Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и методы их исследования в политологии

Поиск

ПОЛИТОЛОГИЯ ОТВЕТЫ

1.Политология как система знаний о политике. Политическое воспитание молодежи в рамках концепции глобального образования.

. Содержание политологии как науки. Объект и предмет политологии

Следует сразу оговориться, что сегодня не существует некой единой и монолитной политической науки. В мире насчитывается множество различных научных школ, занимающихся изучением и анализом политических процессов. Их условно можно разделить на три группы. Первая рассматривает политическую деятельность в классовых категориях - это марксистская и неомарксистская теории. Вторая изучает политику через призму социальных процессов, происходящих в обществе. Это направление политической социологии. Третье интерпретирует политологию как науку о власти, изучающую весь комплекс ее проявлений в государственно организованном обществе. Последнее направление, не изолируясь от двух первых, является ведущим в современном обществоведении. Именно его мы и будем придерживаться в процессе изучения курса.

В самом широком смысле, политология - это наука о сущности и системе власти и ее использовании классами, нациями. социальными группами (их специальными политическими организациями-партиями и государствами) для отстаивания своих интересов во внутренних и внешних (международных) отношениях. Политология изучает субъекты политики (политической власти), политические структуры, организации, взгляды, отношения.

В центре внимания политической науки находится проблема власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.

Объектом политологии являются политические отношения в обществе, т. е. взаимодействие субъектов политики относительно завоевания, использования и удержания власти. Сюда включаются как процессы развития и функционирования власти, так и то, что является объектом политического воздействия - экономические, социальные и духовные интересы.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно организованном обществе.

 

Закономерности и методы их исследования в политологии

Первая группа - это политико-экономические закономерности, отражающие в наиболее общем плане соотношение между экономическим базисом общества и политической властью.

С точки зрения классического марксизма политика и соответственно система политической, государственной власти детерминированы развитием экономических процессов. Экономические интересы являются в конечном счете социальной причиной любых политических действий. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти», - писал К. Маркс.

Вторую группу закономерностей составляют - политико-социальные. Они характеризуют развитие власти как особой системы, со своей логикой и структурой. Основной закономерностью системы политической власти является ее стремление к укреплению стабильности.

Третью группу закономерностей можно условно выделить как политико-психологические. Они отражают наиболее общие тенденции взаимоотношений между личностью и властью.

Как и любая другая наука политология имеет свою систему категорий - ступенек познания. Центральными категориями являются власть, политика, влияние, авторитет, демократия, свобода, политическая система, политический лидер, конфликт, консенсус.

Важными в политологии являются такие категории, как политический процесс, политические нормы, политическая культура, политический режим, политический экстремизм, политические партии и общественные организации.

Методы:

1. Системный метод. Этот метод в зависимости от общности предмета исследований может касаться политических систем как целостностей (например, буржуазная система, политическая система США и др.); подсистем как части глобальных систем (например, партийная система, система местного самоуправления); элементов политической системы (политическая партия, гражданин), а также при анализе таких проблем, как политические интересы, политические решения, акты выбора и исполнения политического решения.

2. Бихевиористские методы как способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.

3. Количественные методы, исходящие из того, что политические явления могут и должны подвергаться измерению. Наиболее популярны три метода количественного характера: статистические методы политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты.

4. Сравнительные методы позволяют путем сопоставления вычленить общее и особенное в политических явлениях, анализировать уроки их эволюции и основные тенденции развития.

Возникновения и основные этапы развития политической мысли в государствах Востока и Запада.

Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) Одним из учений Древнего Китая было конфуцианство. Конфуций (Кун Фу - Цзы, 551 - 479 г. до н.э.)

