Работы: функции, формы, перспективные тенденции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы: функции, формы, перспективные тенденции



Сущность и содержание методической работы в библиотечном деле в современной социокультурной и экономической ситуации. Функции методической деятельности: организационная, информационная, научно-исследовательская, педагогическая.

Методическая работа как управление изменениями. Виды изменений: радикальные и модифицирующие. Условия эффективной методической поддержки: учет существующих психологических установок, использование социально-психологической информации, применение методов активного обучения и др.

Основные формы методической поддержки библиотечной работы: консультирование, повышение квалификации персонала и т.д.

Перспективные концепции развития методической деятельности в библиотечно-информационной сфере. Методический мониторинг. Формирование профессиональных инновационно-консультационных структур – методических центров. Современные виды научно-методических материалов.

 

Тема 20. Управление инновационными процессами

В библиотеке

Понятия «новшество», «нововведение», «инновация», «инновационная деятельность»; их сходство и различия. Определение и содержание профессиональной инновации. Инновация как процесс и как объект.

Этапы жизненного цикла библиотечной инновации (формирование исходной идеи, маркетинг, прикладные исследования, технологические разработки, экспериментальные работы, предпроектная стадия, внедрение, распространение, эффективное использование, спад, прекращение использования), организационно-управленческое содержание каждого этапа.

Сущность библиотечной инновационной деятельности. Основные этапы инновационного процесса (выявление и информирование, оценка и отбор, экспериментальная проверка, обучение, внедрение и освоение), их методическое обеспечение. Условия эффективного инновационного процесса в библиотеке: учет существующих психологических установок, использование социально-психологической информации при реализации инновационного процесса, применение методов активного обучения персонала и др.

 

ВОПРОСЫ

К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИЯ «МЕНЕДЖЕР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»

 

1. Государственная библиотечная политика: характеристика, приоритеты, роль в отраслевом управлении.

2. Система управления библиотечным делом Российской Федерации: задачи, принципы, уровни и органы управления.

3. Правовое регламентирование библиотечно-информационной деятельности в Российской Федерации: регулируемые правоотношения, источники права.

4. Внутренняя нормативная документация как правовой алгоритм деятельности библиотеки: система, критерии формирования, юрисдикция.

5. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: объект, предмет, принципы, функции.

6. Организационные структуры управления библиотекой: цели формирования, типы, особенности применения.

7. Планирование как функция управления библиотекой.

8. Контроль как компонент управления библиотекой.

9. Библиотечный коллектив как объект управления.

10.Современные подходы к управлению персоналом библиотеки: кадровое планирование и мотивация труда.

11.Руководитель в системе управления библиотекой: профессиональные и личностные качества, стили руководства.

12.Библиотечная статистика: предмет, задачи, методы.

13.Ресурсное обеспечение функционирования библиотеки: виды, формы, каналы; консолидированный финансовый бюджет.

14.Фандрейзинг в практике библиотеки: определение, значение, направления, формы.

15.Понятие и сущность маркетинга библиотечно-информационной деятельности, маркетинговый комплекс библиотеки.

16.Маркетинговая среда библиотеки: понятие, характеристика.

17.Маркетинговые коммуникации в библиотечно-информационной деятельности: значение, средства, характеристика.

18.Реклама в библиотеке: функции, виды, средства, особенности.

19.Методическое обеспечение библиотечной работы: функции, формы, перспективные тенденции.

20.Управление инновационными процессами в библиотеке.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авраева, Ю.Б. Библиотеки – методические центры: инициаторы профессионального развития: науч.-практ. пособие / Ю.Б. Авраева,, Э.С. Очирова. – Москва: Литера, 2009. – 96 с.

2. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2007. – 1 300 с.

3. Бойкова, О.Ф. Правовое регулирование деятельности муниципальных библиотек: науч.-практ. пособие / О.Ф. Бойкова. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008.– 288 с.

