Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода и ответственность личности. Соотношение свободы, прав и обязанностей в правовом государстве.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
26. Аспекты свободы: 27. 1) онтологич: св предполаг необх-ть, случайность. Происх-е св – момент появл-е идеальн бытия. Предпосылки есть и в природе, в т.ч. в неживой. Св-да помогает расширить горизонты своего бытия. 28. 2) гносеологич: св. вырастает из ситуации, когда субъект начинает мыслить себя в кач объекта, когда целенапр-но изменяет себя (Спиноза). 29. 3) антропологич (основной): о св-де можно гов-ть только применительно к чел-ку. Св-м м.б. только личность. Св-да в подлинном смысле этого слова превр-ся в потр-ть, кот пронизыв-т все имеющ-ся потреб-ти. Св-да личности состоит в положит возм-ти всесторон развития, проявлении своих возм-тей, сущностных сил и чел кач-в. 30. 4) Социологич: нельзя жить в общ-ве и быть св-м от него, нельзя быть св-м и вне общ-ва, т.е. св-да социальна. Св-да – один из важнейших критериев общ прогресса. Камю: св-да дело угнетенных, ее трад защ-ками были всегда выходцы из претерпеваемого народа. Внутр св-да – желание, готовность быть св-м. Св-ду можно лишь завоевать самому, ее нельзя преподнести как порядок. 31. 5) аксеологич: св- это цен-ть, она значима для чел-ка. Личность (св чел-к) играет глав роль в развитии общ-ва. Св-да – это квинтенсенция цивилиз-и, сост из 3 эл-тов: - условия, необх-е и достаточные для самост постановки целей активности. След-но, чел-к выдел то, что для него значимо, 32. - самой эф-ной активностидля реал-и этих целей с пом инструментариев активности, 33. - полное наслождение результатами активности. 34. Швейц: люди не должны позволять общ-ву опекать себя. 35. Св-да – это многоаспектное самоутр-е как в мысли, так и в действии, возм-ть и реал спос-ть чел-ка целенапр-но преобраз ситуацию вокруг себя, изм-ся самому и изм-ть других в соотв с собст желаниями, знаниями, объект данностями, необх-ти и на осн осознанного выбора цен-тей, взятых в контексте представлений о соц идеале. 36. Кант: св-да по опред-ю предполагает нрав-ть и наоборот. Нрав-ть – практ-ки ориенированная система моральн чувств, представлений, цен-тей и действий, направлен на сохран, развит и воспроизв той или иной соц группы, общ-ва в целом. 37. Единств гарантом мирного сосуществ-ния людей явл нрав-ть. Нрав-ть прочна, если за ней стоит св-да. 38. Отв-ть – это особое личностное кач-во, явл-ся сов-ным результатом процессов становления и самоутв-я чел-ка в мире и общ-ве, что предполагает осознание обяз-ти (необ-ти) сохранения или развития чего-либо в самом себе или в других в соц группе, госуд-ве, общ-ве в целом. 39. Чел-к может подчиниться дисциплине, но этого не достаточно, для активн действия необх-мо нрав начало в общ-ве. Ничего не случиться, если даже не будет дисциплин норм, а будет нрав начало. 40. Отв-ть формир-ся в процессе личностного становления. Быть отв-ным – значит готовность принять на себя послед-я. 41. А. Ленгви: во внутр согласии в ответ на то, что я делаю, и проявляется экзистенциальная отв-ть. Чел-к не м.б. сведен только к 1 роли. Сущ-ть отв-ти: отв-ть – это мой ответ на ситуацию, кот нах в резонансе с моей высшей цен-тью, созвучен ей. Поэтому отв-ть не имеет ничего общего с испол0ем обяз-тей, кот треб от меня другие. Отв-ть – это дитя св-ды и нельзя путать с предписаниями, законами. Основание отв-ти нах-ся в самом чел-ке. Быть отв-м значит посвятить себя ч-л. Отв-ть – ежедневн борьба за свои цен-ти. В отв-ти св-да приводится к своему смыслу. Жизнь без моей 42. отв-ти – это жизнь, в кот я не участвую активно, а значит, не живу Билет №6. Общество и природа: этапы их взаимодействия. Общество и природа 45. 1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. 46. Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.). 47. Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). 48. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отн ошения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. 49. 2. Природа гораздо старше общества. 50. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий. 51. Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). 52. Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.) 53. Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что: 54. • Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие 55. планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и умеренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна; 56. • Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом); 57. • Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни; 58. • Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие; 59. • Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются: 60. • литосфера; 61. • атмосфера; 62. • гидросфера; 63. • биосфера. 64. Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значение для жизни, потому что: 65. • создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится расплавленная масса — магма и в центре — железное ядро); 66. • содержит в себе полезные ископаемые; 67. • имеет особый органический слой — почву, создающую условия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера — газопаровая оболочка вокруг Земли, которая: 68. • защищает Землю от влияния открытого космоса; 69. • предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим; 70. • содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды — другого обязательного для жизни природного элемента). 71. Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос. 72. Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океанов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов. 73. Значение гидросферы в том, что: 74. • благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; 75. • вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма человека составляет вода); 76. • вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой обитания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши); 77. • существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океанов перешла на сушу. 78. Биосфера - сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает: 79. • всю литосферу и гидросферу; 80. • нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши); 81. • подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана. 82. Только в этом ареале возможна жизнь. 83. Биосфера — целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животные миры. 84. В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов растений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские. 85. 4. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей общества современные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют: 86. • антропосферу; 87. • социосферу; 88. • биотехносферу. 89. Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов. 90. Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми. 91. Биотехносфера (техносфера) — область распространения технического влияния человека и человечества. 92. 5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности). 93. Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее. 94. По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось. 95. Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. 96. В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. 97. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку. 98. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потреб- 99. ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. 100. В связи с этим возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. 101. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются: 102. • истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет); 103. • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами; 104. • уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны; 105. • вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы); 106. • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы. 107. Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды. 108. 6. В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др. 109. Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники: 110. • современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.); 111. • растет урбанизация - большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки"); 112. • человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик". 113. Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения, которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества. 114. Данная проблема имеет несколько аспектов: 115. • рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы; 116. • при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?); 117. • проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества? 118. Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др. 119. Выделяются две главные причины данного явления: 120. • высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним; 121. • граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом. 122. Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.). 123. Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей. 124. Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности. 125. Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей? 126. В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу: 127. • на момент начала нового летосчисления от рождества Христова — 230 млн.; 128. • 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось — возросло меньше чем в 1,5 раза); 129. • 1850 г. — 1 миллиард; 130. • 1930 г. — 2 миллиарда; 131. • 1976 г. — 4 миллиарда; 132. • 1987 г. — 5 миллиардов; 133. • 2000 г. — 6 миллиардов; 134. • 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается). 135. Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время 136. наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки). 137. По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. 138. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам. 139. Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы: 140. • сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей; 141. • искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше). 142. В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер. 143. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано: 144. • прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу; 145. • заняться решением экологических проблем; 146. • уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества; 147. • изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли; 148. • контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.012 с.) |