Вопрос 43: Классический этап античной философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 43: Классический этап античной философии.



Классическая АФ развивается в двух направлениях: метафизическом (софистика) и диалектическом (школа Сократа-Платона-Аристотеля).

Софистика (метафизическое направление).

В первоначальном значении «софист» – это учитель мудрости. Софисты первые стали учить о мудрости как о некой ценности, которую можно продать (что является прагматизмом, утилитаризмом, ценностным подходом). В соответствии с этим, софисты прославились как люди, которые могли доказать то, что выгодно. В дальнейшем софистика стала пониматься как «хитроумие».

Принципы метафизики, которые нашли проявление в софистике:

1) пр. дуализма. Софисты впервые стали учить о том, что материальная деятельность не обязательно должна быть моральной. Материальная деятельность должна быть прибыльной. Софисты считали, что у каждого есть своя собственная мораль.

2) универсумный пр. («Мир как универсум»). Мир – несовершенная реальность. Материальный мир не совершенен. Единственная совершенная реальность – это сознание человека. Поэтому сознание возвышается над миром, оно становится сущностью. Человек – есть мера всех вещей. Его сознание изобретает законы для мира, поэтому человек волен делать всё, что угодно, Так возникли идея насилия над природой, идея антропоцентризма.

3) отрицания ВСЯ. В мире нет никаких связей.

а) социально-философский аспект – в обществе нет единства

б) гносеологический аспект – отрицание связи между сознанием и действительностью. Сознание оторвано от мира.

Принципы софистики:

- агностицизм-мир не познаваем

- плюрализм («сколько людей, столько и истин»)

- субъективизм – в центре субъект

4) пр. линейного развития. Софисты абсолютизировали одну из сторон развития. Одни абсолютизировали изменчивость и релятивизм (учение об относительности всего: «всё в мире текуче»). Другие – абсолютизировали устойчивость.

Школа Сократа-Платона-Аристотеля (диалектическое направление).

Принципы диалектики, которые нашли проявление:

1) пр. единства бытия

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

В центре бытия находится Благо (сущность бытия). Эта сущность проявляется в стремлении человека делать добро, милосердие. Чтобы приблизиться к Центральному благу, надо творить благо повсюду. Кроме того, человек должен познать благо на интеллектуальном уровне.

Майевтика («родовспоможение») – метод Сократа. С помощью вопросов он помогал собеседнику самому «родить» истину.

Платон (427-347 гг. до н.э.) сновал Высшую философскую школу – Академию, которая просуществовала 1000 лет.

пр. единства бытия: «Мир – это двуединство духовного и материального». Есть мир идей и мир вещей, в которых идея – это источник вещи. Мир идей – это сущность, но она существует в мире вещей. Материальные вещи очень далеки от идей.

Здесь Платон подходил к опасной черте, когда начинается переход от диалектики к метафизике. Но сам он так её и не перешёл.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Знаменитое высказывание «Платон мне друг, а истина дороже» говорит о том, что идея, по мнению Платона, неотделима от вещи. Идея находится в самой вещи, выражается в форме тела. Платон понимал идею не статически, а динамически. Идея – это некая энергия становления вещи.

2) пр. совершенства

Сократ: Совершенство лежит в основе бытия. Центральным совершенством является благо. Это благо является сущностью бытия. Оно существует благодаря человеческой добродетели. Главное в жизни человека – приблизиться к этому центральному благу. Когда человек приблизится к благу, он сам начнёт его делать.

Платон считал, что космос отражает в себе идею блага. Он разработал проект совершенного государства, главной целью которого являлась реализация этой идеи блага. Во главе государства должен стоять совершенный человек – философ. Жизнь в таком государстве основана на принципе коллективизма.

Аристотель писал, что в основе бытия лежит абсолютный ум, который устроил жизнь по принципу совершенства. Философ разработал три проекта совершенной жизни. Наилучшей формой государства, по его мнению, является монархия. Однако, она склонна вырождаться в тиранию. Также он поддерживал аристократию (которая может перейти в демократию) и политию (может стать олигархией).

3) пр. Всеобщей связи явлений: в концепции Платона духовной основой жизни являются мир идей и мир вещей. Основой ВСЯ выступают идеи. Например, есть самая общая идея живого существа (включает обмен веществ, морфологию телесного скелета и др.). И в рамках этой общей идеи все животные едины.

4) пр. развития

Аристотель очень глубоко осмыслил принцип развития. Первичной причиной развития является абсолютный ум. А далее - каждая вещь развивается самостоятельно. Причина развития любого объекта находится в нем самом - диалектическое противоречие.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.004 с.)