Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. История развития социальной работы

Поиск

Библиотек России

Благотворительные организации в создании библиотек первой половины ХIХ в. «Человеколюбивое общество», «Благодетель человечества В. Гаюи в Санкт-Петербурге, основание Института слепых детей. Печатание первых книг для слепых в России / рельефно-линейный шрифт. Первая школа для глухих /1806 г./

Благотворительная деятельность публичных и народных библиотек во второй половине Х1Х века. Обслуживание неимущих слоев населения, создание бесплатных библиотек, привлечение к пользованию библиотеками инвалидов. Создание первых библиотек для инвалидов благотворительными организациями «Попечительство о слепых», «Попечительство о глухонемых».

Благотворительная деятельность А.А.Адлер. Издание первой книги по системе Брайля (1885).

Ученические библиотеки для слепых и глухонемых детей России (1806-1917 гг.). Открытие библиотеки для слепых в Москве (1920 г). Сети библиотек, обслуживающих инвалидов (слепых, глухих).

Библиотеки для инвалидов в годы ВОВ и послевоенный период. Формирование государственных и ведомственных систем библиотечного обслуживания инвалидов и начало перестройки их деятельности. Создание библиотек для слепых в областных, краевых и республиканских центров. Создание заочного и межбиблиотечного абонементов. Республиканская центральная библиотека для слепых, история возникновения и развития, основные направления обслуживания слепых.

Деятельность Республиканской центральной библиотеки для слепых /1954 г./, Центральная научная библиотека ВОГ (1969 г.). Специализированное библиотечное обслуживания инвалидов-взрослых. Библиотеки при ВОЗ. Создание сетей библиотек для инвалидов (1935-1953). Клубы ВОГ. Доступность информации, гуманистическая направленность, расширение библиотечных услуг в облуживании читателей-инвалидов.

Особенности социальной политики современного государства и роль библиотек в ее осуществлении. Адресная помощь социально незащищенным слоям населения. Перспективы библиотечного обслуживания инвалидов в век информатизации и компьютеризации.

 

Тема 13. Специализированное библиотечное

Обслуживание инвалидов

Специализированные фонды для читателей с сенсорными нарушениями зрения и слуха. Особенности формирования фонда для лиц с сенсорными нарушениями (слепые, слабовидящие, глухие). Принципы отбора изданий: социальная значимость, научная и практическая ценность, соответствие социальной реабилитации.

Плановость и систематичность комплектования фондов. Централизованное комплектование библиотек брайлевской и озвученной литературой. Комплектование книжных фондов библиотек ВОГ. Система «издательство – книжная торговля – библиотека». Особенности процесса. Тематический план выпуска литературы издательством «Просвещение». Специализированные магазины. Депозитарное хранение книг.

Особенности формирования фондов библиотек вспомогательных школ. Учебные программы, требования к содержанию и решение задач, стоящих перед школой. Создание фонда научно-педагогической и методической литературы. Издание облегченной литературы, интерпретация классических произведений, предназначенных для читателей с низкой образовательной подготовкой. Издание адаптированных книг для умственно отсталых. Книжки-картинки.

Организация специализированного обслуживания инвалидов: оснащение библиотек необходимым транспортом, дополнительными штатными работниками, комплектами спрашиваемой литературы. Комфортность обслуживания: заказы книг по телефону, услуги библиобуса. Надомный абонемент. Книгоношество.

Тема 14. Социальное обслуживание лиц

Пожилого возраста

Проблемы старения населения России. Характеристика демографических процессов. Социальная защищенность, создание условий для реализации личностного потенциала в старости. Социальная адаптация, актуализация интересов, реализация и развитие творческих способностей.

Характеристика пользователей библиотек пожилого и преклонного возраста. Особенности геронтологии и психофизиологических особенностей. Особенности поведения читателей "третьего возраста''. Типологизация читателей старшего возраста: от 60 до 74 лет, старческий /старше 75 лет/, долгожители /90 лет и старше/. Характер и содержание чтения пожилых людей. Работающие и нерабо­тающие пенсионеры, особенности их информационного обеспечения.

Особенности работы массовых библиотек в библиотечном обслуживании пожилых и престарелых. Организация библиотечного обслуживания в специализированных учреждениях: домах престарелых, интернатах, госпиталях, лечебных учреждениях. Обслуживание на дому.

Создание благоприятных условий для читателей старшего поколения в библиотеке: приспособленность общественного транспорта, остановки вблизи библиотеки. Освещенность интерьера. Лифты, поручни на лестницах, подъемники. Наличие в фонде книг и периодических изданий с крупным шрифтом. Комфортность обслуживания. Интерьер библиотеки. Облегчение доступа к книжным полкам (специальные стеллажи, столы с подбором книг), "Уголки отдыха" для пенсионеров

Комфортность обслуживания людей пожилого возраста: создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания. Понятие о комфортной библиотечной среде. Помощь в выборе литературы. Облегчение доступа к каталогам, полкам открытого доступа, специальным стеллажам, помощь в работе с электронными каталогами, компьютером, вхождением в Интернет

Тема 15. Функции и назначение работы библиотек

С госпитализированными больными. Библиотерапия

Больничные библиотеки и их функции. История развития и построения системы библиотечного обслуживания госпитализированных больных. Читатели больничных библиотек: медицинский и обслуживающий персонал, больные и др. Требования к библиотекарям, обслуживающих читателей больничных библиотек. Особенности установления контактов, сохранение медицинской тайны, вежливость и такт.

Понятие о библиотерапии. Библиотерапия (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение, уход за больным) – использование чтения книг с лечебной целью, форма лечения словом, терапевтическое средство решения личных проблем при помощи направленного чтения.

Основные задачи библиотерапии: библиоведческая (отвлечение от мыслей о болезни, облегчение физических страданий); психотерапевтическая (компонент психотерапевтического лечения); вспомогательная (часть лечебного процесса при участии врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Классификация текстов с терапевтической точки зрения, их лечебное воздействие. Характеристика читателей, нуждающихся в библиотерапевтическом воздействии, и виды работы с ними. Библиотерапия как лечение чтением, прослушиванием и обсуждением специально подобранных текстов. Подбор произведений для работы с госпитализированными больными.

Индивидуальная работа. Беседы, консультации, составление рекомендательных списков литературы, специфика массовых мероприятий.

Перспективы развития библиотерапии в библиотечном обслуживании госпитализированных больных. Нерешенные вопросы теории и практики библиотерапии.

Тема 16. Традиции просветительства

В библиотечной педагогике

Предпосылки формирования библиотечной педагогики как научной дисциплины. Развитие педагогического подхода к деятельности библиотек. Педагогические идеи В.В. Розанова, Н.Ф. Федорова и Н.А.Рубакина.

Библиотека как институт образования на рубеже XIX- XX веков. Взгляды на библиотечную педагогику как научную дисциплину с 30-х гг. XX века. Разработка педагогических функций В.П.Вахтеровым, Е.Н.Медынским, Н.А.Корфом. В.И. Чарнолусский о библиотеке как о просветительном центре.

Педагогические функции и педагогическое мастерство.

Исторический процесс развития библиотеки как образовательного учреждения. Современные проблемы развития образовательных функций библиотек.

Библиотечно-информационное обеспечение инновационно-образовательной деятельности учебных заведений. Библиотека в едином образовательном пространстве и в системе непрерывного образования.

Принципы библиотечной педагогики: взаимодействие человека с культурой и принцип индивидуальности. Принцип целостности. Принцип единства типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.147 (0.007 с.)