Вопрос 34: Мышление, речь, язык, логика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34: Мышление, речь, язык, логика.



Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных св-в и отношений вещей; активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Логическое мышление – подчиненное правилам, принципам и законам, по к-рым мысль движется к истине, от одной истины к др., более глубокой.

Логические законы – обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики.

Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач.

Теоретическое мышление направлено на отыскание общ. закономерностей.

Основные формы мышления:

- понятие (отражаются общие, существенные св-ва, связи предметов и явлений);

- суждение (посредством связи понятий утверждается/отрицается что-то о чем-то);

- умозаключение (из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение);

- гипотеза (предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее сущ-е предмета, его св-в, опред. отношений);

- теория (система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в опред. логической связи).

Логика – общее учение об историч. развитии, самовыдвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Все люди мыслят по законам логики при условии верного хода мысли б/нарушения ее принципов.

Речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничивается личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда.

Соотношение речи, языка, знака и слова можно выявить через определения этих понятий.

Знак – это чувственно воспринимаемое действие или объект, который в процессе практической и духовной деятельности человека является устоявшемся и репрезентирует (представляет) другой, отличный от него объект или действие (знаки естественных и искусственных языков, симптомы, показания приборов, эмблемы, знамена и т.д.).

В последствии знак перешел в слово, когда стало для человека важным основное понятие (например, опасность, добыча, враг и т.д.). Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет, явление (его качества, действия и т.д.), которое оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. На основе того, что произошел переход от знака к слову, стали формироваться суждения (хорошо, плохо), умозаключения (утром лучше, чем вечером).

Язык – это система знаков, служащая средством человеческой деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

 

Вопрос 35: Научное познание

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

Научное знание охватывает в принципе что-то все ясе относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемого интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т.п.

При всем различии житейской смекалки «профанов» и абстрактных конструкций «высокой» науки у них есть глубоко общее — идея ориентировки в мире.

Ключом и в житейском, и в научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания.

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.130.73 (0.023 с.)