Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Педагогическое мастерство библиотекаря
И его значение Просветительская деятельность библиотек как совокупность педагогических технологий. Разработка основ библиотечной педагогики Л.Н.Толстым, Н.А.Корфом, Х.Д.Алчевской, Л.Б.Хавкиной. Просветительская деятельность библиотек по формированию культуры чтения различных читательских групп. Информационные технологии в просветительской деятельности библиотек. Современные педагоги-просветители в библиотечно-информационной сфере: К.И.Абрамов, А.Н. Ванеев, В.И.Терешин, А.В. Соколов и др. Тема 18. Профессиональная компетентность библиотекаря Компетенция библиотекаря как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). Компетентность — наличие соответствующей компетенции, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности. Характеристики компетенций: - политические и социальные, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; - касающиеся жизни в поликультурном обществе, формирование толерантности, готовности принимать людей других культур и конфессий; - определяющие владение несколькими иностранными языками, необходимыми как в межличностном общении, так и в профессиональной деятельности и общественной жизни; Система норм, стандартов, требований этического характера, предъявляемых к библиотечной педагогике. Библиотечная этика – как профессиональная этика, рассматривающая поступки и поведение библиотечного специалиста в процессе обслуживания читателей. История развития библиотечной этики как научной дисциплины. Связь библиотечной этики со смежными дисциплинами: педагогикой, психологией, информатикой. Тема 19. Речевая культура библиотекаря-педагога Формы и качества педагогической речи библиотекаря. Функции педагогической речи. Речевой этикет диалога в библиотеке. Приветствие, обращение, установление контакта, вхождение в разговор и умение его закончить. Извинения, благодарность. Виды речи: бытовая, официальная, поздравительная, политическая и др. Речь и коммуникативные качества библиотекаря-педагога. Голос, дикция, дыхание. Мимика, пантомимика. Артистизм – компонент творческой индивидуальности библиотекаря-педагога.
Антиномии профессиональных поступков в библиотечном общении. Природа конфликтных форм поведения. Способы раскрытия средств их разрешения в процессе библиотечного обслуживания.
. Тема 20. Профессиональные ошибки в деятельности Библиотекаря-педагога и работа над ними Ошибки – специфический компонент деятельности библиотечного специалиста. Профессионально-педагогическая ошибка – непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности. Разнообразие педагогических ошибок. Две группы ошибок: стратегии и ошибки тактики профессионально-педагогической деятельности, совершаемых на этапе прогнозирования предстоящей педагогической деятельности, а также непосредственно в процессе педагогического взаимодействия в библиотечной среде. Ошибки стратегии (прогнозирования) педагогической деятельности – ошибки педагогического целеполагания и ошибки планирования. Ошибки педагогического целеполагания. Неосознанность библиотекарем целесообразного характера педагогической деятельности, невыявленные, неопределенные, случайные цели, приводящие к низкой эффективности образования. Ошибки методики целеобразования: нарушения логики построения, формулирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней; непонимание значимости или неумение библиотекаря трансформировать цели более высокого уровня обобщенности в цели собственной практической деятельности; цели образования — во внутренние. Ошибки планирования педагогической деятельности, тесно связанные с ошибками целеполагания. Ошибки тактики: организации педагогического взаимодействия, педагогического общения, запредельно-этические ошибки. Ошибки дидактического взаимодействия: а) ошибки в собственной педагогической деятельности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты); б) ошибки организации и руководства учебно-познавательной деятельностью (ошибки педагогического менеджмента). Избегание ошибок.
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ «БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОГРАФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» 1. Психологические особенности читательской деятельности. 2. Организация и методы библиотечно-информационного исследования чтения. 3. Психология взаимодействия читателя и текста. 4. Специальные (специализированные) методы чтения. 5. Типологизация и диагностирование чтения. 6. Становление и развитие библиотечно-информационного образования в России. 7. Урок как основная форма организации учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. 8. Лекция как дополнительная форма организация учебного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. 9. Методика подготовки и проведения семинаров 10.Формы контроля и оценки знаний учащихся. 11.Социальная работа библиотек как особый вид деятельности. 12.История развития социальной работы библиотек России. 13.Специализированное библиотечное обслуживание лиц с огра ниченными возможностями здоровья 14.Социальное обслуживание лиц пожилого возраста. 15.Функции и назначение работы библиотек с госпитализированными больными. Библиотерапия. 16.Традиции просветительства в библиотечной педагогике. 17.Педагогическое мастерство библиотекаря и его значение. 18.Профессиональная компетентность библиотекаря. 19.Речевая культура библиотекаря-педагога. 20.Профессиональные ошибки в деятельности библиотекаря-педагога и работа над ними.
ЛИТЕРАТУРА Психолого-педагогические основы библиотечно-информационной деятельности 1. Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. пособие / В.М. Беспалов. – Москва: МГУКИ, 2010. – 200 с. 2. Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека. – Москва: Пашков Дом, 2007. – 1003 с. 3. Рейтблат, А.И. Чтение в России: 1990-е годы: / А.И. Рейтблат // Библиотековедение. – 2001. – №6.- С. 54-61. 4. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги. – 2-е изд. / Н.А. Рубакин. – Москва: Книга, 1977. – 264 с. 5. Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества / сост. С.И. Бэлза. – Москва, 1990. – 720 с. 6. Чтение в дореволюционной России: сб. науч. тр. / сост. А.И. Рейтблат. – Москва, 1992. – 153 с. 7. Шапошников, А.Е. История читателя и чтения в России (IХ- ХХвв): учеб. пособие / А.Е. Шапошников. – Москва, 2001.–80 с.
