Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы контроля, самоконтроля и самооценкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наряду с убеждением, положительным примером, упражнением, одобрением необходимо предъявлять требования, осуществлять контроль за поведением учащихся, переключаться с одного вида деятельности на другой. Требование – способ непосредственного побуждения учащегося к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Педагогическими средствами этого метода являются: просьба, указания, распоряжение классного руководителя, директора. Контроль – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения. Средствами осуществления контроля является: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий или общественных поведений, отчеты учащихся о своей работе и дисциплине. Метод переключения ученика на другую деятельность. Сущность этого метода состоит в переключении внимания ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, побуждая к новым психическим переживаниям, создавая внутренние установки в поведении, усиливая воздействие на их сознание, чувства, волю. Метод полезен, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами, непослушанием. Методы упражнения, приучения, переключения реализуются в основных видах деятельности: учебный труд, общественный труд, самообслуживание, спорт, художественная деятельность. Вывод: Успех в развитии и формировании личности, ее личностных качеств зависит от умелого применения всей совокупности методов. Методы воспитания могут варьироваться в зависимости от обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит к учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Выбор метода подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание, принципы воспитания, конкретная педагогическая задача, условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Тема: Теория обучения, или дидактика
План 1. Дидактика как наука. Актуальные проблемы дидактики. 2. Сущность процесса обучения. 3. Функции обучения. 4. Противоречия процесса обучения.
Литература: 3. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К., 2001. 4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. 5. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. Видання 2-ге, виправлене, доповнене. – К., 2005. Дидактика как наука Теоретические основы обучения разрабатывает особая область педагогики – дидактика (от греч. didasco – изучающий, поучающий). Первые ростки дидактики появились в недрах народной педагогики. В процессе развития школы дидактикаа обогащается не только народной мудростью, но и определяется с точки зрения науки. В ней определяются закономерности, принципы, методы и формы обучения. В XVI-XVII вв. в братских школах Украины, Беларуси, Европы достаточно четко прослеживаются достижения в области теории обучения. Чешский педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» впервые сделал научное обоснование предыдущих достижений народной педагогики. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство всех учить всему». Большой вклад в разработку дидактики внесли известные педагоги прошлого: Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, К. Ушинский (основоположник теории начального обучения, автор книг «Родное слово», «Детский мир»), Л.Толстой («Азбука», «Книга для чтения»), Ю.Бабанский, Давыдов и Эльконин (теория развивающего обучения), Махмутов (автор проблемного обучения), Архангельский (организация обучения в высшей школе), В.Буряк (самостоятельная работа студентов). Объектом научных исследований дидактики являются педагогические явления и факты учебного процесса, а предметом дидактики является непосредственно процесс обучения. Особенность современной дидактики состоит в том, что она рассматривает учебный процесс как: 1. Средство формирования знаний, умений, навыков. 2. Важнейший фактор всестороннего развития личности. Дидактику исследует обучение в тесном единстве с воспитанием в рамках целостного педагогического процесса: чему и как обучать учеников.
Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки, урок, оценка, ученик, учитель и т. д. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование. Обучение – единство процессов преподавания и учения. Преподавание – процесс деятельности учителя в ходе обучения. Учение – процесс деятельности ученика, который происходит во время самообразования. Актуальные проблемы дидактики 1. Определение педагогических основ, содержания образования. 2. Исследование сущности, закономерностей, принципов и правил обучения. 3. Поиск эффективных средств и методов взаимообусловленной деятельности учителя и учащегося. 4. Поиск активных форм организации учебно-воспитательного процесса. Сущность процесса обучения В современной дидактике обучение трактуется как целостный двусторонний процесс педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащегося по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И.Харламов). Знания – результат научного познания, который выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто и что надо понять, запомнить и уметь воспроизвести. Умения – владения способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике. Навык – составной элемент умения, автоматизированное действия. Процесс обучения как целостную систему характеризуют ее основные компоненты. 1. Целевой – отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. 2.Потребностно-мотивационный – предполагает осуществление педагогом мер по стимулированию у учащихся интереса к овладению учебным материалом. 3.Содержательный – определяется учебным планом, учебными программами и учебниками. 4.Операционно-деятельностный – отражает деятельность педагога и учащегося, их взаимодействия посредством определенных методов и форм организации преподавания и учения. 5.Эмоционально-волевой – предполагает эмоциональную окрашенность познавательных процессов. Эмоциональность обучения обеспечивается специальными методами и приемами: демонстрациями наглядных пособий, яркими примерами и фактами, созданием проблемных ситуаций. 6.Контрольно-регулировочный – предполагает одновременный контроль преподавателя и самоконтроль учащегося за выполнением учебных заданий. Регулирование процесса обучения учителем производится за счет внесения изменений в методы и формы обучения, а учениками в виде работы над ошибками, повторения и т. д. 7.Оценочно-результативный – оценка учителем и самооценка учеником достигнутых результатов обучения. Все компоненты тесно взаимосвязаны и обеспечивают определенный результат обучения. Функции обучения Функции – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе. Дидактика выделяет 3 функции процесса обучения: 1.Образовательная. Сущность ее в усвоении и формировании научных знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности в определенной системе. К общим умениям относятся: - владение устной и письменной речью; - работа с книгой; - реферирование. Специальные умения (способы деятельности в отдельных отраслях науки). 2.Развивающая. В процессе обучения происходит развитие личности обучаемого во всех направлениях. Эта функция реализуется в ряде специальных технологий и методологических систем (система развивающего обучения Л.Занкова направлена на развитие восприятия речи, мышления). 3.Воспитательная. Сущность ее в формировании нравственных, эстетических, трудовых, этических представлений, взглядов, убеждений, способов поведения и деятельности в обществе. Воспитывающим фактором является содержание образования. Все функции находятся в тесной взаимосвязи и реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения (содержании, методах, формах, средствах).
4.Противоречия процесса обучения: 1.Между требованиями к образованию со стороны общества и реальными возможностями процесса обучения в современной школе. 2.Между познавательными задачами обучения и умственным развитием учащегося. 3.Между содержанием учебного материала, преподаванием и учением. 4.Между знаниями по отдельным предметам и формированием научного мировоззрения. 5.Между коллективным характером преподавания и индивидуальным характером усвоения. 6.Между общей скоростью движения процесса обучения и темпом продвижения каждого ученика. Этапы усвоения знаний Учебно-познавательная деятельность сопровождается внутренним психическим процессом усвоения знаний, который включает в себя (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение). 1. Восприятие – отражение в сознании человека с помощью органов слуха, зрения, обоняния, осязания – внешних свойств, особенностей и признаков изучаемых предметов и явлений. Результатом восприятия явлений есть представление как низшая форма знаний. Представление – сохранение в памяти внешних образов воспринятых предметов и явлений. 2. Осмысление – работа мысли. Осмысление как процесс включает в себя: - сравнение; - анализ связей между изучаемыми явлениями; - обобщение выводов; Результат осмысления – понимание учебного материала. Выделяют два вида осмысления: - первичное (неполное, поверхностное, неточное); - последующее (более прочное и более глубокое). 3. Запоминание основывается на глубоком понимании усваиваемых знаний и осуществляется путем повторения учебного материала (воспроизведение, пересказ, составление плана). Выделяют два вида запоминания: - концентрированное (знание с одного раза, переходит в кратковременную память); - рассредоточенное (осуществляется в несколько приемов и переходит в долговременную память). 4. Обобщение – выделение общих существенных признаков предметов и явлений. При этом анализируются факты, делается сравнение, выводы. Обобщение не обязательно завершает обучение. Оно может быть в начале изучения темы. Процесс обучения протекает при активном управлении со стороны учителя. 5.Закрепление (теоретическое, практическое) осуществляется путем заучивания и воспроизведения элементов учебного материала, выполнение письменных работ, лабораторных работ на новой основе и новых примерах. 6.Применение – умение применять знания на практике. Оно осуществляется в виде упражнений, лабораторных, практических работ. Применение знаний способствует развитию сообразительности и творческих способностей учащихся. Все этапы усвоения знаний взаимосвязаны, а последовательность этапов зависит от задач обучения, содержания, возможностей учеников и учителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.011 с.) |