Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библиотечно-информационный институт↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор БИИН______ Т.В. Кузнецова
ПРОГРАММА Государственного итогового междисциплинарного экзамена По специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» Москва 2011
Утверждено на заседании Совета БИИН, протокол №6 от 28.02.2011г.
Составители: А.О. Адамьянц, канд. техн. наук, доцент Г.А. Алтухова, доктор пед. наук, профессор В.М. Беспалов, канд. пед. наук, профессор Г.А. Иванова, доктор пед. наук, профессор О.Н. Кокойкина, канд. пед. наук, профессор В.К. Клюев, канд. пед. наук, профессор М.В. Костюкова, канд. пед. наук, доцент Т.Ф. Лиховид, канд. пед. наук, профессор И.М. Немчина, канд. пед. наук, доцент Л.И. Сальникова, канд. пед. наук, профессор
Ответственный редактор: Л.И. Сальникова, канд. пед. наук, профессор
ã Московский государственный университет культуры и искусств, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» предполагает комплексную оценку знаний, умений и навыков студентов в области библиотечно-информационной деятельности, полученных за период обучения. Вопросы, которые выносятся на государственный экзамен, отражают основные направления общепрофессиональной, специальной, теоретической и практической подготовки специалистов. Государственный экзамен отражает тематику вопросов по «Библиотековедению» и «Библиографоведению», «Документоведению», «Информатике» и «Информационным технологиям». В программу включены вопросы по дисциплинам квалификаций: «Библиотекарь-библиограф, преподаватель», «Менеджер информационных ресурсов», «Референт - аналитик», «Технолог автоматизированных информационных ресурсов». По направлению «Библиотечно-информационные ресурсы», степень бакалавр выпускники сдают экзамен по библиотечно-информационным ресурсам и технологиям. В программе Итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» даны вопросы, списки литературы и критерии оценки государственного экзамена. В приложении приводятся образцы оформления дипломной работы и списка литературы к дипломной работе. БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Общее библиотековедение Тема 1. Основные этапы развития отечественного Библиотековедения Объективные причины возникновения библиотековедения как науки. Формирование библиотековедческой мысли. Развитие библиотечной практики. Становление библиотековедения в ХIХв. М. Шреттингер и введение понятия «библиотековедение». Основные этапы развития отечественного библиотековедения. Видные деятели отечественного библиотековедения. Тема 2. Сущность библиотековедения как науки (объект, предмет). Дифференциация и интеграция Библиотековедческого знания Содержание понятия «библиотековедение». Дискуссия об объекте и предмете библиотековедения. Современная интерпретация объекта и предмета библиотековедения. Проблема специального библиотековедения, сравнительного библиотековедения. Библиотековедение и библиографоведение, книговедение, информатика как родственные, смежные науки, их единство и различия. Взаимосвязи библиотековедения с различными отраслями знаний, их взаимообогащение. Содержание и характер взаимосвязей библиотековедения с философией, культурологией, психологией, социологией, экономикой, математикой. Тема 3. Методология и научная методика Библиотековедения Методология как учение о наиболее общих принципах познания и преобразования библиотечной теории и практики. Философия как методологическая основа библиотековедения. Основные закономерности и принципы философии, имеющие методологическое значение для библиотечной науки. Понятие о научной методике библиотековедения. Классификация методов исследования, применяемых в библиотековедении. Методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровнях, их сущность, возможности и ограничения. Общенаучные, частнонаучные и специфически библиотековедческие методы, их сущность, возможности и ограничения. Тема 4. Типология библиотек Как общетеоретическая проблема Понятие типологии библиотек. Логическая основа типологии библиотек. Научное и практическое значение типологии библиотек. Многообразие подходов к типологии библиотек. Сущность