Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С точки зрения целеполаганияния и реализации поставленных целей

Поиск

Предмет (вид занятия), класс (возраст детей), тема.

Цели урока (занятия)

1) коррекционно-образовательные цели:

- что формируется (знания, умения, навыки; дать характеристику каждого компонента);

- этап формирования;

- правильность, конкретность и четкость формулировки цели;

2) коррекционно-развивающие цели:

- что развивали (идентифицировать психические процессы и состояния, уточнить аспекты, над которыми велась работа);

- этап работы;

- правильность, конкретность и четкость формулировки цели;

3) коррекционно-воспитательные цели:

- что воспитывали (идентифицировать вид, тип, характеристики отношения, или структурный компонент соответствующего отношения);

- этап работы

- правильность, конкретность и четкость формулировки цели.

3. Соответствие целей программным требованиям, возрасту, уровню развития детей, учет их особых образовательных потребностей.

Наличие и характер интерпретации целей в целевые установки.

Степень реализации целей урока, его основной коррекционно-развивающий эффект.

Предложения и пожелания по совершенствованию целеполагания урока.

Дополнительный материал

Богданов

Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Распространенный в Европе, Великобритании, США термин "education", (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы "образ", но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Распространенный в Европе, Великобритании, США термин "education", (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы "образ", но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Соответственно, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа "Я" по образу культуры и ее воспроизводства,

11.7. Проблема таксономии образовательных целей

Цели обучения и цели образования

Таксономия целей образования Б.С. Блума

Цели обучения и цели образования

Разработка целей различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:

цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;

цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное, как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного" принципа обучения к "культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.

Цели образования имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.

Кроме того, можно говорить о двух значениях слова "цель" в педагогике. В более узком смысле образовательная цель связана с проблемой передачи педагогами и усвоения обучающимися знаний и может быть названа целью обучения. Такая цель всегда конкретна и связана с конкретным уроком, лекцией и т.д. Некоторые авторы предлагают называть их задачами, или целями, обучения.

Концепцию целей обучения предложил Э. Стоунс, выделивший три уровня умений, которые связаны соответственно с тремя типами задач, для которых эти умения предназначены. Между умениями разных уровней существует иерархическая связь, что важно учитывать при организации процесса обучения.

В более общем виде можно говорить о целях образования, являющихся системообразующими по отношению к целям-задачам обучения. Цели образования в таком аспекте являются тесно связанными, практически проекцией ценностей образования и имеют иерархическое строение.

Таксономия целей образования Б.С. Блума

Одну из первых классификаций (таксономий) целей образования предложил американский ученый Б.С. Блум. Ценность этой работы состоит в том, что она позволяет разобраться в сложной проблеме целей.

Б.С. Блум предложил две таксономии целей:

одна касается целей, относящихся к когнитивной (познавательной) области,

другая - к аффективной области.

В основе его систематизации лежит иерархическая структура: цели, требующие освоения навыков более высокого уровня сложности, включают цели, требующие менее сложной деятельности. Категории навыков распределены от простых к сложным, от конкретных к абстрактным.

Приведем краткое изложение целей образования по Б.С. Блуму.

Когнитивная область.

ЗНАНИЕ:

конкретного материала,

терминологии,

фактов,

способов и средств обращения с конкретным материалом и т.д.;

ПОНИМАНИЕ:

объяснение,

интерпретация,

экстраполяция;

ПРИМЕНЕНИЕ;

АНАЛИЗ:

элементов,

взаимосвязей,

принципов построения;

СИНТЕЗ:

единичное обобщение,

разработка плана и возможной системы действий,

получение системы абстрактных отношений;

ОЦЕНКА:

суждение на основе:

имеющихся данных,

внешних критериев.

Аффективная область.

СТРЕМЛЕНИЕ (НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ);

ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ:

согласие на ответ,

желание ответить,

удовлетворение от ответа;

ОЦЕНИВАНИЕ:

принятие какой-то ценности,

предпочтение какой-то ценности,

обязательность какой-то ценности;

ОРГАНИЗАЦИЯ:

концептуализация ценности,

выработка системы ценностей;

ПРЕДПОЧТЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ ЦЕННОСТНОГО КОМПЛЕКСА.

