Билет №2. Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №2. Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.



Билет №2. Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.

Билет №4. Личность как объект общественной жизни. Историческая необходимость и свобода выбора.

5. Личность в др Риме – ритуальная маска. В общей психологии – ядро, интегрирующ начало, связ-ее воедино разл псих процессы инд-да и сообщающее его повед-ю устойч-ть и послед-ть. В совр фил-и понятие инд-д рассм в системе общ отнош-й. В шир см чел-к есть личн-ть, т.к. он сущ-во общ-ое.

6. Стружнем личн-ти явл поступки, а в общ-ве общ произ-во явл основой развития.

7. Структура личности чел-ка: способ-ти (в опред степени зав от генетич фактов); хар-р (форм в процессе социализ-и, поощр); самосозн-н (это резул-т развития созн-я чел-ка, чел-к рассм себя в кач объекта, дает себе оценку, анализирует себя); мировоззрение (система обобщенных представлений, предполаг-ет хорош ориентацию чел-ка в культуре, тесно связ с самосозн-ем. Миров-е имеет место, когда есть убеждение, а не просто сов-ть знаний); потр-ти, интересы, мотивы, цен ориентации.

8. Сознательность – высш ур-нь регуляции деят-ти на осн принятых чел-ком цен-ти нрав норм. Став убеждением, они реал-ся с ясным пониманием смысла конечн целей и послед-й действий. Выраж в возм-ти анализ-ть чел-ком мотивы своего повед-я, выбир-ть наиб приемлемый способ достиж-я целей.

9. Поступки форм-ют личность. Гете: «Познать себя можно не путем созерцания, а путем деят-ти. Попробуй исполнить свой долг и ты узнаешь, что в тебе есть».

10. Но есть и позиция, что на практике формир не сама личность, а повед-ая структура, это действие без понимания того, что ты делаешь и для чего.

11. Образ-е личности предст собой не только позит качество, но присх выделение индивида из коллектива. Иногда даже противопост-е себя. Важно осознать свое единство с коллективом. Достоинство личности опред-ся тем, что чел взял под свою отв-ть, что он сам себе вменяет. Отв-ным м.б. только свободн чел-к.

12. Личностное бытие тесно связано с историч. История персоналистична, имеет чел лик. Для кажд конкр чел-ка всеобщая история явл одноврем-но личной историей. Анонимность подовляющего больш-ва историч процесса не сним личностный хар-р истории. Много зав от ситуации в самом общ-ве. Личн, псих сво-ва выходят на первый план в той мере, в какой стабилизируется общесоц ситуация, а наоборот. Но даже в усл-ях стабиз-ции м. возникнуть противоречия, отчуждение. Маркс: общ борьба зав от степени эксплуатации чел-ка чел-ком.

13. Сво-во отчужденного чел-ка: - чувство бессилия, ощущение, что судьба вышла из-под контроля

14. - бессмыслен-е сущ-ние, невозм-ть осущ-ть ожидаемый рез-т

15. - восприятие окруж дейст-ти как мира, в кот утрач взаим-ная обяз-ть людей по соблюдению предписаний

16. - не признания системы госп цен-тей

17. - ощущение одиночества

18. - утрата инд-ного «я» = самоотчуждение.

19. Именно многомерность личности признается ее сущ-тью. Чел-к выступает как:

20. 1) - участник истор-эволюц процессов

21. - носитель соц ролей и программ соц повед-я

22. - субъект выбора инд-ого жизн пути, в ходе кот им осущ-ется преобраз-е природы, общ-ва и самого себя

23. 2) как идеологич и деят-ное сущ-во, сущность кот порождается, преобраз и отстаив в совм сущ-нии с др людьми

24. 3) как субъект св, отв, целенапр повед-я. Сам чел-к выступ в кач цен-ти, он обладает относит автономн, устойч системой качеств.

Билет №6. Общество и природа: этапы их взаимодействия.

Общество и природа

45. 1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и природы.

46. Понятие "природа"имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

47. Общество- совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

48. Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

49. 2. Природа гораздо старше общества.

50. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

51. Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).

52. Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни.Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

53. Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

54. • Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

55. планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и умеренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

56. • Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

57. • Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

58. • Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;

59. • Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы)являются:

60. • литосфера;

61. • атмосфера;

62. • гидросфера;

63. • биосфера.

64. Литосфера— (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твер­дая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

65. • создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится рас­плавленная масса — магма и в центре — железное ядро);

66. • содержит в себе полезные ископаемые;

67. • имеет особый органический слой — почву, создающую усло­вия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера— газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

68. • защищает Землю от влияния открытого космоса;

69. • предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

70. • содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в со­став почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды — другого обязательного для жизни природ­ного элемента).

71. Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

72. Гидросфера— водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

73. Значение гидросферы в том, что:

74. • благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

75. • вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма чело­века составляет вода);

76. • вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

77. • существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.

78. Биосфера- сфера существования живых организмов ("обо­лочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

79. всю литосферу и гидросферу;

80. • нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

81. • подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана.

82. Только в этом ареале возможна жизнь.

83. Биосферацелостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

84. В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские.

85. 4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве главных составных частей обществасовремен­ные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

86. • антропосферу;

87. • социосферу;

88. • биотехносферу.

89. Антропосфера- сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.

90. Социосфера— область сложных общественных отношений между людьми.

91. Биотехносфера (техносфера)— область распространения тех­нического влияния человека и человечества.

92. 5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропо­генное влияние(то есть влияние человека и его деятельности).

93. Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

94. По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

95. Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

96. В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию,антропогенное влияние приблизилось к катастро­фическому уровню.

97. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

98. Главная проблема(и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается внесоответствии безграничных потреб-

99. ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

100. В связи с этим возникает экологическая проблема— пробле­ма охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

101. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

102. • истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

103. • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;

104. • уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

105. • вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очи­щения атмосферы);

106. • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

107. Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы,человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

108. 6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема социальной экологии— охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

109. Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

110. • современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

111. • растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

112. • человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

113. Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселе­ния,которая в будущем будет становиться все актуальнее и акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

114. Данная проблема имеет несколько аспектов:

115. • рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

116. • при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се", "пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

117. • проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

118. Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на, Беларусь и др.

119. Выделяются две главные причины данного явления:

120. • высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил (получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

121. • граждане государств, находящихся в процессе становления ре­форм, в силу бедности, социальной незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.

122. Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

123. Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

124. Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

125. Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

126. В этой связи интересен закон Мальтуса(Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

127. • на момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова — 230 млн.;

128. • 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось — возросло меньше чем в 1,5 раза);

129. • 1850 г. — 1 миллиард;

130. • 1930 г. — 2 миллиарда;

131. • 1976 г. — 4 миллиарда;

132. • 1987 г. — 5 миллиардов;

133. • 2000 г. — 6 миллиардов;

134. • 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).

135. Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время

136. наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).

137. По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

138. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.

139. Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:

140. • сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, по­ощрения малодетных семей;

141. • искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

142. В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

143. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

144. прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

145. • заняться решением экологических проблем;

146. • уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника информационно-техногенного общества;

147. • изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

148. • контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Билет №7. Софисты и Сократ.

199.

243.

244.

285.

298. 162

299. Экономическая сфера существует в следующих формах.

300. • экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

301. • деятельность институтов управления экономикой;

302. • способ производства материальных благ.

303. Способ производства материальных благимеет две составляющие:

304. • производительные силы;

305. • производственные отношения.

306. Производительные силы— люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

307. Средства производствавключают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

308. • орудия труда;

309. • сырье и материалы;

310. • здания, сооружения;

311. • транспорт и т. д.

312. Производственные отношения— отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

313. • отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

314. • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

315. • отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

316. Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно:

317. • создает материальную базу существования общества;

318. • способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

319. • непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

320. • влияет на политические процессы;

321. • влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

322. 4. Социальная сфера— система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

323. Основные элементы социальной структуры общества:

324. • классы;

325. • страты;

326. • сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);

327. • люди города и деревни;

328. • представители физического и умственного труда;

329. • социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

330. • национальные общности.

331. По отношению к социальной сфере общества имеется два ос­новных подхода:

332. • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственни­ков, зачастую антагонистические, между которыми происхо­дит так называемая классовая борьба);распространен в мар­ксистской философии;

333. • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодопол­няющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход, свойственный западной философии.

334. Особое значение имеет социальная мобильность— возмож­ность перехода из одной социальной группы в другую (напри­мер, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интел­лигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

335. Социальная мобильность — основа нормального существова­ния общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тота­литарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

336. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

337. Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:

338. • страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Ита­лия, Япония;

339. • страны со средним уровнем мобильности - Канада, Велико­британия;

340. • страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

341. В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, "занятостью" мест в обществе.

342. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество— общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

343. Тенденцией развития современного общества является:

344. • превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами;

345. • усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп".

346. 5.Политическая сфера общества— совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

347. Элементами политической системы общества являются:

348. • государство и государственные органы;

349. • политические партии;

350. • общественные организации;

351. • профсоюзы;

352. • иные институты.

353. Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

354. Главным элементом политической системы общества являет­ся государство— система органов, осуществляющих государст­венную власть.

355. Основными функциями государства являются:

356. • представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);

357. • регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

358. • охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

359. • внешнеполитическая;

360. • интеграционная.

361. Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

362. 6. Основными элементами духовной жизни обществаявляются:

363. духовная деятельность;

364. • духовные ценности;

365. • духовные потребности людей;

366. • духовное потребление;

367. • индивидуальное сознание;

368. • общественное сознание.

369. Духовная деятельность— деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

370. В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти,например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

371. В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.

372. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называется духовными отношениями.

373. Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдель­ных сторон бытия.

374. Общественное сознание— возникающая из общественной прак­тики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

375. Элементами общественного сознания являются:

376. • обыденное и теоретическое сознание;

377. • общественная идеология и психология;

378. • формы общественного сознания.

379. Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами окружающей действительности.

380. Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

381. Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

382. Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

383. Формами общественного сознания являются:

384. • политическое;

385. • правовое;

386. • моральное;

387. • научное;

388. • религиозное.

431.

 

Русская философия XIX в.

1. Основными направлениями русской философии XIX в.являлись:

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

• консервативная религиозная и монархическая философия;

• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

• революционно-демократическая философия;

• либеральная философия.

2. Декабристская философиябыла представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов — соци­ально-политическая.Ее опорными идеями были:

• приоритет естественного права;

• необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

• личная свобода человека;

• ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

3. Историческая философиябыла представлена творчеством П.Я. Чаадаева(1794 - 1856).

Основными направлениями его философий были:

• философия человека;

• философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как лич­ность. Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Согласно Чаадаеву в основе исторического процессалежит Бо­жественное Провидение. Воплощение Божественной юли - хри­стианство.

Христианство - стержень, двигатель истории.

Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Рос­сия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации.

Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу го­сударств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

4. Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западникихорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы.Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

5. В противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия.Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Право­славие, самодержавие, народность".Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление.Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.

Н.В. Федоров(1828 — 1903) сделал основными темами своей философии:

• единство мира;

• проблему жизни и смерти;

• проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир),

Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодо­полняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.

"Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом — смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения са­мой главной задачи — победы над смертью.

Философ верил в такую перспективу. П



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.048 с.)