4. Бойкова, О.Ф. Правовая среда библиотеки: учеб.-практ. пособие / О.Ф. Бойкова, В.К. Клюев. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2011.

5. Клюев, В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: тем. сб. избр. работ/В.К. Клюев. – Москва: ФАИР, 2007. – 384 с.

6. Клюев, В.К. Правовое регулирование и стимулирование труда персонала библиотеки: науч.-практ. пособие / В.К. Клюев, Н.П. Абакумова. – Москва, 2007. – 156 с.

7. Клюев, В.К. Менеджер информационных ресурсов: учеб.-метод. пособие / И.М. Суслова, А.И. Пашин, Н.Ю. Дементьева и др.;под общ. ред. В.К. Клюева. – Москва: Литера, 2009. – 328 с.

8. Матлина, С.Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития: избр / С.Г. Матлина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 376 с.

9. Пашин, А.И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб.-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва: Либерея, 2005. – 96 с.

10. Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.

11. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М. Суслова. – Москва: Либерея, 2005. – 144 с.

12. Суслова, И.М. Стратегическое управление библиотекой / И.М. Суслова. – Москва: МЦБС, 2008. – 254 с.

13. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: учеб. пособие / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенок. – Санкт-Петербург: Профессия, 2008. – 192 с.

14. Суслова, И.М. Библиотечно-информационный менеджмент: учебник / И.М. Суслова, В.К. Клюев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 600 с.


КВАЛИФИКАЦИЯ «ТЕХНОЛОГ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»

(Примечание: вопросы №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 из списка к «Итоговой государственной аттестации по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» не включены в билеты ИГА в связи с тем, что эти дисциплины не читались студентам данной квалификации)

Тема 1. История появления компьютеров и этапы

Их развития. Компьютеры в библиотеке: цели,

Задачи, преимущества. Отечественный опыт

Внедрения компьютеров в библиотеки

Анализ исторического аспекта: США, ЭНИАИ, послевоенные годы; СССР, 1950–51 гг., работы под руководством академика С.А. Лебедева, МХМ, БЭСМ. Роберт Винер и кибернетика. Поколения ЭВМ, эра персональных компьютеров. Проблемы отечественной компьютерной науки и индустрии. Задачи компьютера в библиотеке, зарубежный опыт внедрения компьютерной техники в библиотеки. Появление OCLC, роль коммуникаций. Отечественный опыт внедрения компьютерной техники в библиотеках: ГСНТИ, ГАСНТИ, САЦНТИ, первые отечественные системы автоматизации. Роль персональных компьютеров, государственных программ поддержки внедрения информационных технологий в библиотеках. Состояние автоматизации в библиотеках России.

 

Тема 2. Основные области применения компьютеров

В современной библиотеке

Основные области применения компьютеров в библиотеке: АБИС, Интернет и доступ к мировым и отечественным библиотекам и информационным ресурсам, репродуцирование документов фонда, системы инвентаризации и защиты фондов, системы регистрации читателей и системы АУП, издательская и научно-методическая деятельность и ряд других. Выделение главных направлений (областей) применения компьютеров в современных библиотеках. Успехи, проблемы, перспективы.

Тема 3. Доступ к мировым библиотечным ресурсам

С помощью Интернет. Отечественные библиотечные

Сайты в Интернет

Мировые библиотечные ресурсы в Интернет. OCLC/PICA, RCIN, Российский Сводный каталог НТЛ, сайты крупнейших библиотек, издательств и подлинных агентств: Библиотека Конгресса США, Британская библиотека, Национальная библиотека Франции, издательства “Springer”, “Elsevier”, “Academic Press”, агентства “EBSCO”, “SWETS”, ресурсы PUBMED и ряд других. Измерение организации библиотечных ресурсов в Интернет. Лабораторная работа. Описание по предложенной формализованной схеме Интернет-сайтов крупнейших российских библиотек: РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, БЕН РАН, БАН, ГПИБ и ВГБИЛ. Оценка схем доступа и полноты представления библиотечных фондов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.013 с.)