Роль активности личности в собственном развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль активности личности в собственном развитии



Процесс развития личности очень сложен. Он требует подготовленности учителей, благоприятной внешней среды. При этом человек не может быть пассивным объектом воспитательных воздействий и среды.

В педагогике большое значение придается активности самой личности, ее творческой, преобразующей деятельности. В зависимости от того, какова активность и внутренняя позиция личности, по отношению к среде и воспитательным воздействиям, ее формирование может идти в различных направлениях. При негативном восприятии воспитательных воздействий развитие будет проходить противоположно тому, на которое ориентирует воспитатель.

Все воздействия и влияния, которые отражаются на развитии личности, делятся на 2 группы: внешние (среда, воспитание) и внутренние (природные склонности, чувства). Развитие и формирование личности – результат взаимодействия этих факторов.

Следует учитывать, что без активности и интереса, даже с хорошей наследственностью, должного развития происходить не будет, поскольку отсутствует мотив к деятельности. Развитие зависит от установки личности на достижение определенных целей.

Активность и стремление человека в достижении цели приобретает характер саморазвития. Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с ростом плодового дерева, которому необходим уход и культивация.

Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, от создания условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей.

 

Изучая развитие человека, ученые – исследователи установили закономерности его развития.

 

Закономерности развития личности:

1) развитие личности имеет наследственный характер;

2) развитие происходит под влиянием среды;

3) непрерывность развития и интеграция психики (по мере развития психика приобретает целостность, перерастание психических состояний в черты характера при частом их повторении).

4) развитие личности происходит в деятельности.

 

Блок самостоятельной Возрастные этапы в развитии личности и

работы их характеристика.

См. литературу:

Стефановская Т.С. Педагогика: наука и искусство. - М., -1998.

Харламов И.Ф Педагогика. – М., 1997.

Фіцула М. Педагогіка. – Тернопіль, 1999/

 

Темы рефератов:

1. Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка.

2.А.С.Макаренко о семейном воспитании.

3.В.А.Сухомлинский о воспитании в семье.

4.Семейное воспитание в странах Европы.

Тема: Цели воспитания в педагогике

План

1. Понятие о цели воспитания.

2. Развитие идеи о всестороннем развитии личности.

3. Реализация целевой установки в практической деятельности учителя.

 

Литература:

1. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К., 2001.

2. Пидкасистый П.П. Педагогика. – М., 1998.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.

4. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. Видання 2-ге, виправлене, доповнене. – К., 2005.

 

Цель– мысленное (идеальное) представление человеком результатов будущих действий. Это предвосхищение может выражаться в разных формах:

1) наглядного образа будущего результата;

2) в виде схематического описания;

3) в виде определение требований, которым должен удовлетворять планируемый результат.

Цели в структуре деятельности выполняют три взаимосвязанных функции:

1) направляют действия на достижение нужного результата.

2) упорядочивают последовательность действий.

3) позволяют оценивать путем сопоставления реально достигнутые результаты с заранее выдвинутыми прогнозами.

Цель воспитания – это заранее определяемые или прогнозируемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в результате воспитательной работы.

Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели – дело педагогической науки.

В педагогике разделяют три уровня целей:

1) Генеральную, т. е. воплощение идеала общества.

2) Практическую (программа личности).

3) Оперативную (конкретных педагогических действий).

Определение цели воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение:

1)Каждый воспитатель должен знать цели воспитания. Знание цели воспитания дает ему четкое представление о том, какого человека должен он формировать и придает его работе осмысленность и направленность.

2) Цель воспитания определяет способ и характер совместной деятельности учителя и учащихся, а также содержание, организацию, формы и методы обучения и воспитания. Учитель должен организовать, направить и регулировать эту деятельность учащихся, чтобы обеспечить условия для формирования личности ученика.

О значении знания цели воспитателем так писал К.Д.Ушинский: “Что бы Вы сказали об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить Вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли, посвященный богу истины, любви и правды; просто дом, в котором жилось уютно; красивые, но бесполезно торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие; раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников; кухню ли для переварки съестных припасов; музеум ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому не нужного хлама? То же самое Вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности”.

Наиболее четко цели воспитания были разработаны в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского.

А.С.Макаренко под целью воспитания понимал программу человеческой личности. Причем, он различал общую программу, основу которой составляет социальный заказ общества и программу индивидуального развития личности. Он выступал против обезличивания воспитания, отрицающего индивидуальность и своеобразие личности воспитанника. Он писал:” Мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен”.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно – исторический характер. Различные цели воспитания по-разному определяют его содержание, формы и методы. При выборе и постановке цели воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития общества, человека.

