Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Общие понятия лингвистического обеспечения



Различные подходы к определению лингвистического обеспечения (классический, лингвистический, программистский и др.). Соотношение понятия лингвистического обеспечения с основными понятиями теории баз данных.

История развития ЛО в России. Эволюция ЛО ГАСНТИ. ЕСКК ТЭИ. История ЛО АБИС. Роль кризиса начала 1990-х гг. ЛО негосударственных систем. Общее состояние исследований и разработок в стране и за рубежом.

Определение ЛО. Понятие ИПЯ. Уровни отображения информации и типы ИПЯ. Представление плана выражения и представление плана содержания. Алфавит и микросинтаксис. Представление текста и языки разметки.

Основные уровни описания информации: уровень документа, тематики, предметный уровень, уровень высказываний. Сопоставление уровней языка с логическими системами. Прекоординация и посткоординация.

Лингвистические процессоры как компонент ЛО. Виды процессоров. Лингвистические банки данных.

 

Тема 20. Классификационные языки

Основы теории классификации. Исчисление классов. Понятие графа. Виды классификаций по структуре – иерархические, фасетные, алфавитно-предметные.

Виды классификаций по назначению – научные, информационные и другие. История применений классификаций в библиотеках, системах НТИ, архивах, управленческих АИС и др.

Обзор информационных классификаций, применяемых в больших АИС и ЭБ. Достоинства и недостатки применения информационных классификаций в качестве ИПЯ в АИС.

Информационные классификации в Интернет. Обзор классификаций ведущих каталогов и поисковых машин русского фрагмента Интернет.

Универсальная десятичная классификация. История, структура, основные принципы. Основные таблицы и определители, общие и специальные. Синтаксис УДК. Методика классифицирования. Перспективы УДК. Основные издания УДК.

Государственный рубрикатор научно-технической информации. Области применения и функции. Структура, основные принципы создания и использования. Перспективы ГРНТИ.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕХНОЛОГ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»

1. История появления компьютеров и этапы их развития. Компьютеры в библиотеке: цели, задачи, преимущества. Отечественный опыт внедрения компьютеров в библиотеки.

2. Основные области применения компьютеров в современной библиотеке.

3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам с помощью Интернет. Отечественные библиотечные сайты в Интернет.

4. Оптические диски CD–ROM и системы “CD–ROM Networking” в библиотеках.

5. Системы штрихового кодирования и особенности их применения в библиотеках.

6. Системы защиты фонда: проблемы внедрения в библиотеках.

7. Электронные библиотеки (ЭБ) как этап развития информационных технологий.

8. Электронные ресурсы – определения, типология и характеристики.

9. Электронные ресурсы – типология и технические характеристики носителей информации.

10.Электронные ресурсы – каталоги, базы данных, электронные книги.

11.Суть авторского права, основные положения, общие черты законодательства, различие печатных и электронных документов, необходимость внесения поправок.

12.Системы управления правами на электронные документы (УПЭД), технические средства защиты.

13.АБИС и связанная с нею система понятий.

14.Укрупнённое организационно-функциональное и формальное представление библиотеки.

15.Основные подсистемы АБИС и их взаимодействие внутри системы и с внешней средой.

16.Концептуальное проектирование и разработка программ автоматизации.

17.Корпоративные библиотечно-информационные системы и сети. Примеры российских библиотечных корпораций и ассоциаций.

18.Законодательный уровень обеспечения ИБ.

19.Общие понятия лингвистического обеспечения.

20.Классификационные языки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешин, Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – Москва: Литера, 2009. – 352 с.

2. Алешин, Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – Москва: Маркет ДС, 2008. – 383 с.

3. Арутюнов, В.В. Защита информации: учеб.-метод. пособие / В.В. Арутюнов. – Москва: Либерея, 2008. – 56с.

4. Воройский, Ф. С. Информатика: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах: энциклопедич. словарь-справочник / Ф. С. Воройский. – Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 768 с.

5. Воройский, Ф. С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. – Москва: Физматлит, 2008. – 453 с.

6. Голицына, О.Л. Информационные технологии: учебник / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов; изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2009. – 608 с.

