Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За уровнем образованности учащихся

Поиск

 
 


Виды контроля. По объему получаемой информации мы можем выделить фронтальный контроль (изучаются все основные компоненты системы работы учителя и учащихся, изучается работа нескольких учителей или всего школьного коллектива (в этом случае уроки анализируются с точки зрения их содержания, методической организации, воспитательной направленности, качества знаний и поведения учащихся)). Выделяют также тематический контроль (посвящен анализу одной проблемы (умение осуществлять развивающее обучение, моральное воспитание и т.д.)).

Для изучения уровня подготовки учителей, их мастерства, анализа их деятельности и уровня образованности учащихся применяются следующие виды контроля. Предварительный контроль (просматриваются планы, материалы, приготовленные для проведения урока, проводятся беседы о методах и формах объяснения, закрепления; о приемах самостоятельной работы и т.д., изучается уровень готовности школьников к овладению новым материалом). Текущий контроль (непосредственное наблюдение за ходом урока, проверка знаний и умений учащихся, просмотр ученических работ и т.д.). Итоговый контроль (изучаются результаты работы учителя по обучению и воспитанию школьников за определенный период, изучаются журналы, ведомости, проводятся контрольные работы, проводится опрос). Методику организации различных видов контроля см. П.И. Пидкасистый, с. 570-572.

Способы контроля. В современной практике сложились следующие способы проверки учебной деятельности учителей:

- выборочное посещение уроков

- тематическое посещение уроков (цикл уроков по одной теме)

- параллельное посещение уроков (двух учителей в параллельных классах по одной и той же теме)

- классно-обобщающий контроль (весь учебный день присутствуют в одном классе)

- целевое посещение урока с приглашением специалиста (приглашается специалист в анализируемой области)

- проверка и просмотр различной документации (журналы, поурочные планы, планы воспитательной работы)

- проведение бесед с учителями (индивидуальные беседы по вопросам выполнения программ, методическим проблемам, успеваемости, повышения квалификации)

- бригадная проверка (смотрят состояние преподавания по отдельным конкретным вопросам 9использование ТСО)).

Администрация обязана систематически изучать уровень знаний и навыков учащихся. С этой целью используются следующие способы контроля:

- проведение устного опроса учащихся

- проведение административных контрольных работ

- изучение ученических тетрадей и др. работ

- проверка умений и навыков учащихся 9практические, лабораторные работы)

Устанавливая уровень развития знаний учащихся, важно обратить внимание на следующее: имеется ли запас нужных знаний, усвоены ли основные законы, правила, формулы, исторические факты, даты, определения. Важно установить, умеют ли они применять знания на практике: грамотно писать, решать задачи, проводить опыты и т.д. Проверяется степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания собственными усилиями, давать собственные оценки событиям, проявлять творчество.

Стимулирование это система мер, направленная на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.

3. Дополнительные функции учреждения, обеспечивающего реализацию программ специального образования

Дополнительные функции учреждения образования

1. Развитие и укрепление материальной базы учреждения образования.

2. Прием детей и комплектация интегрированных и специальных классов.

3. Создание в учреждении образования адаптивно-развивающей образовательной среды.

4. Открытие групп с углубленной трудовой подготовкой и начального профессионального образования.

5. Постинтернальная адаптация и патронирование выпускников.

6. Координация деятельности специалистов, оказывающих специальные образовательные услуги.

7. Организация и контроль за качеством медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР.

8. Представление интересов детей в государственных и общественных организациях.

9. Обеспечение детей питанием.

10. Контроль за рациональным использованием материальной базы школы.

11. Перевод детей с ОПФР на индивидуальные планы и программы.

12. Рациональная расстановка педагогических кадров, обеспечивающих специальное образование.

13. Вывод детей на комиссию в ЦКРОиР, ходатайство об изменении решения комиссии.

14. Реализация взаимодействия с лечебными учреждениями, дошкольными учреждениями, учреждениями профессионального образования.