 

Основной недостаток этой классификации целей состоит в том, что она дает классификацию уже имеющихся в образовании целей, а практика современного образования в динамично развивающемся мире требует разработки обоснованной и конструктивной системы целей с учетом прогноза о развитии общества в ближайшем будущем. Кроме того, перед педагогом стоит задача не только формирования определенных познавательных умений, но и развития у обучающегося определенного эмоционально-ценностного отношения к жизни.

Но любая, даже самая совершенная, система целей образования мало поможет на практике, если не будут известны пути достижения каждой конкретной цели. Отсюда следует и другая проблема образовательных целей. Разработанные к настоящему времени концепции обучения часто помогают достичь схожих образовательных целей. В чем тогда должен быть критерий выбора средства достижения цели? Не породит ли таксономия целей новые концепции "ради самих целей"? Не ограничит ли жесткими рамками творческий процесс педагога любая таксономия? Возможна ли гармонизация личностноориентированных и государственноориентированных целей? Эти и другие вопросы остаются сейчас без ответа, так как проблема классификации целей образования является одной из наименее исследованной в педагогике и философии образования.

Не менее сложной задачей является и сам процесс педагогического целеполагания. Он требует междисциплинарного синтеза представлений о ценностях и целях общества, о смысле человеческого существования, о сущности самого человека для достижения системности формулируемых целей, отражение в них целостной материально-духовной картины мира, взаимосвязанных между собой философских, религиозных, научных, культурологических и других элементов мировоззрения данного общества. Очевидно, что можно говорить только о постоянном процессе определения целей образования обществом, так как он не может быть эпизодическим, разовым процессом.

 

 

Тема 3.2. Содержание обучения и воспитания школьников с нарушениями зрения
Цели 1. Познакомить с основными компонентами содержания образования и спецификой их реализации при обучении и воспитании школьников с нарушениями зрения. 2. Познакомить с нормативной базой, определяющей содержание специального образования школьников с нарушениями зрения в Республике Беларусь. 3. Познакомить со схемой анализа содержания урока (занятия).
Вопросы 1. Основные составляющие содержания образования, современные подходы к его определению. Общий и специфический блоки в содержании специального образования, их соотношение. 2. Нормативные документы, определяющие содержание специального образования в Республике Беларусь. 3. Особенности усвоения компонентов содержания образования детьми с нарушениями зрения. 4. Анализ содержания урока.
Категориальный аппарат Содержание образования, знание, умение, образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебно-методический комплекс, учебник

Литература

Основная

1. Змушко А.М. Учебно-методическое обеспечение образования учащихся с особенностями психофизического развития // Дэфекталогія. 2006.

2. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. – С. 148-152.

3. Образовательный стандарт «Специальное образование».

4. Учебный план для учащихся с нарушениями зрения.

5. Учебные программы для учащихся с нарушениями зрения.

 

1. Основные составляющие содержания образования, современные подходы к его определению. Общий и специфический блоки в содержании специального образования, их соотношение

Содержание образования – конкретный ответ на вопрос, чему учить; система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником содержания образования служит все многообразие окружающего мира, в том числе и культуры.

В педагогике под ред. С.А. Смирнова составляющие содержания образования характеризуются следующим образом:

Составляющие содержания образования
когнитивный опыт личности (система знаний) опыт практической деятельности (система умений и навыков) опыт отношений личности опыт творческой деятельности (умения и навыки творческого характера)
Знания и их формы Умения и их виды Отношения их виды и типы Умения творческого характера
образы-представления представления системы представлений понятия системы понятий   Умения конкретных видов деятельности: 1) познавательной а) перцептивные интеллектуальные предметно-практические б) общеучебные специальные; 2) трудовой 3) художественной 4) общественной 5) ценностно-ориентационной 6) коммуникативной   1) виды отношений (к окружающему миру, к другим людям, к деятельности, к себе); 2) типы отношений (морально-этические, гражданско-правовые, эстетические и др.) - переносить знания в новую ситуацию - видеть новую проблему в знакомой ситуации - видение новых функций знакомых объектов - самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый способ - нахождение альтернативных доказательств - построение принципиально нового способа решения проблемы.

