Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Педагогическое мастерство библиотекаряСодержание книги
Поиск на нашем сайте И его значение Просветительская деятельность библиотек как совокупность педагогических технологий. Разработка основ библиотечной педагогики Л.Н.Толстым, Н.А.Корфом, Х.Д.Алчевской, Л.Б.Хавкиной. Просветительская деятельность библиотек по формированию культуры чтения различных читательских групп. Информационные технологии в просветительской деятельности библиотек. Современные педагоги-просветители в библиотечно-информационной сфере: К.И.Абрамов, А.Н. Ванеев, В.И.Терешин, А.В. Соколов и др. Тема 18. Профессиональная компетентность библиотекаря Компетенция библиотекаря как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). Компетентность — наличие соответствующей компетенции, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности. Характеристики компетенций: - политические и социальные, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; - касающиеся жизни в поликультурном обществе, формирование толерантности, готовности принимать людей других культур и конфессий; - определяющие владение несколькими иностранными языками, необходимыми как в межличностном общении, так и в профессиональной деятельности и общественной жизни; Система норм, стандартов, требований этического характера, предъявляемых к библиотечной педагогике. Библиотечная этика – как профессиональная этика, рассматривающая поступки и поведение библиотечного специалиста в процессе обслуживания читателей. История развития библиотечной этики как научной дисциплины. Связь библиотечной этики со смежными дисциплинами: педагогикой, психологией, информатикой. Тема 19. Речевая культура библиотекаря-педагога Формы и качества педагогической речи библиотекаря. Функции педагогической речи. Речевой этикет диалога в библиотеке. Приветствие, обращение, установление контакта, вхождение в разговор и умение его закончить. Извинения, благодарность. Виды речи: бытовая, официальная, поздравительная, политическая и др. Речь и коммуникативные качества библиотекаря-педагога. Голос, дикция, дыхание. Мимика, пантомимика. Артистизм – компонент творческой индивидуальности библиотекаря-педагога. Антиномии профессиональных поступков в библиотечном общении. Природа конфликтных форм поведения. Способы раскрытия средств их разрешения в процессе библиотечного обслуживания.
. Тема 20. Профессиональные ошибки в деятельности Библиотекаря-педагога и работа над ними Ошибки – специфический компонент деятельности библиотечного специалиста. Профессионально-педагогическая ошибка – непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности. Разнообразие педагогических ошибок. Две группы ошибок: стратегии и ошибки тактики профессионально-педагогической деятельности, совершаемых на этапе прогнозирования предстоящей педагогической деятельности, а также непосредственно в процессе педагогического взаимодействия в библиотечной среде. Ошибки стратегии (прогнозирования) педагогической деятельности – ошибки педагогического целеполагания и ошибки планирования. Ошибки педагогического целеполагания. Неосознанность библиотекарем целесообразного характера педагогической деятельности, невыявленные, неопределенные, случайные цели, приводящие к низкой эффективности образования. Ошибки методики целеобразования: нарушения логики построения, формулирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней; непонимание значимости или неумение библиотекаря трансформировать цели более высокого уровня обобщенности в цели собственной практической деятельности; цели образования — во внутренние. Ошибки планирования педагогической деятельности, тесно связанные с ошибками целеполагания. Ошибки тактики: организации педагогического взаимодействия, педагогического общения, запредельно-этические ошибки. Ошибки дидактического взаимодействия: а) ошибки в собственной педагогической деятельности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты); б) ошибки организации и руководства учебно-познавательной деятельностью (ошибки педагогического менеджмента). Избегание ошибок.
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» 1. Психологические особенности читательской деятельности. 2. Организация и методы библиотечно-информационного исследования чтения. 3. Психология взаимодействия читателя и текста. 4. Специальные (специализированные) методы чтения. 5. Типологизация и диагностирование чтения. 6. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России. 7. Урок как основная форма организации учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. 8. Лекция как дополнительная форма организация учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. 9. Методика подготовки и проведения семинаров 10.Формы контроля и оценки знаний учащихся. 11.Социальная работа библиотек как особый вид деятельности. 12.История развития социальной работы библиотек России. 13.Специализированное библиотечное обслуживание лиц с огра ниченными возможностями здоровья 14.Социальное обслуживание лиц пожилого возраста. 15.Функции и назначение работы библиотек с госпитализированными больными. Библиотерапия. 16.Традиции просветительства в библиотечной педагогике. 17.Педагогическое мастерство библиотекаря и его значение. 18.Профессиональная компетентность библиотекаря. 19.Речевая культура библиотекаря-педагога. 20.Профессиональные ошибки в деятельности библиотекаря-педагога и работа над ними.
ЛИТЕРАТУРА Психолого-педагогические основы библиотечно-информационной деятельности 1. Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. пособие / В.М. Беспалов. – Москва: МГУКИ, 2010. – 200 с. 2. Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека. – Москва: Пашков Дом, 2007. – 1003 с. 3. Рейтблат, А.И. Чтение в России: 1990-е годы: / А.И. Рейтблат // Библиотековедение. – 2001. – №6.- С. 54-61. 4. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги. – 2-е изд. / Н.А. Рубакин. – Москва: Книга, 1977. – 264 с. 5. Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества / сост. С.И. Бэлза. – Москва, 1990. – 720 с. 6. Чтение в дореволюционной России: сб. науч. тр. / сост. А.И. Рейтблат. – Москва, 1992. – 153 с. 7. Шапошников, А.Е. История читателя и чтения в России (IХ- ХХвв): учеб. пособие / А.Е. Шапошников. – Москва, 2001.–80 с.
