Особенности использования методов контроля учебно-познавательной деятельности школьников с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования методов контроля учебно-познавательной деятельности школьников с нарушениями зрения



Контроль – обязательный компонент педагогического процесса. Его основная идея – управление процессом обучения и воспитания. Он обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит коррективы в учебный процесс (не просто констатация успешности или неуспешности ребенка, а эффективности педагогической деятельности в том числе). В современной дидактике контроль трактуется как педагогическая диагностика процедура выявления уровня готовности к учебной деятельности определенного содержания и сложности. В узком смысле слова обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.В состав диагностики процесса и результатов обучения входят следующие процедуры: проверка, учет, контроль, оценка результатов, выставление отметок.

Проверка Процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями, умениями, развитии в достижении целей обучения.
Контроль Сопоставление результата с эталонными требованиями программы или стандарта.
Учет Фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представления о динамике и полноте процесса овладения знаниями, умениями и развития обучаемых.
Оценка Суждение о ходе и результатах обучения, содержащее его количественный и качественный анализ и имеющее целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Отметка Определение бала или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Функции и задачи контроля

1. Проверка знаний умений и навыков учащихся.

2. Проверка и комплексный анализ развития учебно-познавательной деятельности школьников:

динамика развития активности и мотивации учебной деятельности;

сформированность общеучебных и специальных умений учебно-познавательной деятельности;

степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности;

степень произвольности и наличие элементов творчества учебно-познавательной деятельности.

3. Проверка и комплексный анализ овладения социальными нормами, степени общественной активности, адаптированности в социальной среде.

4. Проверка и анализ состояния знаний и умений компенсаторного характера, обеспечивающих успешное протекание всех вышеперечисленных процессов.

Виды контроля

Вид контроля Задачи данного вида контроля
Предварительный Предварительное выявление исходных знаний и умений по предмету
Текущий Проверка усвоения учебного материала, выявление пробелов
Тематический Проверка усвоения учебного материала по теме, систематизация знаний и умений
Итоговый Проверка усвоения учебного материала за отчетный период (четверть, полугодие, учебный год)

Формы контроля

- индивидуальный

- групповой

- фронтальный.

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения и воспитания с целью получения информации об успешности учащихся и эффективности педагогического процесса.

Методы контроля Задачи реализации методов контроля (в том числе специфические) Приемы реализации методов контроля (в том числе специфические) Самостоятельно, используя статью Тупоногова Б.К.
Наблюдение за классом, группой, отдельными учениками Определить: - уровень активности ребенка; - характер его мотивации; - степень самостоятельности; - выявить достаточность ориентировочной основы для усвоения нового материала (использование сохранных видов чувствительности, специальных пособий, тифлотехнических средств); - рациональность использования компенсаторных способностей (знаний и умений); - предупреждать утомляемость учащихся; - предупреждать ошибки учащихся.
Устный контроль (индивидуальный и фронтальный): - беседа - рассказ - объяснение - чтение текста (карты, схемы и др.) - сообщение об опыте - зачет - устный экзамен Определить: - выявить полноту, глубину и системность знаний и умений учащихся; - выявить адекватность и полноту знаний (вербализм); - выявить понимание, умение устанавливать разнообразные связи и отношения; - уточнить знания о порядке и способах выполнения отдельных действий и видов деятельности  
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат, отчет) Определить: - состояние знаний и умений; - грамотность; - качество техники письма; - степень владения письменной речью; - уровень самостоятельности; - уровень культуры учебной деятельности  
Практический контроль - практические работы (измерения, выполнение рисунков, (чертежей, схем), создание изделий, проверка двигательных умений и навыков); - лабораторные работы (умение пользоваться приборами, умение проводить опыты); - решение задач; - проведение наблюдений Определить: - состояние двигательных навыков; - состояние умений и навыков практической работы; - состояние знаний (выявить вербализм: покажи, нарисуй, вылепи, отбери); - состояние знаний и умений компенсаторного характера  
Дидактические тесты Набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения. В соответствии с дидактическими целями выделяют 4 вида тестов: - проверяют знание фактов (репродуктивные ответы); - проверяют умение выполнять мыслительные операции (решение типовых задач); - проверяют умение давать самостоятельную критическую оценку изученного; - умение решать задачи в новых ситуациях  
       

Реализация принципа индивидуального и дифференцированного контроля при оценке учебно-познавательной деятельности детей с нарушениями зрения (самостоятельно по статье Б.К. тупоногова)

Самоконтроль - осознание, оценка и регулирование субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Контролировать себя в учебной деятельности – это:

- следить за своими действиями (отдавать себе отчет, что и как я делаю);

- предвидеть результаты своих действий;

- соотносить результаты своих действий с принятыми эталонами (позволяет исправлять ошибки и предупреждать ошибки).

Приемы формирования самоконтроля:

1) повторение в разных формах:

- пересказ близкий к тексту себе, товарищам, родителям (важно внушить ребенку что нужно проверить не упустил ли ты слово в правиле, строчку в стихотворении и т.д.)

- план ответа подробный, краткий;

- создание опорной логической схемы

2) сравнение результата с образцом (с текстом, правилом, прописями и т.д.)

Далее самостоятельно по статье Правшиной А.В.

Задание: Изучите статью Правшиной А.В., определите приемы формирования самоконтроля у младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.04 с.)