 

Факторы, определяющие отбор содержания образования

Образование должно подготовить ребенка к различным видам деятельности:

(познавательной, трудовой (профессиональной), общественной, культурной, досуговой, семейной) и должно соответствовать:

- принципам научности, системности, последовательности, доступности, практической ориентированности;

- психическим возможностям и возрасту учащихся;

- потребностям личности;

- объему содержания учебного предмета и времени, отведенному на его изучение.

- учебно-методической и материальной базе современной школы.

В современной педагогической теории преобладают два подхода к определению содержания образования:

знаниево-ориентированный, знания признаются целью педагогического взаимодействия и абсолютной ценностью, заслоняющей собой личность самого человека;

личностно-ориентированный, содержание образования обеспечивает формирование всесторонне (разносторонне) развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению), и развитию материальной и духовной культуры общества, ценностью признаются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

В теории и практике образования как здоровых людей, так и людей с ОПФР мы наблюдаем постепенный переход от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному подходу при определении содержания обучения и воспитания.

Личностно-ориентированный подход нацеливает нас на освоение как собственно-образовательного блока, так и блока, обеспечивающего формирование жизненной компетентности.

 

 
 

 


Личностно-ориентированный подход обеспечивает определенную свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности. Это наглядно просматривается в содержании специального образования.

ЦЕЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕЦЕЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИЛИТАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

           
 
     

 

 


Наличие у детей с ОПФР особых образовательных потребностей определяет наличие специфического блока в содержании их образования. Специфический блок включает в себя специфические знания, умения и отношения, позволяющие ребенку с ОПФР успешно овладевать определенным уровнем общеобразовательной программы, а также уровнем жизненной компетентности.

 

       
   
специфи -ческий блок

 

 


Специфический блок содержания образования детей с нарушениями зрения
специфические знания специфические умения специфические отношения
- знание рельефно-точечного шрифта - знание правил ориентировки в «микро» и «макро» пространстве и т.д.   - читать и писать по системе Л. Брайля - ориентироваться в пространстве с помощью трости и т.д. - адекватное отношение к своему нарушению и своим возможностям

 

Таким образом, на современном этапе отбор специального образования реализуется с учетом личностно-ориентированного подхода. Содержание образования детей с ОПФР – дифференцированно и специфично, его объем, качество и конечные результаты определяются:

- характером трудностей

- временем их возникновения

- возрастом детей

- желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального образования

- возможностями и готовностью социума и системы образования к реализации требований специального образования

- компетентностью педагогов и психологов.

2. Нормативные документы, определяющие содержание специального образования в Республике Беларусь

 

Основными нормативными документами, определяющими содержание специального образования, являются: образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Образовательный стандарт – нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности. Задачи, структура стандарта, общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с нарушениями зрения см. в стандарте в хрестоматии.

Образовательный стандарт специального образования –

Задачи стандарта –

Структура стандарта -

Образовательные стандарты по учебным предметам –

Образовательные стандарты по коррекционным занятиям –

Учебный план – нормативный документ, устанавливающий:

- перечень образовательных областей и учебных курсов

- количество часов, отводимых на их изучение

- обязательную недельную учебную нагрузку (в том числе на одного ученика)

- итоговое количество часов, финансируемых государством.

Для специального образования ежегодно разрабатываются учебные планы для всех категорий детей, получающих как цензовое, так и нецензовое образование.

Учебный план специального образования состоит из трех компонентов:

- государственный (включает в себя перечень областей и учебных предметов, которые в полном объеме должны изучаться во всех типах образовательных учреждений, обеспечивая получение общего среднего цензового или нецензового образования);

- коррекционный (включает в себя перечень коррекционных занятий,, рекомендованных той или иной категории детей, и обеспечивающих достижение ими определенного уровня жизненной компетентности).

