Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16: Развитие. Прогресс и регресс, революция и эволюция.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное разнитие об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории весьма существенное значение для характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва. Однако и тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, если развитие буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятия «П.» и «Р.» находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Дидро, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны несколько различных подходов к истории: позитивистский, основы к-рого заложены Контом, «историко-культурный» (основоположник - рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский; сторонники - Шпенглер, Тойкби, П. А. Сорокин и др.), «культурно-критический» (Ницше, позднее - Фрейд, Гуссерль и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и р. «Историко-культурная» концепция считает важнейшим способом Изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных «типов» культур или цивилизаций с собственными периодами П. и р. В культурно-критической концепции понятие «П.» отрицается с позиций «природной антикультурности», извечного выражения «воли к жизни», стихийных, бессознательных влечений (3. Фрейд) или универсальных структур сознания (Гуссерль). Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагонистическом коммунистическом об-ве.
Эволюция и революция (лат. развертывание и поворот, изменение) - понятия, применяемые для характеристики различ-, ных сторон развития. Под Э. в широком смысле понимается изменение бытия и сознания (в этом смысле понятие Э. близко по содержанию к понятию развития), включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий Э. (в узком смысле) и Р. Соответственно термином Э. обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а Р. - коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Э. и р. выражает закон перехода количественных изменений в качественные. Сложность этого отношения становится очевидной при анализе возникновения ч.-л. нового. В самом деле: новое не может возникнуть из ня-. чего как продукт сверхъестественного творения (креационизм), оно всегда результат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующие состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принци-циально иное, чем те состояния, из к-рых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие неразрешимо, поскольку метафизическое мышление отрывает одну сторону противоречия от др. и абсолютизирует ее. В итоге, с одной стороны, развитие понимается как плоская Э. (Спенсер), а с др., - как сумма по существу беспричинных, не обусловленных предшествующим развитием скачков (Кювье, эмерджентная Э.). Такая односторонность особенно вредна при анализе общественного развития, ибо приводит либо к отказу от революционных преобразований общества (реформизм), либо к левацким идеям о беспредпосылочности «Р.», о прямом «революционном» насилии как способа решения всех проблем, об «экспорте Р.» (Анархизм, маоизм). Марксистская философия понимает развитие как разрешение противоречия, имманентно присущего развивающемуся явлению. Поэтому в нем самом возникает его собственное отрицание, когда создаются все необходимые для этого условия (в ходе Э.). Однако возникновение нового возможно только как перерыв постепенности, скачок, р. Поэтому Э. и р.- необходимые моменты всякого развития: Э. подготавливает Р., а последняя завершает первую. Это относится и к социальным Р.
Вопрос 17: Основные законы диалектики: 1) з. единства и борьбы противоположностей (источник развития) противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. Противоречие есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. 2) з. колич. и качеств. изменений выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений; подразумевает переход одного качества в другое посредством изменения количества. Диалектика качества и кол-ва первоначально их взаимоопределяемость. Каждая из категорий определяется через свою противоположность. Содержание любой из них соотнесено с содержанием другой. Нет чистого количества, никак не связанного с качеством, и нет чистого качества, никак не связанного с количеством. Качество всегда количественно, и наоборот. Качество и количество связано в мере. 3) з. отрицания отрицания в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Никакое развитие невозможно без отрицания; отражает результат и направленность процесса развития. Главное – осуществляется диалектический синтез, т.е. сохраняются все компоненты старой системы и объединяются с новыми, что приводит к появлению новых связей, новой системы; показывает, что процесс развития непрерывен (идет по спирали). Существуют 2 типа отрицания: - деструктивное отрицание (разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение всякого развития, конец существования системы),
- конструктивное отрицание – определяется внутренними факторами, внутренними противоречиями; оно представляет собой необходимый момент развития, обеспечивает связь низшего и высшего; Переход одного качества в другое. Здесь существует 3 момента: - преодоление старого, - преемственность в развитии, - утверждение нового. В результате взаимодействия этих законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою отдельную функцию. Эти законы с одной стороны не могут сводиться др. с др., но при этом они взаимосвязаны и проникают др. в др. Одним из общих звеньев законов диалектики, является скачок, т.е. момент, или стадия качественного преобразования развивающейся системы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.009 с.) |