Экономические и соц-политические предпосылки формирования политических режимов в СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические и соц-политические предпосылки формирования политических режимов в СССР



Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).

Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

С того момента, как советская власть оказалась изолированной на территории прежней России, сразу же остро встал вопрос об отношениях между различными государственными образованиями, возникшими в ее пределах. Между различными республиками существовали как противоречия сепаратистского характера, так и объединительные тенденции.

Последние шли не только от партии. Их порождала сама изоляция, необходимость совместной обороны от внешнего мира. Вновь заявляли о себе старые хозяйственные связи между разными частями бывшей империи. Их требовалось видоизменить, особенно имея в виду перспективу проведения плановой политики, но нельзя было разорвать. Уголь Донбасса, нефть Баку, древесина севера, хлеб юга были необходимы всем, хотя и размещались на территориях разных республик. Уже с 1919 г. были объединены вооруженные силы и ресурсы, необходимые для ведения войны. Но это было временное решение.

Отношения между автономными государственными образованиями внутри РСФСР могли в какой-то степени регулироваться в существующих юридических рамках. Более сложно обстояло дело с независимыми республиками. Вначале их взаимоотношения регулировались договорами, которые предусматривали наличие ряда общих ведомств, начиная с ВСНХ. Подобная система способствовала созданию сети объединенных государственных институтов, но сразу же породила множество конфликтов, в особенности между Украиной и Москвой.

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии".

Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 г.). Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.

Тоталитарный советский режим в силу своей неподконтрольности и неподсудности неоднократно использовал как социальные, так и этнические депортации, с течением времени отлаживая механизм переселения, приспосабливая его к потребностям командно-административной системы.

К началу 90-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформирования СССР в рамках задуманного умеренного варианта преобразований. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.

№8«Политические партии и общественно-политические движения»

«партия» от лат. pars (partis) -- часть, участие, доля. Наука, занимающаяся изучением политических партий, называется партологией.

партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть -- основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.

Современные политические партии выполняют ряд функций:

1) Функция представительства. Партии осуществляют связь между обществом и государством и, выясняя интересы тех или иных групп, сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов.2)Выработка стратегии развития общества. Происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии.3)Отбор и формирование политических лидеров и элит.4) Мобилизация и политическая социализация граждан.5)Борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того -- на повседневную жизнь ее населения.

(Партии могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти:

1)партия может быть в непримиримой оппозиции, т. е. выступать против существующего государственного устройства (совсем не обязательно призывая к насилию). В этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность.2)партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют «оппозиция ее величества», а правительство -- «правительством ее величества»).3)партия может выступать в роли конструктивной оппозиции: критикуя то, с чем не согласна в действиях правительства, партия поддерживает то, что считает правильным.4) партия может участвовать в работе правительства и различных органов управления в качестве партнера других партий; в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность.5)партия может выступать в качестве ведущей силы правительственной коалиции; при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.6)партия может единолично сформировать правительство; в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте.)

· Структура политической партии включает три уровня:

1)блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлежность к данной группе основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию);

2)официальная партийная организация;

3)партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Сущность и разновидности партийных систем. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий;наличие доминирующей партии или коалиции;уровень состязательности между партиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.82.119 (0.008 с.)