15. Оценка динамики продвижения ребенка, результатов его обучения и воспитания.

Основные функции участников коррекционно-педагогического процесса

Участники коррекционно-педагогического процесса Основные функции участников коррекционно-педагогического процесса
Администрация учреждения образования 1. Открывает специальные и интегрированные классы. 2. Обеспечивает детей с ОПФР специальными программными и учебно-методическими средствами. 3. Обеспечивает создание безбарьерной, адаптивно-развивающей среды для детей с ОПФР. 4. Координирует работу специалистов с родителями детей с ОПФР по уточнению содержания и методики обучения и воспитания ребенка, обеспечению ему необходимых условий в школе и дома. 5. Осуществляет контроль за деятельностью специальных, интегрированных классов, пункта коррекционно-педагогической помощи. 6. Организует патронат выпускников учреждения образования. 7. Организует методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива и родителей. 7. Обеспечивает профессиональный рост и повышение квалификации специалистов.
Основной учитель (учитель-предметник) 1. Реализует освоение образовательных программ. 2. Обеспечивает специальные условия обучения и воспитания детей с ОПФР. 3. Активно взаимодействует с учителем-дефектологом по отработке у детей с ОПФР специальных (компенсаторных) знаний, умений и навыков. 4. Реализует воспитательную работу по формированию системы адекватных отношений к ребенку с ОПФР и у ребенка с ОПФР к окружающему миру. 5. Обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в классе и за его пределами (патронирует взаимоотношения детей с ОПФР с педагогами, школьным персоналом, другими детьми). 6. Приобщает родителей к решению проблем обучения и воспитания детей с ОПФР. 7. Ведет просветительскую работу, направленную на формирование у общественности активно-позитивных установок в отношении детей с ОПФР.
Учитель-дефектолог 1. Осуществляет углубленную педагогическую диагностику детей с ОПФР. 2. Обеспечивает специальные условия обучения и воспитания детей с ОПФР 2. Обеспечивает овладение общеобразовательной программой соответствующего уровня, (проводит общеобразовательные уроки). 3. Совместно с учителем и педагогом-психологом разрабатывает индивидуальные планы и индивидуальные программы обучения и воспитания детей с ОПФР, согласовывает их с родителями. 4. Обеспечивает овладение коррекционной программой соответствующего уровня., (проводит коррекционные занятия). 5. Активно взаимодействует с основным учителем (учителем-предметником) по отработке у детей с ОПФР специальных (компенсаторных) знаний, умений и навыков. 6. Реализует воспитательную работу по формированию системы адекватных отношений к ребенку с ОПФР и у ребенка с ОПФР к окружающему миру. 7. Обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в классе и за его пределами (патронирует взаимоотношения детей с ОПФР с педагогами, школьным персоналом, другими детьми). 8. Разрабатывает и готовит к занятиям специальные учебно-методические материалы. 9. Организует работу с родителями. 10. Ведет консультативную работу со специалистами и персоналом учреждения образования.. 11. Осуществляет взаимодействие с региональным ЦКРОиР. 12. Ведет просветительскую работу, направленную на формирование у общественности активно-позитивных установок в отношении детей с ОПФР.
Воспитатель 1. Обеспечивает реализацию воспитания детей с ОПФР в соответствии с их потенциальными возможностями. 2. Обеспечивает специальные условия обучения и воспитания детей с ОПФР. 3. Совместно с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и социальным педагогом разрабатывает индивидуальные планы и индивидуальные программы воспитания детей с ОПФР, согласовывает их с родителями. 4. Активно взаимодействует с учителем-дефектологом по отработке у детей с ОПФР специальных (компенсаторных) знаний, умений и навыков. 5. Реализует воспитательную работу по формированию системы адекватных отношений к ребенку с ОПФР и у ребенка с ОПФР к окружающему миру. 6. Обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в классе и за его пределами (патронирует взаимоотношения детей с ОПФР с педагогами, школьным персоналом, другими детьми). 7. Разрабатывает и готовит к внеклассным занятиям специальные учебно-методические материалы. 8. Организует работу с родителями. 9. Ведет консультативную работу со специалистами и персоналом учреждения образования. 10. Ведет просветительскую работу, направленную на формирование у общественности активно-позитивных установок в отношении детей с ОПФР.
Педагог-психолог 1. Обеспечивает углубленную психологическую диагностику детей с ОПФР (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, мотивационно-потребностная сфера, образ «Я»), диагностику социального взаимодействия в учреждении образования. 2. Отслеживает динамику развития детей с ОПФР и их социальных отношений. 3. Совместно с учителем-дефектологом разрабатывает индивидуальные планы и индивидуальные программы обучения и воспитания детей с ОПФР. 4. Проводит психокоррекционные занятия. 5. Активно взаимодействует с основным учителем (учителем-предметником) по отработке у детей с ОПФР специальных (компенсаторных) знаний, умений и навыков. 6. Реализует воспитательную работу по формированию системы адекватных отношений к ребенку с ОПФР и у ребенка с ОПФР к окружающему миру. 7. Обеспечивают благоприятный социально-психологический климат в отношении детей с ОПФР в учреждении образования. 8. Ведет консультативную работу со специалистами, персоналом учреждения образования, родителями. 9. Ведет просветительскую работу, направленную на формирование у общественности активно-позитивных установок в отношении детей с ОПФР
Социальный педагог 1. Взаимодействие с государственными и общественными организациями по защите прав ребенка, обеспечению его социальных льгот. 2. Работа с семьей и микросоциальной средой. 3. Организация досуга и деятельности по развитию и реализации внеучебных интересов и творческих способностей ребенка с ОПФР. 4. Организация отдыха ребенка с ОПФР. 5. Обеспечивают благоприятный социально-психологический климат в отношении детей с ОПФР в учреждении образования. 6. Реализует патронирование детей с ОПФР, выпускников общеобразовательных школ.
Школьный персонал работники столовой вахтеры сторожа технички дворники 1. Обеспечивают благоприятный социально-психологический климат в отношении детей с ОПФР в учреждении образования. 2. Обеспечивает специальные условия жизнедеятельности для детей с ОПФР.  

