной социальности). § Свобода индивидуализма – это «первичная клетка жизни» ОИТ. Свобода – родовое понятие, определяющее все стороны жизни ОИТ. Бывает свобода мысли, совести, организаций, вероисповедания, частной жизни, половых отношений. § Плюрализм – отсутствует какая-либо общеобязательная истина. Сколько людей – столько и истин. У каждого своя истина, своё понимание добра и зла. § Стихийность – все процессы должны происходить сами по себе. Пример: рыночная экономика. Рыночная экономика регулирует сама себя и не нуждается в контроле и планах. § Принцип социального атомизма: люди – разобщённые атомы. Люди собираются в сообщества только из практических соображений (необходимость организовать совместные действия). Пример: теория общественного договора утверждает, что вначале люди жили в войне между собой, но позже заключили договор. § Принцип равенства - «люди равны, потому что у всех есть разум». Этот принцип – основа западного общества. Сейчас равенство понимается, прежде всего, в правовом смысле. Но на самом деле это т.н. «равенство» – фикция. Если такие принципы сделать всеобъемлющими, общество распадётся. Поэтому в западной философии существует противовес – принципы социальности: § Ограничение индивидуализма - для его же пользы. § Холизм (холос – целостный) – нужно сплотить общество. Сплотить общество можно только тогда, когда ему угрожает распад или когда нужно построить общественное благосостояние. Холизм – это принципиально не коллективизм, так как он имеет чисто ситуативную и, чаще всего, материальную природу. § Принцип социальности другого общества. Характеристики жизни ОИТ:
Коллективизм – стремление людей к единству, определяемое стандартами естественности, а также природными предпосылками. Совершенствование общественных отношений - это борьба с социальными нестроениями во всех сферах, социальная энтропия. Эта борьба осуществляется в единстве социальных институтов (каждый вносит свой вклад). Изначально этот принцип понимался в религиозном смысле. Василий Новгородский (XIV век) говорил: «Совершенная общественная жизнь подобна жизни по принципу рая». При соблюдении этих принципов ОКТ жизнеспособно. Эти принципы проявляются в конкретных характеристиках жизни ОКТ:
§ материальная деятельность неотделима от духовной основы. Политика и экономика должны быть основаны на нравственности § человек понимается в единстве духовного и материального § единомыслие – ВСЯ, всеобщая связь представлений (например, о добре и зле) § научные убеждения находятся в единстве с религиозными § естественный иерархизм - принцип ВСЯ («В семье главный – мужчина»)
Существуют различные национальные модели социализма. Например, китайский социализм, кубинский, исламский. В создание концепции русского социализма большой вклад внесли философы А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский.
Таким образом, ОИТ и ОКТ имеют особые параметры жизни - принципы социальности и характеристики жизни. Эти параметры принципиально отличаются друг от друга. Их игнорирование приводит к гибельным последствиям, причём, искажение параметров может быть незначительным и при этом общество ещё способно само вернуться к своей родной социальности. Но если искажение уже слишком большое – происходит гибель цивилизации. Нужно понять, что общество не может по чьей-то инициативе стать обществом другого типа. Социальность – это природа, которую невозможно поменять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.009 с.) |