Педагогическое мастерство 1. Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа / Г.А.Алтухова – Москва: Литера, 2008. – 224 с. 2. Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря /Г.А.Алтухова. – Москва: Литера, 2008. – 168 с. 3. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для вузов культуры /Г.А. Алтухова. – Изд.2-е, перераб. и доп. - Москва: Изд-во МГУКИ, Профиздат, 2000. - 112 с. 4. Ванеев, А.Н. Библиотечный дизайн: учебное пособие /А.Н. Ванеев. - Москва: Гардарики, 2004. - 288 с. 5. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 208 с. 6. Збаровская, Н.В. Педагогическая культура библиотекаря: основные подходы к изучению и развитию / Н.В. Забаровская //Библиотековедение, 2005. – № 2. – С. 118-122. 7. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В.П Леонов. – Москва: Наука, 2003. – 123 с. 8. Раввинский, Д.К. Библиотека и вызовы 21 века: дискуссии в зарубежном библиотековедении: монография / Д.К. Раввинский – Санкт-Петербург: РНБ, 2009. – 160 с.
Библиотека и социономия. 1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря / Г.А.Алтухова: Либерея. 2001. – 101 с. 2. Библиотека – открытый мир: путь к независимой жизни людей с ограничениями в жизнедеятельности: сборник статей по материалам конференции, состоявшейся в РГБС 15-17 ноября 2005 года. – Москва: РГБС, 2006. – 241 с. 3.Библиотерапия: задачи и подходы, методы: Сборник / сост. О.Л. Кабачек. – Москва: БМЦ, 2001. – 127 с. 4. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – Москва: ФАИР, 2007. – 560 с. 5.Коновалова, М.П. Инвалид-общество-библиотека: учеб.-метод. пособие / М.П. Коновалова. – Москва: Либерея, 2006. – 132 с. 6. Марусич, Ж.В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий / Ж.В. Марусич. – Москва: Либерея, 2004. – 95 с. 7. Саломатина, И.В. Им можно помочь: руководство к действию тем, кто хочет поддержать человека с синдромом Ушера / И. В. Саломатина. – Москва: РГБС, 2008. 8.Создание комфортной библиотечной среды для инвалидов в условиях муниципальной библиотеки: метод. рекомендации / сост. О.В. Глазунова; Обл. спец. б-ка для слепых. – Ростов н/Д, 2002. – 12 с. 9.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А.Е. Шапошников. – Москва: Оптимист, 1992.– 212 с. 10.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов / А.Е. Шапошников; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2002.– 200 с.
Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение Утвержден Министерством образования и науки РФ 28.06 2010г г. – №722. 2. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. В 2 ч. / К.И. Абрамов.– Москва: Либерея, 2000-2001. Ч.1. 2000. – 175 с. Ч.2. 2001. – 160 с. 3. Абрамов, К.И. История Московского государственного университета культуры и искусств (1930 – 1941гг.) / К.И. Абрамов. - Москва: МГУКИ, 2002. – 132с. 4.. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст]: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Изд. 2-е. – Москва: МГУКИ, 2009. – 112 с. 5. Алтухова, Г.А. Основы речевой культуры: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Москва: Литера, 2009. – 172 с. 6. Гребенюк, О.С., Рожков, М.И. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков; Гриф Мин. обр. и науки РФ.- Москва: Владос- Пресс, 2004.- 160с 7. Дворкина, М.Я. Библиотечно – информационная деятельность / М.Я.Дворкина.- Москва: ФАИР, 2009.-256с. 8. Корнеева, Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. пособие /Л.В. Корнеева.- Москва: Владос-Пресс, 2006.- 157с. 9. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник /Ю.П. Мелентьева.- Москва: ФАИР, 2006.- 256с 10. Московский государственный университет культуры и искусств: опыт интеграции культуры и образования в России / ред. Р.Г. Абдулатипов.– Москва: МГУКИ, 2010. – 287с. 11. Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие / Р.С. Мотульский.- Москва: Либерея, 2004.-223с. 12. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие/ под ред.С.Д. Резника.- Москва: ИНФРА-М, 2009.- 389с. 13. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учеб.-метод. пособие/ под ред.А.А. Деркача.- Москва: РАГС, 2009.-386с. 14. Степанов, В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности: учеб. пособие / В.К. Степанов.- Москва: ФАИР, 2009. – 304с. 15. Столяров, Ю.Н. Эволюция библиотечного фондоведения [Текст] / Ю.Н. Столяров. – Москва: ФАИР, 2007.- 688с. 16. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – Москва: Высш. образование,2006.-431с.
КВАЛИФИКАЦИЯ «МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» Тема 1. Государственная библиотечная политика:
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |