Методы контроля, самоконтроля и самооценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы контроля, самоконтроля и самооценки



Наряду с убеждением, положительным примером, упражнением, одобрением необходимо предъявлять требования, осуществлять контроль за поведением учащихся, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Требование – способ непосредственного побуждения учащегося к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Педагогическими средствами этого метода являются: просьба, указания, распоряжение классного руководителя, директора.

Контроль – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения.

Средствами осуществления контроля является: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий или общественных поведений, отчеты учащихся о своей работе и дисциплине.

Метод переключения ученика на другую деятельность. Сущность этого метода состоит в переключении внимания ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, побуждая к новым психическим переживаниям, создавая внутренние установки в поведении, усиливая воздействие на их сознание, чувства, волю. Метод полезен, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами, непослушанием.

Методы упражнения, приучения, переключения реализуются в основных видах деятельности: учебный труд, общественный труд, самообслуживание, спорт, художественная деятельность.

Вывод: Успех в развитии и формировании личности, ее личностных качеств зависит от умелого применения всей совокупности методов. Методы воспитания могут варьироваться в зависимости от обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит к учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Выбор метода подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание, принципы воспитания, конкретная педагогическая задача, условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

 


 

Тема: Теория обучения, или дидактика

 

План

1. Дидактика как наука. Актуальные проблемы дидактики.

2. Сущность процесса обучения.

3. Функции обучения.

4. Противоречия процесса обучения.

 

Литература:

3. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К., 2001.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.

5. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. Видання 2-ге, виправлене, доповнене. – К., 2005.

Дидактика как наука

Теоретические основы обучения разрабатывает особая область педагогики – дидактика (от греч. didasco – изучающий, поучающий). Первые ростки дидактики появились в недрах народной педагогики. В процессе развития школы дидактикаа обогащается не только народной мудростью, но и определяется с точки зрения науки. В ней определяются закономерности, принципы, методы и формы обучения.

В XVI-XVII вв. в братских школах Украины, Беларуси, Европы достаточно четко прослеживаются достижения в области теории обучения. Чешский педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» впервые сделал научное обоснование предыдущих достижений народной педагогики. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство всех учить всему».

Большой вклад в разработку дидактики внесли известные педагоги прошлого: Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, К. Ушинский (основоположник теории начального обучения, автор книг «Родное слово», «Детский мир»), Л.Толстой («Азбука», «Книга для чтения»), Ю.Бабанский, Давыдов и Эльконин (теория развивающего обучения), Махмутов (автор проблемного обучения), Архангельский (организация обучения в высшей школе), В.Буряк (самостоятельная работа студентов).

Объектом научных исследований дидактики являются педагогические явления и факты учебного процесса, а предметом дидактики является непосредственно процесс обучения.

Особенность современной дидактики состоит в том, что она рассматривает учебный процесс как:

1. Средство формирования знаний, умений, навыков.

2. Важнейший фактор всестороннего развития личности.

Дидактику исследует обучение в тесном единстве с воспитанием в рамках целостного педагогического процесса: чему и как обучать учеников.

 

Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки, урок, оценка, ученик, учитель и т. д.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование. Обучение – единство процессов преподавания и учения.

Преподавание – процесс деятельности учителя в ходе обучения.

Учение – процесс деятельности ученика, который происходит во время самообразования.

Актуальные проблемы дидактики

1. Определение педагогических основ, содержания образования.

2. Исследование сущности, закономерностей, принципов и правил обучения.

3. Поиск эффективных средств и методов взаимообусловленной деятельности учителя и учащегося.

4. Поиск активных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Сущность процесса обучения

В современной дидактике обучение трактуется как целостный двусторонний процесс педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащегося по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И.Харламов).

Знания – результат научного познания, который выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто и что надо понять, запомнить и уметь воспроизвести.

Умения – владения способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике.

Навык – составной элемент умения, автоматизированное действия.

Процесс обучения как целостную систему характеризуют ее основные компоненты.

1. Целевой – отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом.

2.Потребностно-мотивационный – предполагает осуществление педагогом мер по стимулированию у учащихся интереса к овладению учебным материалом.

3.Содержательный – определяется учебным планом, учебными программами и учебниками.