- школьный (это дополнительное количество учебных часов, которые могут использоваться образовательным учреждением для организации занятий по выбору, факультативов, стимулирующих и поддерживающих занятий в пределах установленной максимальной учебной нагрузки на одного учащегося).

Школы имеют право разрабатывать индивидуальные учебные планы для учащихся. Они должны соответствовать государственному стандарту, т.е. содержать обязательный минимум объема учебных знаний и умений. Индивидуальный учебный план утверждается Педагогическим советом школы.

Задание: Используя нормативный документ «Вучэбныя планы для спецыяльных агульнаадукацыйных школ (школ-інтэрнатаў)» охарактеризуйте его основные структурные компоненты:

 

Структурный компонент учебного плана Характеристика структурного компонента учебного плана
ГЛАВА 1 Общие положения Учебные планы специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) (далее - учебные планы) разработан на основании единых типовых учебных планов для общеобразовательных учреждений (далее - Типовой учебный план) с учетом особенностей психофизического развития учеников. Учебный план состоит из перечня обязательных для изучения учебных предметов и коррекционных занятий, а также факультативных занятий. Первая цифра в числовой цепочке Учебного плана, которая определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов "Белорусский язык", "Белорусский литература", "Русский язык и литература", "Русский язык", "Русская литература", "Белорусский язык и литература", обозначает количество учебных часов на изучение перечисленных учебных предметов в школе с белорусским языком обучения, вторая (в скобках) - в школе с русским языком обучения. Коррекционные занятия Учебного плана включают специальные предметы, которые направлены на исправление или компенсацию нарушений психофизического развития учеников. В специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) (далее - школах) могут проводиться факультативные занятия. За счет часов, отведенных на проведение факультативных занятий, по решению педагогического совета школы могут проводиться стимулирующие и поддерживающие занятия в I-ХII, а также осуществляется деление классов на группы при недостаточной наполняемости класса. Образовательный процесс в школах осуществляется в режиме 5-дневной учебной недели. Для учащихся, обучающихся по переходным учебным планам, образовательный процесс может быть организован в режиме 6-дневной учебной воскресенья. На проведение игровых видов спорта в шестой школьный день может быть выделено 1 учебный час из числа часов, отведенных на факультативные занятия. В шестой школьный день проводится физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая и другая воспитательная работа, могут проводиться коррекционные занятия, а также для учащихся Х-ХII (IX-XI) классов дополнительно могут проводиться факультативные занятия. Так же в данном нормативном документе указано количество часов по тем или иным работам и предметам для каждого класса.
ГЛАВА 6 Особенности организации образовательного процесса в школах для детей с нарушениями зрения Организация образовательного процесса для детей с нарушениями зрения предусматривает четырехлетний или пятилетний сроки обучения на I ступени общего среднего образования. На обучение грамоте в I классе отводится 6 учебных часов, из них 3 учебных часа - на чтение и 3 учебных часа - на письмо. Изучение учебного предмета "Белорусский язык" в школах с русским языком обучения и "Русский язык" в школах с белорусским языком обучения в школах с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования начинается с I класса, а в школах с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования - с II класса. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» в школах с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования начинается с III КЛАССА, а в школах с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования - с IV класса. Коррекционные занятия направлены на преодоление возможных отклонений в физическом и психическом развитии детей с нарушениями зрения. Занятия проводятся на основе индивидуальных коррекционных программ. Коррекционные занятия "Ориентация и мобильность" предусматривают формирование возможности свободно ориентироваться и перемещаться в помещении, по территории школы, знал об общих признаках предметов. Коррекционные занятия "Социальное арыенцираванне" состоят из двух частей: в I-Шестой (И-V) классах проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке. В VII-XII (VI-XI) классах проводятся занятия по социальной ориентировке, направленные на формирование навыков общения и социального поведения. Коррекционные занятия «Развитие зрительного восприятия» направлен на стимуляцию и повышение функциональной активности зрения, коррекцию нарушений восприятия основных качеств предметов и образов, развитие анализа и синтеза сенсорной информации. Коррекционные занятия «Современные средства коммуникации» предусматривают общее знакомство с теоретическими и практическими основами и принципами работы с персональным компьютером, современными техническими средствами. Распределение учебных часов на изучение учебных предметов осуществляется согласно приложению 5, 6 к данной Пояснительной записки. Распределение учебных часов по учебным предметам при организации образовательного процесса дома осуществляется согласно приложению 9,10 к данной Пояснительной записки.
ВУЧЭБНЫ ПЛАН спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (школы-інтэрната) для дзяцей з парушэннямі зроку (таблица) Прилагается.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебная программа имеет следующую структуру:

1) объяснительная записка (цел и учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе его построения);

2) собственно содержание программы (тематический план, содержание тем, цели их изучения, основные знания, умения и навыки, возможные виды занятий);

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков (требования к знаниям, умениям и навыкам, критерии их оценки).

Содержание воспитания определяется программой воспитания. Программа воспитания – это нормативный документ, конкретизирующий систему отношений, подлежащую усвоению и присвоению. Нет единой программы воспитания. Действует «Программа воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь» на 2011-2015 г.г. Это документ, который задает ориентиры в практике воспитания и может быть рекомендован как базовая основа при определении содержания воспитания. Достоинства – представлены приоритетные виды деятельности в конкретном направлении воспитания, воспитывающие ситуации, стимулирующие личностное развитие. Недостатки – не представлено как таковое содержание (не говорится о том, какие знания, умения, отношения нужно формировать у ребенка), нет возрастной дифференциации.

Существуют авторские программы воспитания (белорусские, российские).

Программа воспитания школьников (автор Н.М. Яковлева). Достоинства – Построена с учетом возрастных особенностей (имеет три раздела: начальная школа, средняя школа, старшая школа). Для каждого возрастного этапа расставлены акценты в воспитательной работе (младший школьный возраст – эстетическое и физическое воспитание; средний школьный возраст – морально-правовое воспитание и т.д.). По каждому направлению воспитательной работы представлены основные средства воспитания и виды воспитательной работы. Недостатки – не представлено как таковое содержание (не говорится о том, какие знания, умения, отношения нужно формировать у ребенка).

Модель программы воспитания (автор Н.Е. Щуркова). Достоинства – в основу заложен алгоритм освоения культуры: «норма» – «человек, как носитель нормы» – «общество, функционирующее в соответствие с нормами» - «индивидуальный образ жизни, достойный человека». Имеет место возрастная модификация программы. Прописано содержание по каждому разделу. Даны методические рекомендации по организации воспитательной работы.

Программа «Ориентир» (М.И. Осипова) реализует модель школьно-семейного воспитания.

Нужна ли специальная программа воспитания детей с ОПФР? Сегодня этот вопрос задают, но на него нет однозначного ответа. Можно констатировать, что такой программы нет, да ее и быть не может, поскольку каждая категория детей очень своеобразна. И поскольку мы говорили, что цели и задачи воспитания детей с ОПФР принципиально не могут отличаться, соответственно и содержание воспитания принципиально не может отличаться. Можно вести речь о модификации программы воспитания с учетом реальных возможностей и социальных перспектив конкретной категории детей с ОПФР. Специальные школы сегодня пытаются адаптировать существующие программы воспитания.

Учебники и учебные пособия – книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Учебники включают в себя следующие компоненты:

1) текстовый компонент (тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения);

2) внетекстовый компонент

- аппарат организации материала (предисловия, оглавления, указатели, нумерации, примечания и т.д.);

- собственно иллюстративный материал (фотографии, рисунки, карты, схемы,

графики и т.д.);

- аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, таблицы, шрифтовые выделения и др.).

В специальном образовании школьников с нарушениями зрения используются учебники для массовой школы и специальные учебники, изданные шрифтом брайля.