и критерии типологии библиотек. Основные критерии, используемые при выделении типов, видов библиотек. Динамичность, подвижность и относительность типологии библиотек. Социальное назначение – главный признак типизации библиотек. Национальные, универсальные и специальные библиотеки как основные типы библиотек. Специфика социального назначения национальной библиотеки. Основные типологические и дополнительные функции национальной библиотеки. Виды и подвиды национальных библиотек. Основные типологические признаки универсальных библиотек. Виды универсальных библиотек. Типологические особенности универсальных научных библиотек. Универсальные массовые библиотеки, их функциональные особенности и организационные формы деятельности. Основные типообразующие признаки специальной библиотеки. Виды и подвиды специальных библиотек. Электронные конфессиональные библиотеки и интеллект-центры, библиотеки пенитенциарных учреждений как особый вид библиотек. Тема 5. Состояние и перспективы международного Сотрудничества в области библиотечного дела Роль общественных организаций и ассоциаций в развитии международных библиотечных связей: ИФЛА – Международная федерация библиотечных ассоциаций. Цели, задачи, структуры, основные программы. ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Цели, задачи, структура, взаимодействия с библиотеками. ФИД – Международная федерация по информации и документации. ИСО – Международная организация по стандартизации. Их роль в развитии библиотечного дела мира.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Тема 6. Концепция библиотечного обслуживания В информационном обществе Информатизация как основной фактор изменений в библиотечном обслуживании. Характер изменений, их зависимость от внедрения новых носителей информации и современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Обеспечение доступа пользователей к мировым ресурсам информации как социальная миссия библиотек. Признание приоритета читателя в библиотеке. Принципы обслуживания и основные требования, предъявляемые к системе обслуживания читателей в библиотеке. Конгруэнтность обслуживания. Полнота и оперативность обслуживания. Соблюдение этических норм обслуживания. Психологические особенности работы библиотекаря с новыми информационными технологиями. Социализирующий характер библиотечного обслуживания. Роль библиотек в передаче социального опыта и социализации читателей. Основные этапы социализации и помощь библиотек в формировании мировоззрения, выборе профессии, создании семьи. Библиотечных услуг Применение новых услуг, связанных с современными техническими средствами и информационными технологиями. Предоставление электронного каталога, проблемно ориентированных баз данных. Доступность полнотекстовых электронных документов. Предоставление сетевых услуг, машинного времени для персонального пользования. Электронная почта, услуги ксерокопирования, факса. Расширение спектра информационных услуг. Предоставление информации для населения, договорные услуги. Разработка библиотеками целевых комплексных программ. Развитие обучающих услуг. Учебно-консультационные услуги. Издательские услуги. Традиционные формы услуг. Клубы по интересам в библиотеках. Кабинеты психологической помощи и телефоны доверия. Требования к речевой культуре библиотекаря. Проблема сочетания бесплатного и платного обслуживания. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принципы, функции Использование различных концепций менеджмента в управлении библиотечно-информационной деятельностью. Объект (библиотека) и предмет (закономерности профильной управленческой деятельности) библиотечного менеджмента, его ключевые понятия (организация, ресурс, уровни управления, внутренняя и внешняя среда, разделение труда и др.). Основные принципы библиотечного менеджмента: научность, системность, комплексность, единоначалие и коллегиальность. Базовые управленческие функции и особенности их реализации в условиях библиотеки: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, мотивация. Сочетание в практике библиотечного менеджмента различных методов управления: административных, экономических, социально-психологических.