Категориальный аппарат

Понятие Определение понятия
школьный совет Представляет собой группу лиц, ответственную за формулирование целей, выбор направления работы школы в будущем.
методический совет школы элемент методической службы общеобразовательного учреждения, который способен решать определенные задачи.
качество образования интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.
внутришкольный контроль всестороннее изучение и анализ учебно – воспитательного процесса в школе в целях координирования всей работы в соответствии с поставленными задачами.

 

Тема 4.2. Квалификационная характеристика учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Цели 1.Уточнить представления об основных личностных и профессиональных качествах учителя-дефектолога. 2. Познакомить с основными уровнями педагогической деятельности и путями повышения квалификации учителя-дефектолога. 3. Сформировать представление о квалификационной характеристике, ее дифференциации в зависимости от квалификационной категории.
Вопросы 1. Профессиограмма учителя-дефектолога. 2. Мастерство учителя-дефектолога. 3. Пути повышения квалификации учителя-дефектолога. 4. Аттестация учителей-дефектологов.
Категориальный аппарат профессиограмма, педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое новаторство, квалификационная характеристика, аттастация

Литература

Основная

1. Квалификационная характеристика учителя-дефектолога.

2. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. / под ред. Н.М. Назаровой. – Т.3: Педагогические системы специального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

Дополнительная

2. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие. – М., 2001. – 68 с.

 

 

1. Профессиограмма учителя-дефектолога (тифлопедагога)

В отношении педагогической профессии просто необходимо говорить о профессиональной пригодности. В свое время выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые только стремятся обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Профессиональную пригодность нельзя сводить к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна склонность к работе, наличие определенных данных и нравственных качеств.

 

профессиональная пригодность

 
 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.013 с.)