-идеальное правление государством должно опираться на мораль. И прежде всего на такие этические понятия, как “взаимосвязь”, “золотая середина” и “человеколюбие”. Вторая школа- школы легистов (законников). Мудрого правителя легисты заменили деспотом. Он правит с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Шан Ян-в древности люди были просты и поэтому честны; ныне же люди хитры и поэтому нечестны”. Древней Индии- Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). один из наиболее известных авторов “Артхашастры” (трактатов о природе и исполнения людьми своего долга) - Каутилья (4 в. до н.э.). Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, пощряя их праведные действия. Но прваитель жестоко подавляет неповиновение царской власти. Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. диалоги "Государство" и "Законы". Платон делил людей на три сословия: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — идеолог земледельческой аристократии. критиковал идею Платона об общности жен и детей и защищал необходимость частной собственности, рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю,— управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Аристотель выделил три правильные и три неправильные гос формы. К правильным он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление многих); к неправильным, преследующим частные интересы, — тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Следующий период в развитии европейской политической мысли — Средневековье (конец V — середина XVII в.) — характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. "Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345 — 407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430), которые использовали библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство).

Человек как объект политики

Политическая деятельность осуществляется людьми и для людей. Главным её субъектом выступает именно личность, так как любая общественная и политическая организация состоит из реальных личностей. Большое значение имеет активное участие личности в жизни общества - как в социальной, так и в политической.

Субъект - это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект - это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Участие личности в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

 

Типы политической социализации личности. Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

1. Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью.

2. Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает и странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверенный, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности. Это является гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм и не перерастет в гегемонизм.

3.Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) превыше всего».

4.Конфликтный тип характеризуется борьбой между различными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д.Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главный принцип политического взаимодействия здесь -- лозунг «кто не с нами, тот против нас».

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д. К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факторы: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спортивные объединения и т.д.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

 

Без единства общества, без гармонизации его интересов невозможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопределенности люди даже в одной социальной среде придерживаются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами институты - семья, школа, вуз, армия находятся в состоянии глубокого кризиса.

Каким образом и насколько успешно будет проходить развитие России, в конечном счете зависит от степени политической социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. Современное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на деле обнаружить качество и степень своей политической социализации.

 

№12. Политическое лидерство и политическая элита. Виды политических элит в России: история и современность.

 

В политологии лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности для удовлетворения интересов, которые он представляет.

Политическое лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

Функции лидера: 1) интеграция общества, объединение масс; 2) нахождение и принятие политических решений; 3) взаимодействие власти и общества.

Виды лидерства (предложенные М. Вебером): 1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (вожди, монархи); 2) рационально легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность"; 3) харизматическое лидерство, основано на вере в сверхъестественные способности вождя, культуре его личности.

Политическая элита - привилегированная группа населения, обладающая особыми политико-управленческими и социальными качествами, непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти.

Функции политической элиты: 1. Принятие решений и контроль над их реализацией; 2. формирование и представление групповых интересов различных слоев населения; 3. продуцирование ею политических ценностей, что приводит к вовлечению населения в политические процессы.

В современном обществе элита не монополитна. Виды политической элиты: 1) правящую (которая непосредственно обладает государственной властью); 2) оппозиционную (т.е. контрэлиту); 3) высшую (которая принимает значимые для всего общества решения); 4) среднюю, которая отражает общественное мнение; 5) административную - это служащие-управленцы (бюрократия).

Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности. Элитная мобильность в России имеет существенные отличия от мобильности других социальных групп. Одной из наиболее характерных черт современной правящей элиты России является теневое сращивание государственной власти с бизнесом. Этот процесс охватил все звенья государственной власти. Место и связи в политической системе стали главным фактором приумножения собственности, а собственность превратилась в мощный источник политического влияния. Для современного российского государства все острее встает проблема становления ква­лифицированной, высокопрофессиональной политической элиты, которой могло бы доверять на­селение. Такую элиту необходимо российскому обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих го­сударственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.

 

№13.Образование,молодежи и политика.Формирование политической культуры как условие совершенствования гражданских отношений в обществе. Десоциализация и ресоциализация молодежных групп девиантного поведения.

Формирование политической культуры

Среди зарубежных и российских обществоведов еще нет единого подхода к трактовке как самой категории "политическая культура", так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Здесь существует самый широкий спектр мнений, определений и формулировок. По подсчетам канадского исследователя Г. Патрика, к 1976 г. существовало более сорока определений политической культуры. С тех пор число работ по данной проблеме значительно возросло, что привело к росту также и количества определений.