Уровни и органы управления Цели и задачи развития библиотечного дела как социально-культурной системы. Современные принципы управления библиотечным делом: децентрализм, демократизм, деловое партнерство, сочетание территориального и отраслевого управления. Организация управления российским библиотечным делом. Уровни управления: федеральный (в т.ч. отраслевой), региональный (субъекты РФ), территориальный (муниципальный, местное самоуправление), внутрибиблиотечный (локальный). Органы управления библиотечным делом: система, компетенция отдельных структур. Маркетинга Главные функции маркетинга (аналитическая и управляющая), их характеристика и значение. Целесообразность использования маркетинга в управлении современным отечественным библиотечно-информационным учреждением. Некоммерческая доминанта библиотечного маркетинга, нацеленность на максимизацию социального эффекта деятельности библиотеки. Сущностные составляющие библиотечного маркетинга: ориентация на потребности пользователей при одновременном активном воздействии на внутреннюю и внешнюю среду библиотеки. Функциональные компоненты профильного маркетинга: изучение реальной и потенциальной зоны библиотечного обслуживания, дифференциация пользователей, прогнозирование спроса, ресурсный анализ, определение текущих и обоснование перспективных задач, выделение приоритетных направлений деятельности, моделирование базовой номенклатуры услуг, формирование политики комплектования документного фонда, ценовая диверсификация дополнительного платного обслуживания, реклама предоставляемых услуг, создание положительной общественной репутации (имиджа) библиотеки. И мотивация труда Современные тенденции в области работы с персоналом: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, использование социально-психологических подходов, маркетинговый подход к анализу потребностей в управленческом персонале. Усиление роли и стратегической функции управления человеческими ресурсами. Кадровое планирование. Подбор и расстановка библиотечного персонала в соответствии с квалификационными требованиями. Штатное расписание библиотеки. Развитие трудовых ресурсов библиотеки. Применение прогрессивных концепций мотивации труда в управлении библиотечными кадрами.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учеб. –метод. пособие: в 2 ч./ К.И. Абрамов. – Москва: Либерея, 2000-2001. Ч.1. – 2000. – 175 с. Ч.2. – 2001. – 159с. 2. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие / Г.А Алтухова.- 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Либерея, 2001. – 101 с. 3. Алтухова, Г.А. Основы речевой культуры библиотекаря: учеб. пособие / Г.А. Алтухова. – Москва: Литера, 2008. – 168 с. 4. Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России / А.Б.Антопольский. – Москва: Либерея,2004. – 423с. 5. Багрова, И.Ю. Национальная библиотека и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце ХХ – начале ХХI в. / И.Ю. Багрова. – Москва: Пашков дом, 2004. – 498с. 6. Барсукова, С.А. ЦБС как оптимальная организационная форма реализации библиотечных программ / С.А. Барсукова, М.В. Белоколенко // Библиотековедение. – 2007. – №5. – С.34-39. 7. Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. пособие / В.М. Беспалов. – Москва:МГУКИ,2010. – 200с. 8. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва Пашков дом, 2007. – 1300 с. 9. Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / под. ред. А.Я. Айзенберга. – Москва, 1996. – 200 с. 10. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца ХХ века: учеб. пособ. / А.Н. Ванеев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 248с. 11. Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев. – Санкт-Перербург: Профессия,2006. – 340с. 12. Ванеев, А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (ХI – начало ХХ в.) / А.Н. Ванеев. – Москва: Пашков дом, 2003. – 304с. 13. Голубева, Н.П. Детская библиотека: современные проблемы развития: науч.-метод. пособие / Н.П. Голубева. – Москва: Литера, 2008. – 168с. 14. Горшкова, Т.