7. Гончаров, М. В. Практическая реализация библиотечного интернет-комплекса. – Москва: Фаир-Пресс, 2005. – 191 с.

8. Земсков, А. И., Шрайберг, Я.Л. Электронные библиотеки: учебник для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва: Либерея, 2003. – 351с.

9. Земсков, А.И., Шрайберг, Я.Л. Электронные библиотеки: учеб. пособие / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва: ГПНТБ России, 2004. – 130с.

10. Максимов, Н.В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: учебник / Н.В. Максимов, И.И. Попов, Т.Л. Партыка. – Москва: Форум, 2010. – 512 с.

11. Максимов, Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н.В. Максимов, И.И. Попов, Т.Л. Партыка. – Москва: Форум, 2010. – 496с.

12. Мельников, В.П. Информационная безопасность и защита информации / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков. Москва: ACADEMIA, 2006. – 300 с.

13. Нечипоренко, В.П. Избранные лекции по дисциплине: Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем / В. П. Нечипоренко, В. А. Цветкова, Я. Л. Шрайберг. – Москва, 2005. – 47 с.

14. Степанов, В. К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности / В.К. Степанов. – Москва: ФАИР, 2009. – 302 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).

15. Шрайберг, Я. Л. Авторское право и библиотеки / Я. Л. Шрайберг, А. И. Земсков, В.В. Терлецкий и др. – Москва: ГПНТБ России, 2007. – 47 с.

16. Шрайберг, Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения и предпосылки, базовые принципы: учебно-практ. пособие / Я.Л. Шрайберг. – Москва: Либерея, 2001. – 104 с.

КВАЛИФИКАЦИЯ «РЕФЕРЕНТ-АНАЛИТИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»

 

(Примечание: вопросы №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 из списка к «Итоговой государственной аттестации по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» не включены в билеты ИГА в связи с тем, что эти дисциплины не читались студентам данной квалификации)

 

Тема 1. Информационные ресурсы общества:

Определение понятия, особенности и свойства.

Состав информационных ресурсов

Определение понятия "информационные ресурсы" в отечественной и зарубежной литературе.

Свойства информационных ресурсов: неисчерпаемость, постоянный рост объема потока, изменчивость состава, сложность вычленения активной и пассивной части, неразрывное единство элементов и др.

Состав информационных ресурсов: опубликованные и неопубликованные первичные документы; библиографическая, реферативная и обзорно-аналитическая продукция; базы и банки данных; компьютерные сети связи.

Тема 2. Проблемы дифференциации и типизации

Информационных ресурсов

Различные признаки типизации информационных ресурсов: канал поступления, носитель информации, характер информации, ее содержание, целевое назначение, пользовательское назначение, вид информации, язык информации, форма свертывания, форма представления и др. Факторы, обусловливающие сложность типизации информационных ресурсов.

Дифференциация информационных ресурсов в зависимости от носителей информации: документы всех видов на любых видах носителей; источники библиографической информации на любых видах носителей; персонал (индивидуальная память людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях знания и практической деятельности); организационные единицы (научные, управленческие, производственные, информационные и другие организации, располагающие кадровыми, материально-техническими возможностями для решения определенного круга проблем); промышленные образцы, рецептуры, технологии, программные продукты, являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности; научный инструментарий, в том числе автоматизированные системы научных исследований, экспертные системы и базы данных.

Дифференциация информационных ресурсов по видам информации: документальная, библиографическая, фактографическая.

Дифференциация в зависимости от уровня свертывания: документальные полнотекстовые источники информации; фактографические информа­ционные ресурсы; прогнозно-аналитические информационные ресурсы; библиографические (документографические) информационные ресурсы. Их отличительные особенности.

 

Тема 3. Дифференциация потребителей отраслевой

информации и их информационных потребностей

Сферы деятельности – наука, практика, образование – основной признак дифференциации потребителей информации.

Основные группы потребителей информации в сфере науки.

Основные группы потребителей информации в сфере профессиональной деятельности.

Основные группы потребителей информации в сфере образования.

Другие признаки дифференциации потребителей информации.

Потенциальные и реальные потребители информации, процессы информационного обеспечения и информационного обслуживания, их взаимосвязь.

Тема 4. Документальные информационные ресурсы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.016 с.)