Понятие "политическая культура", по-видимому, впервые появилось в статье американского политолога Г. Олмонда "Сравнительные политические системы" (1956 г.).

Во второй половине 60-х и в 70-е гг. концепция политической культуры была взята на вооружение такими известными американскими социологами и политологами, как В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Марвик и др. Первоначально возникнув в США, в последующем эта концепция получила все более растущую популярность и в других странах и стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений.

 

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественно-научные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %.[9] В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

ПОЛИТОЛОГИЯ ОТВЕТЫ

1.Политология как система знаний о политике. Политическое воспитание молодежи в рамках концепции глобального образования.

. Содержание политологии как науки. Объект и предмет политологии

Следует сразу оговориться, что сегодня не существует некой единой и монолитной политической науки. В мире насчитывается множество различных научных школ, занимающихся изучением и анализом политических процессов. Их условно можно разделить на три группы. Первая рассматривает политическую деятельность в классовых категориях - это марксистская и неомарксистская теории. Вторая изучает политику через призму социальных процессов, происходящих в обществе. Это направление политической социологии. Третье интерпретирует политологию как науку о власти, изучающую весь комплекс ее проявлений в государственно организованном обществе. Последнее направление, не изолируясь от двух первых, является ведущим в современном обществоведении. Именно его мы и будем придерживаться в процессе изучения курса.

В самом широком смысле, политология - это наука о сущности и системе власти и ее использовании классами, нациями. социальными группами (их специальными политическими организациями-партиями и государствами) для отстаивания своих интересов во внутренних и внешних (международных) отношениях. Политология изучает субъекты политики (политической власти), политические структуры, организации, взгляды, отношения.

В центре внимания политической науки находится проблема власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.

Объектом политологии являются политические отношения в обществе, т. е. взаимодействие субъектов политики относительно завоевания, использования и удержания власти. Сюда включаются как процессы развития и функционирования власти, так и то, что является объектом политического воздействия - экономические, социальные и духовные интересы.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно организованном обществе.

 

Закономерности и методы их исследования в политологии

Первая группа - это политико-экономические закономерности, отражающие в наиболее общем плане соотношение между экономическим базисом общества и политической властью.

С точки зрения классического марксизма политика и соответственно система политической, государственной власти детерминированы развитием экономических процессов. Экономические интересы являются в конечном счете социальной причиной любых политических действий. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти», - писал К. Маркс.

Вторую группу закономерностей составляют - политико-социальные. Они характеризуют развитие власти как особой системы, со своей логикой и структурой. Основной закономерностью системы политической власти является ее стремление к укреплению стабильности.

Третью группу закономерностей можно условно выделить как политико-психологические. Они отражают наиболее общие тенденции взаимоотношений между личностью и властью.

Как и любая другая наука политология имеет свою систему категорий - ступенек познания. Центральными категориями являются власть, политика, влияние, авторитет, демократия, свобода, политическая система, политический лидер, конфликт, консенсус.

Важными в политологии являются такие категории, как политический процесс, политические нормы, политическая культура, политический режим, политический экстремизм, политические партии и общественные организации.

Методы:

1. Системный метод. Этот метод в зависимости от общности предмета исследований может касаться политических систем как целостностей (например, буржуазная система, политическая система США и др.); подсистем как части глобальных систем (например, партийная система, система местного самоуправления); элементов политической системы (политическая партия, гражданин), а также при анализе таких проблем, как политические интересы, политические решения, акты выбора и исполнения политического решения.

2. Бихевиористские методы как способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.

3. Количественные методы, исходящие из того, что политические явления могут и должны подвергаться измерению. Наиболее популярны три метода количественного характера: статистические методы политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты.

4. Сравнительные методы позволяют путем сопоставления вычленить общее и особенное в политических явлениях, анализировать уроки их эволюции и основные тенденции развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.011 с.)