Р. Выявление информационных потребностей читателей как условие оптимизации выполнения справок /Т.Р. Горшкова // Библиотековедение. – 2007.-№4. – С.50-54. 15. Гусева, Е.Н. Типология библиотек: науч.-метод. пособие / Е.Н. Гусева. – Москва: Либерея, 2007. – 152с. 16. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность / М.Я. Дворкина. – Москва: ФАИР, 2009. – 256 с. 17. Дворкина, М.Я. И вновь об объекте и предмете библиотековедения / М.Я. Дворкина // Библиотековедение. – 2005.- №4.- С. 36-40. 18. Зайцев, В.Н. Социокультурная деятельность библиотек – один из путей развития информационного общества / В.Н. Зайцев // Библиотековедение. – 2006. – №2. – С.23-25. 19. Збаровская, Н.В. Формирование информационно-образовательной среды современных библиотек / Н.В. Збаровская // Библиотековедение. – 2006. – №4. – С.50-54. 20. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. –Москва: МГУК, 1996-1997. Ч.1: Теоретические основы библиотековедения / В.В. Скворцов. – 1996. – 88 с. Ч.2: Общая теория библиотечного дела / Н.С. Карташов. – 1997. – 150 с. 21. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2003. – 318с. 22. Клюев, В.К. Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки: учеб. пособие / В.К.Клюев., М-во культуры РФ; МГУКИ. – Москва, 2003. – 140 с. 23. Клюев, В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: сб. избр. работ/ В.К.Клюев. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 384 с. 24. Клюев, В.К. Правовое регулирование и стимулирование труда персонала библиотеки: науч.-практ. пособие / В.К. Клюев, Н.П. Аббакумова. – Москва, 2007. – 156с. 25. Кондражкина, Е.В. «Массовое обслуживание» – старое название с новым содержанием / Е.В. Кондражкина // Библиотековедение.- 2007.-№5.-С.30-32. 26. Крейденко, В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособ. / В.С. Крейденко. – Москва: РБША, 2007. – 352с. 27. Мелентьева, Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности / Ю.П. Мелентьева. – Москва, 1999. – 160 с. 28. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П.Мелентьева. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 256 с. 29. Мелентьева, Ю.П. Объект современного библиотековедения / Ю.П. Мелентьева // Библиотековедение. – 2004. – №6. – С. 26-31. 30. Мотульский, Р.С. Библиотека как социальный институт / Р.С. Мотульский. – Минск, 2002.- 374 с. 31. Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2006. – 224с. 32. Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с. 33. Полтавская, Е.Н. Объект и предмет библиотековедения: анализ проблемы в начале ХХI в. / Е.Н. Полтавская // Научные и технические библиотеки. – 2007. – №1. – С. 75-91. 34. Рейтблат, А.И. Чтение в России: 1990-е годы / А.И. Рейтблат // Библиотековедение. – 2001. – № 6. – С. 54-61. 35. Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги: сборник – Москва: ФАИР – ПРЕСС: Пашков дом, 2003. – 432 с. 36. Соколов, А.В. Объект и предмет библиотековедения: что, как? / А.В. Соколов // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С.19-23. 37. Справочник библиотекаря / ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2005. – 496 с. 38. Столяров, Ю.Н. Эволюция блиотечного фондаведения / Ю.Н. Столяров.- Москва: ФАИР, 2007. – 688 с. 39. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – Москва: Либерея, 2005. – 144 с. 40. Суслова, И.М. Стратегическое управление библиотекой. – Москва: МЦБС, 2008. – 254 с. 41. Суслова, И.М. Библиотечно-информационный менеджмент: учебник / И.М.Суслова, В.К. Клюев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 620с. 42. Хахалева, Н.И. Формирование библиотечного фонда в электронный среде: концептуальный подход / Н.И. Хахалева // Библиотековедение. – 2006.-№6.-С.42-45. 43. Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденция / А.Е. Шапошников. – Москва: Оптимист, 1992. – 212 с. 44. Шапошников, А.Е. История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.) учеб.-справ. пособие для библиотек всех систем и ведомств / А.Е. Шапошников. – Москва,2001. – 80 с.
