Методы педагогического взаимодействия, особенности их реализации в коррекционно-педагогическом процессе с учащимися с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы педагогического взаимодействия, особенности их реализации в коррекционно-педагогическом процессе с учащимися с нарушениями зрения



В современной педагогике представлено множество классификаций методов обучения. Наиболее широкое распространение получила классификация, согласно которой методы обучения делят на три основные группы:

1) стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

2) организации учебно-познавательной деятельности

3) контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Если мы обратимся к педагогическому процессу, то данные группы методов раскрывают операционно-деятельностный компонент (методы, средства, формы).

Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация этого сочетания методов. Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. На начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.

Тифлопедагогика пользуется всем арсеналом общедидактических методов и в тифлопедагогике нет понятия специальный (специфический) метод.

Принято говорить не о специфических методах, а о специфике реализации методов обучения. В этой связи важно понимать за счет чего она реализуется. Любой метод состоит из приемов.

Рассказ:

- повествование

- логическое (образное) сравнение

- выделение главного

- активизация внимания путем создания игровой ситуации

Все приемы можно разделить на две группы: общедидактические (входят в состав многих методов), специальные (доминирующие, определяющие метод). В коррекционной педагогике выделяют третью группу методов – специфические (обеспечивают коррекционную направленность педагогического процесса: помогают более полно воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции).

Б.И. Тупоногов предлагает все специфические приемы разделить на четыре группы:

1) приемы, обеспечивающие доступность восприятия учебной информации

- фонирование

- экранирование

- увеличение деталей

- усиление опознавательных признаков

- использование приборов, усиливающих или замещающих зрительную, слуховую, тактильную информацию

2) приемы использования технических средств

3) приемы, обеспечивающие переработку учебной информации

- уточняющие вопросы

- аналогии (на что похоже, приведение к геометрической форме)

- сравнения (путем наложения, образные сравнения)

- установление логических связей

4) приемы организации обучения

- использование сигнальных опор (узнавание, ориентировка)

- алгоритмизация деятельности (обследования объекта, восприятия картины, выполнения упражнения и т.д.)

- использование планов, памяток.

Таким образом, специфика реализации методов обеспечивается использованием специфических приемов: специфические приемы вводятся в состав метода и помогают адекватно и эффективно передавать, воспринимать, перерабатывать и сохранять учебную информацию

демонстрация:

- показ

- использование контрастного фона

- совместное рассматривание

- совместное обсуждение

- аналогии

- сравнения

Специфика реализации методов обеспечивается также специфическим сочетанием приемов:

демонстрация:

- показ

- совместное рассматривание

- совместное обсуждение

- моделирование (лепка) отдельных деталей объекта (измерение объектов или расстояний)

- включение демонстрируемого объекта в деятельность (яблоко: катать, чистить, резать, складывать в корзину)

- аналогии

- сравнения.

Специфика реализации методов обеспечивается также специфическим сочетанием методов: ведущая роль принадлежит практической деятельности (это основной источник информации), затем наглядность – как уточнение образов. Слово в большинстве случаев выступает не в роли источника информации, а средства управления познавательной деятельностью (возьмите, потрогайте, постучите, послушайте, измерьте)

действие + наглядность+ слово

Такая ситуация характерна для дошкольников и младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.46.132 (0.108 с.)