2. Анализируя характер и цели воспитания в разные эпохи, следует сказать, что разделение труда и, как следствие этого, расслоение общества приводят к раздвоению цели воспитания.

В первобытнообщинном обществе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью – вооружать людей опытом выживания, т. е. знаниями и умениями для повседневной жизни.

Позже, в рабовладельческом обществе, воспитание стало функцией государства. Возникает противоположность между людьми умственного и физического труда. Цель воспитания для детей аристократов – подготовка к роли господ, наслаждение искусствами, приобщение к наукам. Воспитание детей рабов сводилось к подготовке к физическому труду, к смирению и покорности.

В трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Сократа, Демокрита обосновывается идеал человека, к которому должно стремиться воспитание. В античной Греции зарождается идея о всестороннем гармоничном развитии личности, идея развития духовной и телесной красоты. Гармоничность в развитии (от греч. – согласованность, стройность) означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной взаимосвязи.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности не получила развития и была предана забвению. Целью воспитания в соответствии с идеологией общества было духовное порабощение личности с помощью таких средств воспитания как проповедь и исповедь. Церковное воспитание духовных феодалов сводилось к изучению богословия, священного писания. Однако наряду с этим было и рыцарское, светское воспитание. Воспитание светских феодалов заключалось в умении ездить верхом, плавать, фехтовать, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и петь песни в честь сюзерена и дамы сердца. Овладение грамотой в систему подготовки рыцаря не входило. В средние века многие короли были неграмотны.

В эпоху Возрождения (XVI-XVIII вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания разрабатывается вновь. Она трактуется как освобождение человека от идеологии и политики феодализма. Но в ней не усматривается воссоединение умственного и физического труда. Позже, в произведениях социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, идеал всестороннего развития личности включает не только науку, литературу, но и идею труда, соединение обучения с производительным трудом

В дальнейшем французские просветители XVIII в. (Гельвеций, Дидро, Руссо и др.) выдвигали эту идею, но умственное и нравственное воспитание они не связывали с производительным трудом.

Длительное время идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания носила характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснованной. Для практического осуществления этой идеи и теоретического ее обоснования не было соответствующих условий. И только с развитием машинного производства появляются предпосылки для формирования всесторонней личности. Развитие производства обуславливает необходимость перемены труда, расширения технической подготовки рабочих, совмещение профессий и т.д. Эта особенность крупной промышленности становится всеобщим законом общественного производства. Характер развития общественного производства вынуждает создавать систему учебных заведений.

Таким образом, объективные потребности машинного производства обуславливают необходимость всестороннего развития личности. В эпоху машинного производства происходит самореализация личности, ее творческое созидание.

В современном мире формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью воспитания. Это понятие включает сочетание умственного, физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности.

 

3. Целевая установка -необходимый элемент учебно-воспитательного процесса. Она, во-первых, отражает общие цели воспитания и обучения и, во вторых, определяет их задачи, которые соответствуют конкретным условиям обучения и воспитания.

Целевые установки имеют ступенчатый характер:

1) Общие, или стратегические цели школьного воспитания.

2) Целевые установки воспитания по классам и годам обучения.

Цели должны вытекать из реального состояния дел и уровня воспитанности учащихся. При планировании воспитательной работы классный руководитель должен учитывать: особенности контингента класса, традиции школы, уровень развития учащихся, стиль отношений учителя и учащихся и т.д. Затем идут цели учебно – воспитательной работы по отдельным предметам, цели каждого урока и всех учебных заданий. Таким образом, сопоставляя с этими целевыми установками реально достигаемые результаты, совершенствуется учебно – воспитательный процесс.

 

Вывод: Цель воспитания определяется потребностями развития общества. Она зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

 

 

Тема: Система освіти в Україні

План:

1. Поняття системи освіти, її структура.

2. Принципи освіти в Україні.

3. Завдання закладів освіти.

4. Управління системою освіти в Україні.

 

ЛІТЕРАТУРА:

1. Закон України “Про освіту” // Освіта. – 1996. – 21 серпня.

2. Державна національна програма “Освіта” (“Україна в ХХІ століття”). – К.: Райдуга, 1994.

3. Галузинський В.М., Євтух М.Б. Педагогіка: теорія та історія. – К.: Вища школа, 1995.

 

Кожна держава, дбаючи про свій народ, його добробут і перспективи розвитку створює специфічні соціальні інститути, які мають безпосередньо займатися освітою і вихованням підростаючого покоління.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.26.137 (0.026 с.)