ОБЩЕЕ БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ Основы теории библиографии Как среда функционирования Структура, задачи, принципы Возникновение и развитие библиографической деятельности. Ее современная структура: практическая библиографическая деятельность (библиографирование и библиографическое обслуживание) и производственные виды деятельности (научно-исследовательская, педагогическая, управленческая), профессиональная и непрофессиональная сферы библиографической деятельности. Проблема общего определения библиографии как области деятельности. Принципиальная схема функционирования библиографии в системе документальных коммуникаций. Понятия «закон», «сущность», «принцип» применительно к библиографической деятельности. Основные принципы библиографической деятельности: общие и частные, формальные и качественно-содержательные. Понятие «виртуальный СБА» Определение понятия «СБА библиотеки» и его синонимы. Справочно-библиографический фонд библиотеки, группы изданий, формирующих его. Система каталогов и карточек библиотеки. Фонд выполненных справок. Понятие «виртуальный» СБА. СБА в условиях автоматизированных информационно-библиотечных систем. Особенности СБА библиотек разных типов. Тема 28. Система изданий государственной Современного состояния Определение понятия «государственная библиография», его соотношение с понятием «национальная библиография». Российская книжная палата – центр отечественной государственной библиографии. Система изданий государственной библиографии. Современные проблемы российской государственной библиографии. Пособий: классификация Методические особенности отраслевой текущей и реферативной информации. Проблемы полноты и целостности отражения отраслевого потока публикаций. Издания ИНИОН, РГБ (НИЦ Информкультура), ВГБИЛ, ВИНИТИ - центральные источники отраслевой библиографической и реферативной информации о новых публикациях. Место изданий Книжной палаты в системе текущей отраслевой библиографической и реферативной информации. Текущая отраслевая библиографическая и реферативная информация на страницах периодических изданий («Литературное обозрение», «Книжное обозрение», «Витрина» и т.п.). Состояние и перспективы автоматизированного учета отраслевого документального потока. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ Тема 36. Структура книги Определение понятия «структура книги». Взаимосвязь содержания, структуры и формы книги. Факторы, определяющие характер оформления книги. Дизайн книги. Классификация элементов книги. Внутренние элементы книги. Текст как главный элемент книги. Основной текст. Вспомогательный (дополнительный) текст. Иллюстрация как элемент книги. Виды иллюстраций. Роль иллюстраций в книге. Декоративные элементы. Художественный образ книги. Внешние элементы книги. Книжный блок – основной композиционный элемент книги. Объем и формат книжного блока. Обложка, переплет, форзац, суперобложка, футляр, манжетка. Аппарат книги как дополнительный текст. Справочно-вспомогательный аппарат. Титульный лист. Выходные сведения. Выпускные данные. Оглавление и содержание. Вспомогательные указатели. Колонтитул. Аннотация и реферат. Научно-справочный аппарат книги. Вступительная статья, предисловие, послесловие, комментарии, примечания, сноски, библиографические ссылки, библиографический список, список иллюстраций, список сокращений. ИНФОРМАТИКА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРА 1. Айгистов, Р.А. Концепция развития Российской книжной палаты / Р.А. Айгистов // Библиография. – 2000. – №6. – С. 14-23. 2. Алешин, Л.И. Организация и технология обеспечения АБИС: учеб. пособие / Л.И. Алешин – Москва: ГПНТБ России, 2010. – 292с. 3. Воройский, Ф.С. Информатика. Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах: Энциклопед. словарь-справочник / Ф.С. Воройский – Москва: Физматлит, 2006. – 767с. 4. Вохрышева, М.Г. Библиографоведение / М.Г. Вохрышева, В.А. Фокеев // Библиотечная энциклопедия. – Москва, 2007. – С.134 138. 5. Вохрышева, М.Г. Библиографоведение на границе веков: методологические заметки / М.Г. Вохрышева // Библиография. – 1999. – № 6. – С. 3 – 14. 6. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учеб. пособие / М.Г. Вохрышева. – Самара: СГАКИ, 2004. – 368 с. 7. Гаранина, С.П. Книга как объект изучения: учеб. пособие / С.П. Гаранина – Мсква: МГУКИ, 2009.- 258с 8. Голицина, О.Л. Информационные технологии: учебник / О.Л. Голицина, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – Москва: Форум, 2009. – 608 с. 9. Гончаров, М.В. Практическая реализация библиотечного Интернет-комплекса: научно-практическое пособие / М.В. Гончаров. – Москва: ФАИР-Пресс, 2005. – 191с. 10. Гордукалова, Г.Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация: учеб.-практ. пособие / Г.