Педагогическое мастерство 1. Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа / Г.А.Алтухова – Москва: Литера, 2008. – 224 с. 2. Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря /Г.А.Алтухова. – Москва: Литера, 2008. – 168 с. 3. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для вузов культуры /Г.А. Алтухова. – Изд.2-е, перераб. и доп. - Москва: Изд-во МГУКИ, Профиздат, 2000. - 112 с. 4. Ванеев, А.Н. Библиотечный дизайн: учебное пособие /А.Н. Ванеев. - Москва: Гардарики, 2004. - 288 с. 5. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – 208 с. 6. Збаровская, Н.В. Педагогическая культура библиотекаря: основные подходы к изучению и развитию / Н.В. Забаровская //Библиотековедение, 2005. – № 2. – С. 118-122. 7. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В.П Леонов. – Москва: Наука, 2003. – 123 с.
8. Раввинский, Д.К. Библиотека и вызовы 21 века: дискуссии в зарубежном библиотековедении: монография / Д.К. Раввинский – Санкт-Петербург: РНБ, 2009. – 160 с.
Библиотека и социономия. 1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря / Г.А.Алтухова: Либерея. 2001. – 101 с. 2. Библиотека – открытый мир: путь к независимой жизни людей с ограничениями в жизнедеятельности: сборник статей по материалам конференции, состоявшейся в РГБС 15-17 ноября 2005 года. – Москва: РГБС, 2006. – 241 с. 3.Библиотерапия: задачи и подходы, методы: Сборник / сост. О.Л. Кабачек. – Москва: БМЦ, 2001. – 127 с. 4. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – Москва: ФАИР, 2007. – 560 с. 5.Коновалова, М.П. Инвалид-общество-библиотека: учеб.-метод. пособие / М.П. Коновалова. – Москва: Либерея, 2006. – 132 с. 6. Марусич, Ж.В. Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий / Ж.В. Марусич. – Москва: Либерея, 2004. – 95 с. 7. Саломатина, И.В. Им можно помочь: руководство к действию тем, кто хочет поддержать человека с синдромом Ушера / И. В. Саломатина. – Москва: РГБС, 2008. 8.Создание комфортной библиотечной среды для инвалидов в условиях муниципальной библиотеки: метод. рекомендации / сост. О.В. Глазунова; Обл. спец. б-ка для слепых. – Ростов н/Д, 2002. – 12 с. 9.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А.Е. Шапошников. – Москва: Оптимист, 1992.– 212 с. 10.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов / А.Е. Шапошников; Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2002.– 200 с.
Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение Утвержден Министерством образования и науки РФ 28.06 2010г г. – №722. 2. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. В 2 ч. / К.И. Абрамов.– Москва: Либерея, 2000-2001. Ч.1. 2000. – 175 с. Ч.2. 2001. – 160 с. 3. Абрамов, К.И. История Московского государственного университета культуры и искусств (1930 – 1941гг.) / К.И. Абрамов. - Москва: МГУКИ, 2002. – 132с. 4.. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст]: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Изд. 2-е. – Москва: МГУКИ, 2009. – 112 с.
5. Алтухова, Г.А. Основы речевой культуры: учеб. пособие /Г.А. Алтухова. – Москва: Литера, 2009. – 172 с. 6. Гребенюк, О.С., Рожков, М.И. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков; Гриф Мин. обр. и науки РФ.- Москва: Владос- Пресс, 2004.- 160с 7. Дворкина, М.Я. Библиотечно – информационная деятельность / М.Я.Дворкина.- Москва: ФАИР, 2009.-256с. 8. Корнеева, Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. пособие /Л.В. Корнеева.- Москва: Владос-Пресс, 2006.- 157с. 9. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник /Ю.П. Мелентьева.- Москва: ФАИР, 2006.- 256с 10. Московский государственный университет культуры и искусств: опыт интеграции культуры и образования в России / ред. Р.Г. Абдулатипов.– Москва: МГУКИ, 2010. – 287с. 11. Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие / Р.С. Мотульский.- Москва: Либерея, 2004.-223с. 12. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие/ под ред.С.Д. Резника.- Москва: ИНФРА-М, 2009.- 389с. 13. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учеб.-метод. пособие/ под ред.А.А. Деркача.- Москва: РАГС, 2009.-386с. 14. Степанов, В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности: учеб. пособие / В.К. Степанов.- Москва: ФАИР, 2009. – 304с. 15. Столяров, Ю.Н. Эволюция библиотечного фондоведения [Текст] / Ю.Н. Столяров. – Москва: ФАИР, 2007.- 688с. 16. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – Москва: Высш. образование,2006.-431с.
КВАЛИФИКАЦИЯ «МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» Тема 1. Государственная библиотечная политика:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.021 с.) |