Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тифпопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящихСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ми, с тем, для чего служит это определение - для выяснения необходимой социальной помощи или пенсии для инвалида по зрению, или для целей образования, обучения, профессиональной подготовки. Критерии разделения на группы в этих случаях разные. Мы рассматриваем разделение детей с нарушением зрения на группы с точки зрения ведущей системы анализаторов, на основе которой иедется педагогический процесс. С офтальмологической точки зрения дети С визусом «О» и светоощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, обучаются мп основе системы Брайля, по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания, а слабовидящие дети с визусом от 0,05 10 0.4 - на основе зрительного восприятия. Последние исследования, проводящиеся под руководством Л.П.Гри-i орьевой, показали необходимость включения в критерии разделения де-н ii психологических особенностей, характеризующих процесс формирования системных зрительных образов. Эти исследования, как и ряд других зарубежных исследований, показывают, что в современных условиях в педагогической практике вероятнее всего следует придерживаться простого разделения, принятого уже во многих странах, а именно - blind -щепой и - low vision - лица с ослабленным зрением. Причем в последнее включаются все лица, в той или иной степени, использующие ос-i.i точное зрение в процессе обучения и в повседневной практике. Таким образом, в тифлопсихологии намечаются два разнонаправленных процесса - более глубокая дифференциация лиц с нарушением зрения тотально слепой; слепой со светоощущением; слепой с остаточным (рением; глубоко слабовидящий ребенок; слабовидящий; а с другой стороны - интеграция лиц, имеющих ослабленное зрение - low vision. Эти ипдснции сказываются и на психологической характеристике детей с нарушением зрения, определяют степень и глубину влияния различных форм патологии зрения на психическое развитие детей и возможности их компенсации в процессе индивидуальной работы и на специальных 1 оррекционных занятиях. Практика формирования высокого психического статуса детей с нарушением зрения показывает, что основные методологические принципы общей психологии - принцип детерминизма, принцип единства coin, шил и деятельности, принцип развития психики в деятельности кон-i р> i тируются и в тифлопсихологии. Социальное и биологическое определяют развитие детей с нарушением зрения. А.И.Зотов' выделил наряду с биологическими (типологи- 1 Зотов А.И. Актуальные вопросы исследования возрастных индивидуальных осо-|ШостеЙ формирования познавательной деятельности слепых и слабовидящих пи ольников /ДГХ Герценовские чтения. Педагогические науки: Тездокл. - Л., 1966. Солнцева Л. И. ческими, возрастными и др.) и социальными аномальные патологические факторы, маскирующие, а в ряде случаев и искажающие проявление биологических факторов. А.Г.Литвак2, соглашаясь с этим, отмечает, что «психическое развитие слепых и слабовидящих детерминируется совокупностью биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях». При этом он уточняет, что под биологическим понимается родовое, унаследованное, естественное, и дефекты зрения, не только приобретенные, но и врожденные, к биологическим отнести нельзя.3 Анализ причин слепоты и слабовидения показывает шаткость этой позиции. Так, мы уже указывали, что 92% слабовидения и 88% слепоты имеют врожденный характер, более 30% из них имеют наследственные формы. При этом четко прослеживается возрастание частоты врожденных аномалий развития органа зрения среди причин детской слепоты. Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой (1964) в 60,9%, в 1979 г. в исследованиях А.И.Каштан в 75%, Л.И.Кирилловой (1991) в 91,3% и АВ.Хватовой (1995) - 92% у слабовидящих и в 88% у слепых, И.Л.Ферфильфайн с соавт. - 84,2%. Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30%4 из них - наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, рет-ролентальная фиброплазия). В исследованиях Л.И.Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока - врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки - дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки - аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия. Кроме наследственных факторов, у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения в результате внешних v, внутренних отрицательных факторов, действующих в период эмбрионального развития плода. Это - патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевание, токсоплазмоз, краснуха и т.д. 2 Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учебное по 3 Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учебное по 4 Материалы Баварской школы для слепых. B.Lorenz, 1988.
Таким образом/практически аномальные факторы, детерминирую-цие психическое развитие детей с нарушением зрения, входят в объем понятия биологические и определяют совместно с социальными ход развития слепых и слабовидящих детей. Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90 е годы опираются на теорию основоположников отечественной дефектологии Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, М. М Немцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и направлены на компенсаторное развитие этой категории детей в процессе коррекционного обучения и нос питания. Основной проблемой тифлопсихологии современности (Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, И.С.Моргулис) является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, способного найти пути Преодоления отклонений в формировании психических процессов и черт (ИЧНОСТИ, возникающих в результате глубокого нарушения зрения. Особенностью позиции современных тифлопсихологов является понимание Ш ихического развития детей с нарушением зрения не как развитие ано-м.шыюго организма (человек минус зрение, что значит ущерб, ущербный, сниженный), а как активную развивающуюся личность, восполняющую непосредственные дефекты сенсорики комплексной опосредо-I иной познавательной деятельностью. Своеобразие компенсаторного разни шя детей с глубокими нарушениями зрения выражается в образовании новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения. Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, модальность, точность и полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при различных поражениях зрительного анализатора Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления окружающим, способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением. Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с нарушением (рения имеет время появления дефекта. Особенно это касается тотально слепых. В литературе и жизненной практике выделяются две категории: слепорожденные и ослепшие. Дети с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет, как правило, не имеют зрительных представлений, поскольку у детей, рано ослепших, не сохраняются зрительные образы и весь процесс психического развития осуществляется на основе ограниченной сохранной сенсорной системы. Раннее возникновение дефекта зрения оказывает большее влияние на формирование психики. Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже ранее сформировавшиеся связи на основе зрения при осуще- Солнцева Л.И. ствлении деятельности познания и образуют иные системы связи при компенсации дефекта. Таким образом, время наступления зрительного дефекта является важным специфическим фактором психического развития детей и взрослых с нарушением зрения. Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познава- тельной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных ощущений, восприятий и представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения специфических качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических систем; |их структур, связей функций и отношений внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д. Значительные H3MeJ нения происходят в физическом развитии - точности движений, их ин-| тенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с од] ной системой нормально развивающегося ребенка, так как она вклю-1 чает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития нз\ за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на ocJ нове создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются также иначе, своеобразно. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения и с формированием системы компенсаторных процессов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.008 с.) |