Ф. Гордукалова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 508 с. 11. Добрынина, Н.Е. Рекомендовать - значит просвещать / Н.Е. Добрынина // Мир библиографии. – 1998. – № 1. – С. 19-22. 12. Зиновьева, Н.Б. Формирование личности нового типа / Н.Б. Зиновьева // Библиография. – 2000. – №1. – С. 33 - 39. 13. Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова.- Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 400 с. 14. Информатика: учебник / под ред. Н.В. Макаровой. – Москва: Финансы и статистика, 2006. – 765с. 15. Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарных сфер: путеводитель / сост. И.Г. Моргенштерн.-Челябинск, 2000. – 33 с. 16. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я. Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2003. – 304 с. 17. Коршунов, О.П. Библиографоведение: Основы теории и методологии: учебник / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под. ред. О.П. Коршунова – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2009. – 336 с. 18. Коршунов, О.П. Концепция начала общей теории библиографии / О.П. Коршунов // Библиография. – 2006. – № 1. – С. 99-108. 19. Лаврик, О.А. ИРИ и ДОР: современное состояние и перспективы развития / О.А. Лаврик, И.Г. Юдина // НТИ. – Сер. I.– 2008. – №2. – С. 14-19. 20. Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И.Г. Моргенштерн. – Санкт-Петербург.: Профессия, 2005. – 208 с. 21. Российское библиографоведение: итоги и перспективы: сб. науч. ст. / сост. и предисл. Т.Ф. Лиховид; науч. ред. Т.Ф. Лиховид. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 682 с. 22. Сбитнева, А.А. Документоведение: учеб.- метод. пособие / А.А. Сбитнева. – Москва: МГУКИ, 2003.- 36с. 23. Справочник библиографа / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., испр. и перераб. – Санкт-Петербург: Профессия, 2005. – 591 с. 24. Шрайберг, Я.Л. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек: учеб.-справочное пособие / Я.Л. Шрайберг, М.В. Гончаров. – Москва: Либерея, 2001. – 69с. ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 1. Основные этапы развития отечественного библиотековедения. 2. Сущность библиотековедения как науки (объект, предмет). Дифференциация и интеграция библиотековедческого знания. 3. Методология и научная методика библиотековедения. 4. Типология библиотек как общетеоретическая проблема. 5. Состояние и перспективы международного сотрудничества в области библиотечного дела. 6. Концепция библиотечного обслуживания в информационном обществе. 7. Общая характеристика развития и современного состояния изучения чтения. 8. Современная номенклатура библиотечных услуг. 9. Библиотечный менеджмент: объект, предмет, принципы, функции. 10. Система управления библиотечным делом Российской Федерации: задачи, принципы, уровни и органы управления. 11. Понятие и сущность библиотечного маркетинга. 12. Современные подходы к управлению персоналом библиотеки: кадровое планирование и мотивация труда. 13. Библиотечный фонд как система. Теория формирования библиотечного фонда. 14. Моделирование библиотечного фонда. 15. Комплектование библиотечного фонда. 16. Процессы организации библиотечного фонда. 17. Хранение и защита библиотечного фонда. 18. Система документальных коммуникаций как среда функционирования библиографической информации. Документ как объект библиографирования. 19. Библиографическая информация как исходное понятие библиографоведения. Основные общественные функции библиографической информации. 20. Библиографическая деятельность: структура, задачи, принципы. 21. АСПИ: сущность, назначение. Общая характеристика составляющих процессов. 22. Автоматизация АСПИ. Формат МАРК, его варианты. Национальный формат. 23. Библиографическая запись: определение, назначение, характеристика составляющих элементов. 24. Индексирование документов: систематизация, предметизация, координатное индексирование. 25. Библиографоведение как научная дисциплина. 26. Видовая классификация библиографии. 27. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: определение, функциональное назначение, состав в библиотеках разных типов. Понятие «виртуальный СБА». 28. Система изданий государственной библиографии. Общая характеристика современного состояния. 29. Современная организация и технология библиографического обслуживания в библиотеке. 30. ИНИОН и ВИНИТИ как центры отраслевой научно-вспомогательной библиографии. 31. Потребители отраслевой библиографической информации. 32. Библиографическое обеспечение отрасли. 33. Отраслевой документальный поток как объект библиографической деятельности. 34. Система библиографических пособий: классификация. 35. Классификация документов. 36. Структура книги. 37. Информация и ее свойства. 38. Классификация информационных систем. 39. Информационные продукты и услуги. 40. Информационная технологическая система.
