Тифпопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тифпопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих



ми, с тем, для чего служит это определение - для выяснения необходи­мой социальной помощи или пенсии для инвалида по зрению, или для целей образования, обучения, профессиональной подготовки. Критерии разделения на группы в этих случаях разные.

Мы рассматриваем разделение детей с нарушением зрения на груп­пы с точки зрения ведущей системы анализаторов, на основе которой иедется педагогический процесс. С офтальмологической точки зрения дети С визусом «О» и светоощущением, а также дети, имеющие остроту оста­точного зрения до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, обучаются мп основе системы Брайля, по учебникам, предназначенным для воспри­ятия посредством осязания, а слабовидящие дети с визусом от 0,05 10 0.4 - на основе зрительного восприятия.

Последние исследования, проводящиеся под руководством Л.П.Гри-i орьевой, показали необходимость включения в критерии разделения де-н ii психологических особенностей, характеризующих процесс формиро­вания системных зрительных образов. Эти исследования, как и ряд дру­гих зарубежных исследований, показывают, что в современных услови­ях в педагогической практике вероятнее всего следует придерживаться простого разделения, принятого уже во многих странах, а именно - blind -щепой и - low vision - лица с ослабленным зрением. Причем в после­днее включаются все лица, в той или иной степени, использующие ос-i.i точное зрение в процессе обучения и в повседневной практике.

Таким образом, в тифлопсихологии намечаются два разнонаправлен­ных процесса - более глубокая дифференциация лиц с нарушением зре­ния тотально слепой; слепой со светоощущением; слепой с остаточным (рением; глубоко слабовидящий ребенок; слабовидящий; а с другой сто­роны - интеграция лиц, имеющих ослабленное зрение - low vision. Эти ипдснции сказываются и на психологической характеристике детей с нарушением зрения, определяют степень и глубину влияния различных форм патологии зрения на психическое развитие детей и возможности их компенсации в процессе индивидуальной работы и на специальных

1 оррекционных занятиях.

Практика формирования высокого психического статуса детей с на­рушением зрения показывает, что основные методологические принци­пы общей психологии - принцип детерминизма, принцип единства co­in, шил и деятельности, принцип развития психики в деятельности кон-i р> i тируются и в тифлопсихологии.

Социальное и биологическое определяют развитие детей с наруше­нием зрения. А.И.Зотов' выделил наряду с биологическими (типологи-

1 Зотов А.И. Актуальные вопросы исследования возрастных индивидуальных осо-|ШостеЙ формирования познавательной деятельности слепых и слабовидящих пи ольников /ДГХ Герценовские чтения. Педагогические науки: Тездокл. - Л., 1966.


Солнцева Л. И.

ческими, возрастными и др.) и социальными аномальные патологичес­кие факторы, маскирующие, а в ряде случаев и искажающие проявле­ние биологических факторов. А.Г.Литвак2, соглашаясь с этим, отмечает, что «психическое развитие слепых и слабовидящих детерминируется со­вокупностью биологических, аномальных и социальных факторов, на­ходящихся в сложных взаимоотношениях». При этом он уточняет, что под биологическим понимается родовое, унаследованное, естественное, и дефекты зрения, не только приобретенные, но и врожденные, к био­логическим отнести нельзя.3

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает шаткость этой позиции. Так, мы уже указывали, что 92% слабовидения и 88% слепоты имеют врожденный характер, более 30% из них имеют наследственные формы. При этом четко прослеживается возрастание частоты врожден­ных аномалий развития органа зрения среди причин детской слепоты. Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой (1964) в 60,9%, в 1979 г. в исследованиях А.И.Каштан в 75%, Л.И.Кирилловой (1991) в 91,3% и АВ.Хватовой (1995) - 92% у сла­бовидящих и в 88% у слепых, И.Л.Ферфильфайн с соавт. - 84,2%.

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. При­мерно 30%4 из них - наследственные формы (тапеторетинальная деге­нерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, рет-ролентальная фиброплазия).

В исследованиях Л.И.Кирилловой отмечаются наследственные на­рушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболева­ния, приводящие к нарушению развития глазного яблока - врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки - дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки - аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения); отдельные фор­мы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врож­денная атрофия.

Кроме наследственных факторов, у слепых и частично видящих де­тей имеются аномалии развития органа зрения в результате внешних v, внутренних отрицательных факторов, действующих в период эмбриональ­ного развития плода. Это - патологическое течение беременности, пере­несенные матерью вирусные заболевание, токсоплазмоз, краснуха и т.д.

2 Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учебное по­
собие, - Л., 1973. - С. 45.

3 Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учебное по
собие. - Л., 1973. - С. 49.

4 Материалы Баварской школы для слепых. B.Lorenz, 1988.


 

Таким образом/практически аномальные факторы, детерминирую-цие психическое развитие детей с нарушением зрения, входят в объем понятия биологические и определяют совместно с социальными ход развития слепых и слабовидящих детей.

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90 е годы опираются на теорию основоположников отечественной дефектологии Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, М. М Немцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и направлены на компенсаторное развитие этой категории детей в процессе коррекционного обучения и нос питания. Основной проблемой тифлопсихологии современности (Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, И.С.Моргулис) является выявление потенциаль­ных возможностей развивающегося человека, способного найти пути Преодоления отклонений в формировании психических процессов и черт (ИЧНОСТИ, возникающих в результате глубокого нарушения зрения. Осо­бенностью позиции современных тифлопсихологов является понимание Ш ихического развития детей с нарушением зрения не как развитие ано-м.шыюго организма (человек минус зрение, что значит ущерб, ущерб­ный, сниженный), а как активную развивающуюся личность, воспол­няющую непосредственные дефекты сенсорики комплексной опосредо-I иной познавательной деятельностью. Своеобразие компенсаторного раз­ни шя детей с глубокими нарушениями зрения выражается в образова­нии новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения.

Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, модальность, точность и полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при различных поражениях зрительного анализатора Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления окружающим, способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с наруше­нием (рения имеет время появления дефекта. Особенно это касается то­тально слепых.

В литературе и жизненной практике выделяются две категории: сле­порожденные и ослепшие. Дети с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет, как правило, не имеют зрительных представлений, поскольку у детей, рано ослепших, не сохраняются зрительные образы и весь процесс психического развития осуществляется на основе огра­ниченной сохранной сенсорной системы. Раннее возникновение дефекта зрения оказывает большее влияние на формирование психики.

Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже ранее сформировавшиеся связи на основе зрения при осуще-


Солнцева Л.И.


ствлении деятельности познания и образуют иные системы связи при компенсации дефекта.

Таким образом, время наступления зрительного дефекта является важным специфическим фактором психического развития детей и взрос­лых с нарушением зрения.

Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на про­цесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познава- тельной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее каче­ства. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных ощущений, восприятий и представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения специфических качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических систем; |их структур, связей функций и отношений внутри системы. Происходят ка­чественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возни­кают специфические особенности в процессе формирования образов, по­нятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д. Значительные H3MeJ нения происходят в физическом развитии - точности движений, их ин-| тенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с од] ной системой нормально развивающегося ребенка, так как она вклю-1 чает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития нз\ за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на ocJ нове создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуще­ствляются также иначе, своеобразно. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной ра­ботой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения и с фор­мированием системы компенсаторных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.008 с.)