Вопрос 32: Методологии познания. Формы и методы познания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 32: Методологии познания. Формы и методы познания.



Формы познания:

1) чувственная

Ощущение – оно является первичной и самой элементарной ступенью чувственного познания; соответствует отдельным свойствам предметов (холод, жара, темнота и т.д.).

Восприятие – соответствует системе свойств предметов (вкус яблока, восприятие формы, зпаха, цвета какого-либо предмета и т.д.).

Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании (воспоминание, воображаемые образы и т.д.).

2) рациональная

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки, характеристики, связи предмета.

Суждение – это форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие какого-либо свойства у объекта, предмета.

Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе одного или нескольких суждений мы делаем вывод, заключение или новое суждение.

Метод – система принципов, приемов, правил, требований, к-рыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Методы познания:

1) общенаучные: характеризуют ход научного познания во всех науках (эксперимент, анализ, синтез, наблюдение и т.д.)

2) специальные: применяются в рамках отдельных наук (спектральный анализ в физике и химии, включенное наблюдение в психологии, качественный анализ в химии, метод статистического моделирования и т.д.)

3) универсальные (всеобщие): применяются во всех сферах человеческой деятельности; основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, его мышления и т.д. (принцип объективности, диалектической противоречивости и т.д.)

Видов познания будет существовать столько, сколько существует видов знания. Например, обыденное, научное, религиозное, художественное, теоретическое, эмпирическое и т.д.

Методы (позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения):

1) Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.

2) Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ).

3) Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

4) Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).

5) Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному.

6) Гипотетико–дедуктивный – выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.

7) Анализ – разложение целого на составные части.

8) Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

9) Математическое моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической.

10) Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя)

 

Вопрос 33: Практика.

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Практика же в свою очередь оказывает мощное воздействие на познание и формы истины. Практика может служить основанием развития теории. Хотя практика в отличие от теории, более ограничена, т.к. является зависимой от материи.

Теория – это высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере

реальности.

Практика – материальная, научная, социально-преобразующая целенаправленная, предметно-чувственная деятельность людей, к-рая носит конкретно-исторический характер по преобразованию материальных систем.

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Функции практики в отношении познания:

- базисная (основа познания),

- целеполагающая (цель познания),

- детерминирующая (причина познания),

- критериальная (выступает критерием истины).

Основной вид практики – труд, к-рый выступает как обмен деятельностью между людьми и окружающей средой. Труд – синтез духовного и материального.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.191.87 (0.011 с.)