В специальных учебниках имеет место:

- адаптация (упрощение) содержания материала;

- специальная организация учебного материала;

- адаптация (упрощение) иллюстративного материала;

- специальная организация усвоения материала.

В специальном образовании широкое распространение получили учебно-методические комплексы.

Задание: Используя статью А.М. Змушко «Учебно-методическое обеспечение образования учащихся с особенностями психофизического развития»ответьте на следующие вопросы:

1) Что такое учебно-методический комплекс, из чего состоит современный учебно-методический комплекс?

Ответ:

Учебно-методический комплекс (УМК) является совокупностью систематизированных учебных, научных и методических материалов по определенной учебной дисциплине, методике ее изучения, и обеспечивает условия для осуществления учебной деятельности по освоению обучающимися содержания образовательной программы высшего медицинского (фармацевтического) образования. УМК вырабатывает единые подходы и основные требования к издательскому оформлению и полиграфическому исполнению учебников.

В настоящее время в обобщенном виде в качестве основных, или обязательных, компонентов УМК рассматриваются следующие: учебная программа, учебное пособие (учебник), пособие для учащихся (преимущественно тетрадь на печатной основе), учебно-методическое пособие для учителя, т. е. руководство по преподаванию данного предмета. Как дополнительные компоненты УМК выступают пособия для учащихся: сборники задач, упражнений, атласы, альбомы, хрестоматии и книги для чтения, словари, справочники и др.; пособия для учителя: дидактические материалы, материалы из опыта работы, сборники диктантов, изложений, компьютерные педагогические программные средства и др.

2) Какие требования предъявляются к учебникам для детей с ОПФР?

Ответ:

В настоящее время достаточно устоявшимися являются подходы к тому, каким должен быть учебник (учебное пособие) для ребенка с особенностями психофизического развития. Содержание учебного пособия (учебника) соответствует общим дидактическим принципам: систематичности, последовательности изложения учебного материала, его доступности, наглядности, научности. Учебное пособие предоставляет возможности для реализации ведущих принципов специальной педагогики, таких как коррекционно-компенсирующая и социально-адаптирующая направленность образования, принцип развития мышления, языка и коммуникации, деятельностного подхода к обучению, индивидуального подхода.

3. Особенности усвоения компонентов содержания образования детьми с нарушениями зрения

Особенности усвоения знаний Особенности усвоения умений Особенности усвоения отношений
При формировании представлений и понятий может возникать вербализм (диспропорция между развитием словаря и чувственным опытом). Различают следующие формы вербализма: 1) представления и понятия бедны по количеству входящих в них элемнтов (неполные); 2) представления и понятия наделены не свойственными им признаками (неадекватные); 3) за словами, обозначающими представления и понятия не стоят ни какие образы и связи. Основные причины вербализма: - отражают меньше свойств и качеств объектов - процесс отражения идет медленней отражают меньшее количество смысловых связей (причинно-следственных, часть-целое, общее-частное, сходство и различие, тождество, аналогия, пространственные, временные, количественные). Отмечается недоразвитие умений, учащиеся часто не могут решать задачи в соответствии с возрастной нормой. ОСОБЕННОСТИ: 1) овладевают не всем набором действий и операций того или иного умения; 2) страдает качество выполнения действий; 3) страдает скорость выполнения действий 4) страдает самостоятельность и произвольность действий. Основные причины недоразвития умений: - затруднена подражательная деятельность - нарушена общая и мелкая моторика - страдает ориентировка в пространстве (микропространстве) - сниженная активность Отмечается недоразвитие отношений личности к окружающему. ОСОБЕННОСТИ: 1) овладевают более бедным набором отношений; 2) могут иметь место неадекватные отношения; 3) овладевают одним из компонентов отношения (когнитивным, эмоциональным или поведенческим), что приводит к отсутствию поступка или действию по шаблону; 4) овладевают специфическим видом отношения к себе – отношение к своему дефекту. Основные причины недоразвития отношений: - бедность социальных контактов - особенности познавательной деятельности


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.133 (0.016 с.)