Деятельности Основные термины, понятия и категории психологии чтения. Понятие о психологических свойствах и психических процессах. Потребности человека. Потребность в чтении и «информационные потребности». Читательские установки. Мотивация человека и мотивы чтения. Читательские интересы. Читательская направленность личности. Особенности межчитательского общения. Основы научной организации интеллектуального труда, психологические основы НОТ читателя. Методы чтения Основы методологии скорочтения (быстрого, рационального, динамического чтения) Использование функционального воздействия текста на читателя. Развивающие стратегии и методы чтения. Развитие конкретных способностей человека средствами особой организации чтения. Творческое чтение. Развитие способностей человека к творчеству посредством чтения. Основы, методика и организация библиотерапевтического чтения. Перспективы библиотерапии. Особый вид деятельности Теоретическое осмысление роли библиотеки в развитии социальной работы. Понятие «социономического библиотековедения». Основные направления социономического библиотековедения – дефектологическое, геронтологическое, медицинское, пенитенциарное. Социальная работа как вид деятельности публичных и специальных библиотек. Приоритетные группы социального обслуживания в библиотеках: инвалиды, члены их семей, дети-инвалиды и дети с ограничениями возможностями жизнедеятельности. Специалисты по реабилитации, библиотечные работники, педагоги образовательных учреждений, социальные работники, студенты специализированных факультетов и др. Определение понятия «читатель-инвалид» – человек с физическими или умственными недостатками, испытывающий затруднения в читательской деятельности. Библиотечное обслуживание инвалидов – деятельность библиотек по удовлетворению читательских интересов и потребностей аномальных читателей в источниках информации. Библиотек России Благотворительные организации в создании библиотек первой половины ХIХ в. «Человеколюбивое общество», «Благодетель человечества В. Гаюи в Санкт-Петербурге, основание Института слепых детей. Печатание первых книг для слепых в России / рельефно-линейный шрифт. Первая школа для глухих /1806 г./ Благотворительная деятельность публичных и народных библиотек во второй половине Х1Х века. Обслуживание неимущих слоев населения, создание бесплатных библиотек, привлечение к пользованию библиотеками инвалидов. Создание первых библиотек для инвалидов благотворительными организациями «Попечительство о слепых», «Попечительство о глухонемых». Благотворительная деятельность А.А.Адлер. Издание первой книги по системе Брайля (1885). Ученические библиотеки для слепых и глухонемых детей России (1806-1917 гг.). Открытие библиотеки для слепых в Москве (1920 г). Сети библиотек, обслуживающих инвалидов (слепых, глухих). Библиотеки для инвалидов в годы ВОВ и послевоенный период. Формирование государственных и ведомственных систем библиотечного обслуживания инвалидов и начало перестройки их деятельности. Создание библиотек для слепых в областных, краевых и республиканских центров. Создание заочного и межбиблиотечного абонементов. Республиканская центральная библиотека для слепых, история возникновения и развития, основные направления обслуживания слепых. Деятельность Республиканской центральной библиотеки для слепых /1954 г./, Центральная научная библиотека ВОГ (1969 г.). Специализированное библиотечное обслуживания инвалидов-взрослых. Библиотеки при ВОЗ. Создание сетей библиотек для инвалидов (1935-1953). Клубы ВОГ. Доступность информации, гуманистическая направленность, расширение библиотечных услуг в облуживании читателей-инвалидов. Особенности социальной политики современного государства и роль библиотек в ее осуществлении. Адресная помощь социально незащищенным слоям населения. Перспективы библиотечного обслуживания инвалидов в век информатизации и компьютеризации.
Обслуживание инвалидов Специализированные фонды для читателей с сенсорными нарушениями зрения и слуха. Особенности формирования фонда для лиц с сенсорными нарушениями (слепые, слабовидящие, глухие). Принципы отбора изданий: социальная значимость, научная и практическая ценность, соответствие социальной реабилитации. Плановость и систематичность комплектования фондов. Централизованное комплектование библиотек брайлевской и озвученной литературой. Комплектование книжных фондов библиотек ВОГ. Система «издательство – книжная торговля – библиотека». Особенности процесса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.01 с.) |