Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль активности личности в собственном развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс развития личности очень сложен. Он требует подготовленности учителей, благоприятной внешней среды. При этом человек не может быть пассивным объектом воспитательных воздействий и среды. В педагогике большое значение придается активности самой личности, ее творческой, преобразующей деятельности. В зависимости от того, какова активность и внутренняя позиция личности, по отношению к среде и воспитательным воздействиям, ее формирование может идти в различных направлениях. При негативном восприятии воспитательных воздействий развитие будет проходить противоположно тому, на которое ориентирует воспитатель. Все воздействия и влияния, которые отражаются на развитии личности, делятся на 2 группы: внешние (среда, воспитание) и внутренние (природные склонности, чувства). Развитие и формирование личности – результат взаимодействия этих факторов. Следует учитывать, что без активности и интереса, даже с хорошей наследственностью, должного развития происходить не будет, поскольку отсутствует мотив к деятельности. Развитие зависит от установки личности на достижение определенных целей. Активность и стремление человека в достижении цели приобретает характер саморазвития. Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с ростом плодового дерева, которому необходим уход и культивация. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, от создания условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей.
Изучая развитие человека, ученые – исследователи установили закономерности его развития.
Закономерности развития личности: 1) развитие личности имеет наследственный характер; 2) развитие происходит под влиянием среды; 3) непрерывность развития и интеграция психики (по мере развития психика приобретает целостность, перерастание психических состояний в черты характера при частом их повторении). 4) развитие личности происходит в деятельности.
Блок самостоятельной Возрастные этапы в развитии личности и работы их характеристика. См. литературу: Стефановская Т.С. Педагогика: наука и искусство. - М., -1998. Харламов И.Ф Педагогика. – М., 1997. Фіцула М. Педагогіка. – Тернопіль, 1999/
Темы рефератов: 1. Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка. 2.А.С.Макаренко о семейном воспитании. 3.В.А.Сухомлинский о воспитании в семье. 4.Семейное воспитание в странах Европы. Тема: Цели воспитания в педагогике План 1. Понятие о цели воспитания. 2. Развитие идеи о всестороннем развитии личности. 3. Реализация целевой установки в практической деятельности учителя.
Литература: 1. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К., 2001. 2. Пидкасистый П.П. Педагогика. – М., 1998. 3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. 4. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. Видання 2-ге, виправлене, доповнене. – К., 2005.
Цель– мысленное (идеальное) представление человеком результатов будущих действий. Это предвосхищение может выражаться в разных формах: 1) наглядного образа будущего результата; 2) в виде схематического описания; 3) в виде определение требований, которым должен удовлетворять планируемый результат. Цели в структуре деятельности выполняют три взаимосвязанных функции: 1) направляют действия на достижение нужного результата. 2) упорядочивают последовательность действий. 3) позволяют оценивать путем сопоставления реально достигнутые результаты с заранее выдвинутыми прогнозами. Цель воспитания – это заранее определяемые или прогнозируемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в результате воспитательной работы. Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели – дело педагогической науки. В педагогике разделяют три уровня целей: 1) Генеральную, т. е. воплощение идеала общества. 2) Практическую (программа личности). 3) Оперативную (конкретных педагогических действий). Определение цели воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение: 1)Каждый воспитатель должен знать цели воспитания. Знание цели воспитания дает ему четкое представление о том, какого человека должен он формировать и придает его работе осмысленность и направленность. 2) Цель воспитания определяет способ и характер совместной деятельности учителя и учащихся, а также содержание, организацию, формы и методы обучения и воспитания. Учитель должен организовать, направить и регулировать эту деятельность учащихся, чтобы обеспечить условия для формирования личности ученика. О значении знания цели воспитателем так писал К.Д.Ушинский: “Что бы Вы сказали об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить Вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли, посвященный богу истины, любви и правды; просто дом, в котором жилось уютно; красивые, но бесполезно торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие; раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников; кухню ли для переварки съестных припасов; музеум ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому не нужного хлама? То же самое Вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности”. Наиболее четко цели воспитания были разработаны в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского. А.С.Макаренко под целью воспитания понимал программу человеческой личности. Причем, он различал общую программу, основу которой составляет социальный заказ общества и программу индивидуального развития личности. Он выступал против обезличивания воспитания, отрицающего индивидуальность и своеобразие личности воспитанника. Он писал:” Мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен”. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно – исторический характер. Различные цели воспитания по-разному определяют его содержание, формы и методы. При выборе и постановке цели воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития общества, человека. 2. Анализируя характер и цели воспитания в разные эпохи, следует сказать, что разделение труда и, как следствие этого, расслоение общества приводят к раздвоению цели воспитания. В первобытнообщинном обществе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью – вооружать людей опытом выживания, т. е. знаниями и умениями для повседневной жизни. Позже, в рабовладельческом обществе, воспитание стало функцией государства. Возникает противоположность между людьми умственного и физического труда. Цель воспитания для детей аристократов – подготовка к роли господ, наслаждение искусствами, приобщение к наукам. Воспитание детей рабов сводилось к подготовке к физическому труду, к смирению и покорности. В трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Сократа, Демокрита обосновывается идеал человека, к которому должно стремиться воспитание. В античной Греции зарождается идея о всестороннем гармоничном развитии личности, идея развития духовной и телесной красоты. Гармоничность в развитии (от греч. – согласованность, стройность) означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной взаимосвязи. В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности не получила развития и была предана забвению. Целью воспитания в соответствии с идеологией общества было духовное порабощение личности с помощью таких средств воспитания как проповедь и исповедь. Церковное воспитание духовных феодалов сводилось к изучению богословия, священного писания. Однако наряду с этим было и рыцарское, светское воспитание. Воспитание светских феодалов заключалось в умении ездить верхом, плавать, фехтовать, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и петь песни в честь сюзерена и дамы сердца. Овладение грамотой в систему подготовки рыцаря не входило. В средние века многие короли были неграмотны. В эпоху Возрождения (XVI-XVIII вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания разрабатывается вновь. Она трактуется как освобождение человека от идеологии и политики феодализма. Но в ней не усматривается воссоединение умственного и физического труда. Позже, в произведениях социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, идеал всестороннего развития личности включает не только науку, литературу, но и идею труда, соединение обучения с производительным трудом В дальнейшем французские просветители XVIII в. (Гельвеций, Дидро, Руссо и др.) выдвигали эту идею, но умственное и нравственное воспитание они не связывали с производительным трудом. Длительное время идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания носила характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснованной. Для практического осуществления этой идеи и теоретического ее обоснования не было соответствующих условий. И только с развитием машинного производства появляются предпосылки для формирования всесторонней личности. Развитие производства обуславливает необходимость перемены труда, расширения технической подготовки рабочих, совмещение профессий и т.д. Эта особенность крупной промышленности становится всеобщим законом общественного производства. Характер развития общественного производства вынуждает создавать систему учебных заведений. Таким образом, объективные потребности машинного производства обуславливают необходимость всестороннего развития личности. В эпоху машинного производства происходит самореализация личности, ее творческое созидание. В современном мире формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью воспитания. Это понятие включает сочетание умственного, физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности.
3. Целевая установка -необходимый элемент учебно-воспитательного процесса. Она, во-первых, отражает общие цели воспитания и обучения и, во вторых, определяет их задачи, которые соответствуют конкретным условиям обучения и воспитания. Целевые установки имеют ступенчатый характер: 1) Общие, или стратегические цели школьного воспитания. 2) Целевые установки воспитания по классам и годам обучения. Цели должны вытекать из реального состояния дел и уровня воспитанности учащихся. При планировании воспитательной работы классный руководитель должен учитывать: особенности контингента класса, традиции школы, уровень развития учащихся, стиль отношений учителя и учащихся и т.д. Затем идут цели учебно – воспитательной работы по отдельным предметам, цели каждого урока и всех учебных заданий. Таким образом, сопоставляя с этими целевыми установками реально достигаемые результаты, совершенствуется учебно – воспитательный процесс.
Вывод: Цель воспитания определяется потребностями развития общества. Она зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Тема: Система освіти в Україні План: 1. Поняття системи освіти, її структура. 2. Принципи освіти в Україні. 3. Завдання закладів освіти. 4. Управління системою освіти в Україні.
ЛІТЕРАТУРА: 1. Закон України “Про освіту” // Освіта. – 1996. – 21 серпня. 2. Державна національна програма “Освіта” (“Україна в ХХІ століття”). – К.: Райдуга, 1994. 3. Галузинський В.М., Євтух М.Б. Педагогіка: теорія та історія. – К.: Вища школа, 1995.
Кожна держава, дбаючи про свій народ, його добробут і перспективи розвитку створює специфічні соціальні інститути, які мають безпосередньо займатися освітою і вихованням підростаючого покоління.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.009 с.) |