Вопрос 47.Философия эпохи Нового времени и Просвещения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 47.Философия эпохи Нового времени и Просвещения.



Философия Нового времени (Рене Декарта, Спиноз и Лейбниц)является дальнейшим развитием МСТ. Метафизические основы философии Нового времени проявляются в принципе дуализма (разрыва между сущностью и существованием).

В философии Нового времени продолжается развитие реалистской и номиналистской версий МСТ. Схоластический реализм находит продолжение в рационализме("ratio" - "рассудок"), как одном из главных идейных направлений философии Нового времени. В соответствии с реалистским сущностным подходом, рационализм объявляет сущностью рацио (Высший Разум, человеческое сознание), а мир (природа) является его вырожденным существованием, никак не связанным со своей сущностью. Рацио – первичное по отношению к природе начало, единственный субъект бытия.Отсюда происходитантропоцентризм и механистический взгляд на природу, как важнейшие чертыфилософии Нового времени.Человек, как обладатель рацио первичен, а природа,как мертвый механизм, - это «неподлинная реальность», «вторичное и подчиненное» звено бытия. В рамках данного взгляда происходитокончательный отрыв природы как существования от ее Сущности, лишение природы жизненного и личностного начал.В рамках рационализма был сформирован рационалистический познавательный подход, согласно которому познание должно быть основано на рассудке, а не на чувственном опыте.

Средневековый номинализм был продолжен в эмпиризме("emperia" - "опыт"), как одном из основных идейных течений философии Нового времени. В соответствии с номиналистским сущностным подходом, эмпиризм сущностью объявляет вещи, явления, процессы материальной жизни, а их существованием – ту или иную их трактовку, не связанную со своей сущностью. В рамках эмпиризма был сформирован особый метод познания, согласно которому истинное познание вещей возможно только через их чувственное восприятие, а не через рассудочное осмысление

Поэтому эмпиризму (Бэкона, Гоббса и Локка) свойственен особый интерес к научной проблематике, стремление все в мире объяснить с помощью науки.

В рамках философии эмпиризма проявляется метафизический принцип отрыва сознания от действительности (мир не может быть посредством сознания).

Рационалистский и эмпирический взгляд на природу как на механизм, мертвую реальность восходит к еще одному принципу МСТ - универсумному принципу.

Идеи рационализма и эмпиризма были продолжены в новоевропейской философии Просвещения. Ее основные принципы:

1. Рассудочность. "Знание - сила", таков лозунг Просвещения. Рассудок представлялся просветителям универсальным ключом ко всем тайнам бытия. 2. Метафизический принцип линейного развития, не предполагающего противоречий нашел проявление в историческом оптимизме философии Просвещения. Просветители выдвинули идею исторического прогресса: история развивается однолинейно от худших времен к лучшим во всех отношениях (от отсталых эпох - к всеобщему просвещению и развитости). Религия, общественный и государственный строй – все это оценивалось просветителями с точки зрения их соответствия или не соответствия целям исторического прогресса.

Общественный прогресс понимался просветителями как результат распространения просвещения среди народа. Идеала "просвещенной монархии" придерживались Вольтер и другие просветители. От государя-философа (Вольтер) они ожидали покровительства просвещению, борьбы с суеверием, предрассудками, содействию социальному прогрессу.

Вольтер-основатель и крупнейший деятель французского Просвещения. Одна из основ его философского мировоззрения– метафизический отрыв духовного и научного видов познания (одно из проявления принципа отрицания всеобщей связи явлений). Вольтер считал науку единственно подлинным видом знания, арелигию - суеверием, отвергал объективность религиозного опыта.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) является оригинальным мыслителем, писателем и теоретиком искусства. Руссо является основоположником теории общественного договора, согласно которой общество сознательно перешло от состояния вседозволенности к неким договоренностям, обеспечивающим стабильность и безопасность, соблюдение базовых прав человека. Реалистская суть теории общественного договора проявляется в том, что он понимался Руссо и его последователями в качестве абстрактной схемы (сущности), в рамки которой была «помещена» жизнь общества (как существования).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.004 с.)