4.Операционно-деятельностный – отражает деятельность педагога и учащегося, их взаимодействия посредством определенных методов и форм организации преподавания и учения.

5.Эмоционально-волевой – предполагает эмоциональную окрашенность познавательных процессов. Эмоциональность обучения обеспечивается специальными методами и приемами: демонстрациями наглядных пособий, яркими примерами и фактами, созданием проблемных ситуаций.

6.Контрольно-регулировочный – предполагает одновременный контроль преподавателя и самоконтроль учащегося за выполнением учебных заданий. Регулирование процесса обучения учителем производится за счет внесения изменений в методы и формы обучения, а учениками в виде работы над ошибками, повторения и т. д.

7.Оценочно-результативный – оценка учителем и самооценка учеником достигнутых результатов обучения.

Все компоненты тесно взаимосвязаны и обеспечивают определенный результат обучения.

Функции обучения

Функции – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе. Дидактика выделяет 3 функции процесса обучения:

1.Образовательная. Сущность ее в усвоении и формировании научных знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности в определенной системе.

К общим умениям относятся:

- владение устной и письменной речью;

- работа с книгой;

- реферирование.

Специальные умения (способы деятельности в отдельных отраслях науки).

2.Развивающая. В процессе обучения происходит развитие личности обучаемого во всех направлениях. Эта функция реализуется в ряде специальных технологий и методологических систем (система развивающего обучения Л.Занкова направлена на развитие восприятия речи, мышления).

3.Воспитательная. Сущность ее в формировании нравственных, эстетических, трудовых, этических представлений, взглядов, убеждений, способов поведения и деятельности в обществе. Воспитывающим фактором является содержание образования.

Все функции находятся в тесной взаимосвязи и реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения (содержании, методах, формах, средствах).

 

4.Противоречия процесса обучения:

1.Между требованиями к образованию со стороны общества и реальными возможностями процесса обучения в современной школе.

2.Между познавательными задачами обучения и умственным развитием учащегося.

3.Между содержанием учебного материала, преподаванием и учением.

4.Между знаниями по отдельным предметам и формированием научного мировоззрения.

5.Между коллективным характером преподавания и индивидуальным характером усвоения.

6.Между общей скоростью движения процесса обучения и темпом продвижения каждого ученика.

Этапы усвоения знаний

Учебно-познавательная деятельность сопровождается внутренним психическим процессом усвоения знаний, который включает в себя (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение).

1. Восприятие – отражение в сознании человека с помощью органов слуха, зрения, обоняния, осязания – внешних свойств, особенностей и признаков изучаемых предметов и явлений. Результатом восприятия явлений есть представление как низшая форма знаний. Представление – сохранение в памяти внешних образов воспринятых предметов и явлений.

2. Осмысление – работа мысли. Осмысление как процесс включает в себя:

- сравнение;

- анализ связей между изучаемыми явлениями;

- обобщение выводов;

Результат осмысления – понимание учебного материала.

Выделяют два вида осмысления:

- первичное (неполное, поверхностное, неточное);

- последующее (более прочное и более глубокое).

3. Запоминание основывается на глубоком понимании усваиваемых знаний и осуществляется путем повторения учебного материала (воспроизведение, пересказ, составление плана).

Выделяют два вида запоминания:

- концентрированное (знание с одного раза, переходит в кратковременную память);

- рассредоточенное (осуществляется в несколько приемов и переходит в долговременную память).

4. Обобщение – выделение общих существенных признаков предметов и явлений. При этом анализируются факты, делается сравнение, выводы. Обобщение не обязательно завершает обучение. Оно может быть в начале изучения темы. Процесс обучения протекает при активном управлении со стороны учителя.

5.Закрепление (теоретическое, практическое) осуществляется путем заучивания и воспроизведения элементов учебного материала, выполнение письменных работ, лабораторных работ на новой основе и новых примерах.

6.Применение – умение применять знания на практике. Оно осуществляется в виде упражнений, лабораторных, практических работ. Применение знаний способствует развитию сообразительности и творческих способностей учащихся.

Все этапы усвоения знаний взаимосвязаны, а последовательность этапов зависит от задач обучения, содержания, возможностей учеников и учителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.02 с.)