Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы взаимодействия

Поиск

150.Можно выделить три революционных переворота в производительных силах. Так называемая неолитическая революция, связанная с переходом от "присваивающей" экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотоводства. Промышленная революция - переход от ручного ремесленного труда к машинному производству. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный "нечеловеческий " труд из жизни общества.

151.Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период"присваивающей" экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины,и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции,перекочевывания на новое место. Различие "стартовых" условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций,обычаев разных стран.

152.Второй этап во взаимодействии природы и общества начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений.Исходный пункт нового этапа - возникновение земледелия и скотоводства.Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей деятельности. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Вместе с тем трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа местности. Занятия скотоводством были характерны для тех народов, которые жили в степных районах с резко континентальным климатом. Народы, жившие в бассейнах рек Нил, Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы, занимались в основном земледелием. Занятия скотоводством или земледелием накладывали отпечаток на образ жизни людей(кочевой или оседлый), традиции, нравы, обычаи

153.Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи о преобразующей, конструирующей силе человеческой деятельности, аналогичной божественной творческой силе,развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях -мыслящей и протяженной - вело к упрочению взгляда на все природное лишь как на объект человеческой активности. " Картезианское учение о природе является ключом к пониманию нынешнего разорения природы", - пишет современный немецкий философ В.Хесле

154.Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы,начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними,согласовать "стратегию природы" и "стратегию человека".

155.Колоссальные возможности открываются в деле совершенствования отношений общества и природы, в возникающем на наших глазах так называемом"информационном обществе". Например, разрушается казавшаяся столь прочной связь между местом жительства и местом работы человека. Электронные средства коммуникации позволяют работнику избавиться от ежедневных поездок на работу, а работодателю избавиться от затрат на коллективную организацию труда.Существенно новые возможности открываются и для создания новых стратегий образования. Город, источник загрязнений окружающей среды, может вообще исчезнуть. "Во многих отношениях, если бы города не существовали, сейчас не было бы нужды их изобретать", - пишут Дж.Несбитт и П.Эбурдин

156.В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Мир - организм, а не механизм. Для "биологически сформированного сознания" мир предстает как информационно ориентированный,целостный, способный к адаптации. Биотехнологии делают возможным избавление человека от болезней, обеспечивают защиту растений, становятся основой"зеленой" революции, в результате которой, возможно, будет решена проблема продовольствия. Вместе с тем успехи биологии порождают проблемы, перед которыми в растерянности останавливается человек, привыкший мыслить образами техногенного общества. Как определить границы естественного и искусственного в организме, границы живого и неживого, каковы границы вмешательства человека в наследственность и т.п.[

157.Дополнила

158. Природа употр в 3 значениях:

159. 1) в широком смысле: им обозначают все сущее, весь мир во всем многообразии его форм и распр на всю объект реальность. Именно в этом значении понятие используется в онтологии (проблемы бытия).

160. 2) В узком смысле: отватывается биосферой, т.е. областью жизни, это результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку Земли, где протекает жизнь, охватывая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Но природа отождествляется с окружающей средой чел-ка, т.е. лишь той частью действительности, которая выступает как совокупность условий существ-я чел-ка, включ в биосферу в кач биологич вида.

161. 3) Специфический контекст: исп-ся, чтобы опред корни и охар-ть фундаментальные начала того или иного нечто.

162. В совр фил и научн литературе широко исп-ся все три подхода, а особенно 2.

163. Общество не может сущ без пророды: система чел-к – природа – базисное понятие. Складывается взаимод природы и общ-ва. «Ограниченное отнош-е людей к природе обусл-ет их ограничен отнош-е др к др, а их огран отнош-е др к др – огранич отнощ-е к природе». Осн канал взаимод прир и общ-ва – труд и деят-ть вообще.

164. Географ среда – та часть земн природы, кот вовлечена в сферу чел деят-ти и сост необ-ое условие сущ-я и развития общ-ва (тер-я, климат, ресурсы влияют на результат деят-ти). Биосфера – область распр-я жизни на планете, включ-я наряду с организмами среду их обитания. Необ-мо не только преобраз, но и сохр-ть природу.

165. Этапы взаимод:

166. 1) Первобытные люди занимались собирательством, происх присваив-е готового продукта. Чел-к не выд из природы, он растворяется в ней.

167. 2) Происх переход от собир к произв-ву: нагрузка на пастбища, землед-е, скотовод-во, появл метал орудий труда, вследствие чего идет нагрузка на природа. В результате трудовой деятельности, принимающей все большие масштабы, возникла «очеловеченная» часть природы, или вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую, первозданную пророду, но природа еще выдерживает, т.е. способна восстанавливать себя.

168. 3) Постеп-но чел-во превращ в давящую на природу силу. В Новое время давление усиливается, что ведет к тому, что наруш мера и в сер 20 века появл экологич кризис, т.е. природа не может себя восстановить утраченное. Основной виновник загрязнения окруж среды – развитый индустриальный запад.

169. В результате образуется ноосфера. Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным определяющим фактором целесообразного развития. Ноосфера включает: антропосферу; техносферу; измененную человеком живую и неживую природу; социосферу.

170. Экологический кризис - обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений. По степени угрозы естественной жизни человека и развитию общества выделяются неблагоприятная экологическая ситуация, экологическое бедствие и экологическая катастрофа.

171. Влияние общества на природу к настоящему времени достигло больших масштабов. Это влияние сказывается не только в отношении отдельных природных ресурсов, но и, как мы видели, на ходе важнейших, глобальных процессов биосферы, нарушение которых может привести к весьма опасным для жизни на планете последствиям. Именно это положение послужило причиной появления и распространения в последнее время в развитых странах такого понятия, как "экологический кризис".

172. Истоки "экологического кризиса" кроются в нерациональном использовании природных ресурсов. Перед наукой возникла непростая и противоречивая задача использования природных ресурсов при одновременном поддержании оптимального качества природной среды. В ее решении наметилось два принципиально разных пути.

173. Первый путь - очистка вредных отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Этот путь имеет определенные ограничения, поскольку в тех случаях, когда стоимость очистки и утилизации отходов превышает стоимость продукции, производство становится экономически необоснованным.

174. Второй путь - создание систем малоотходного и безотходного производства. Это - радикальное технологическое решение проблемы сохранения оптимальной природной среды. Оно требует такой технологии, при которой круговорот веществ в производстве будет замкнутым. Все сырье, поступающее в производство, перерабатывается на полезные продукты или передается в соседние производства. Никаких отходов, а следовательно, и загрязнения окружающей среды не будет.

Билет №7. Софисты и Сократ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.127.153 (0.007 с.)