Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 34: Мышление, речь, язык, логика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных св-в и отношений вещей; активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Логическое мышление – подчиненное правилам, принципам и законам, по к-рым мысль движется к истине, от одной истины к др., более глубокой. Логические законы – обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики. Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач. Теоретическое мышление направлено на отыскание общ. закономерностей. Основные формы мышления: - понятие (отражаются общие, существенные св-ва, связи предметов и явлений); - суждение (посредством связи понятий утверждается/отрицается что-то о чем-то); - умозаключение (из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение); - гипотеза (предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее сущ-е предмета, его св-в, опред. отношений); - теория (система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в опред. логической связи). Логика – общее учение об историч. развитии, самовыдвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Все люди мыслят по законам логики при условии верного хода мысли б/нарушения ее принципов. Речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничивается личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. Соотношение речи, языка, знака и слова можно выявить через определения этих понятий. Знак – это чувственно воспринимаемое действие или объект, который в процессе практической и духовной деятельности человека является устоявшемся и репрезентирует (представляет) другой, отличный от него объект или действие (знаки естественных и искусственных языков, симптомы, показания приборов, эмблемы, знамена и т.д.). В последствии знак перешел в слово, когда стало для человека важным основное понятие (например, опасность, добыча, враг и т.д.). Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет, явление (его качества, действия и т.д.), которое оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. На основе того, что произошел переход от знака к слову, стали формироваться суждения (хорошо, плохо), умозаключения (утром лучше, чем вечером). Язык – это система знаков, служащая средством человеческой деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.
Вопрос 35: Научное познание Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл. Научное знание охватывает в принципе что-то все ясе относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемого интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т.п. При всем различии житейской смекалки «профанов» и абстрактных конструкций «высокой» науки у них есть глубоко общее — идея ориентировки в мире. Ключом и в житейском, и в научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.008 с.) |