Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема самореализации молодежи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
самореализация молодежь жизнь качество Проблема самореализации молодежи в нашей стране является самой актуальной. Время, которое мы переживаем, отмечено трудным поиском нового социально-экономического развития и духовно-культурного возрождения нации. И в первую очередь, это сказывается на юном поколении как на наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества. Понизился уровень материального благосостояния населения, обрела массовый характер невостребованность творчески одаренной части современной молодежи. Поиск и поддержка молодых талантов, забота об их духовном и творческом росте, привлечение общественного внимания к их проблемам и нуждам постепенно выросли в проблему сохранения национального генофонда страны. В этой ситуации перед государством, общественностью, образовательными и культурно-воспитательными учреждениями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сегодня учится в школе, обучается в вузе, вырос не только здоровым человеком, не только сознательным членом общества, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу. Самореализацию можно рассматривать через качество жизни. Под качеством жизни, следует понимать комплексную оценку жизнедеятельности людей, представляющую собой систему показателей, которая характеризует уровень реализации потребностей человека, степень достижения своих жизненных целей, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества. Самореализация - это разрешенность противоречий между внутренним и внешним миром человека, т.е. мы что-то хотим (это внутренний мир), но мы этого не имеем (из-за ограниченности внешнего мира), и это влияет на представление о качественности нашей жизни. Самореализация наступает в тот момент, когда достигнут баланс между внутренним и внешнем миром личности. Т.е., то, что мы хотели, к чему стремились мы получили, другими словами актуальные потребности реализованы и можно говорить о состоянии счастья. Это состояние кратковременно и в период его действия другие потребности отступают на задний план. Составляющими элементами самореализации, или можно сказать необходимые и достаточные условия, при которых личность самореализована это: наличие дохода: предметов потребления (квартира и бытовая техника); организация досуга; деньги и их накопление вес в обществе; признание родителей; чувственные переживания (семья, любовь, секс и т.д.) Следует заметить, индивидуальность каждого человека оказывает влияние и на самореализацию. Одному человеку очень важно наличие какого-то одного элемента, а другому необходимы все. Процесс самореализации молодежи, как и общества в целом происходит в следующих сферах жизнедеятельности человека. 1. культурно-нравственной; 2. политической; 3. социальной; 4. экономической. Выполняя те или иные социальные роли в этих сферах молодежь удовлетворяет свои потребности, тем самым, обеспечивая качество своей жизни. В культурно-нравственной сфере самореализация происходит посредством научной, образовательной, художественно-эстетической, т.е. упор делается на индивидуализм. Сегодня очень маленький процент среди молодежи стремится найти себя в занятиях музыкой, литературой, театром, живописью, ссылаясь на отсутствие достаточной финансовой поддержки, появление других сфер самореализации (например, компьютерные технологии). Молодежь при выборе профессии ориентируется, прежде всего, на престижность профессии, а не востребованность, а что самое страшное и не на собственный выбор. Результат очевиден, на выходе мы получаем специалиста, не обладающего необходимыми знаниями и умениями профессии. К научной деятельности молодежь приобщается не ради получения материальных ценностей, а ради собственного удовлетворения и получения признания Включенность молодежи в общественную и политическую жизнь, на данном этапе развития российского общества, способствует формированию политической активной личности, целью деятельности которой является внесение нового и реализация существующей политики, направленной на благо развития общества. В Российской Федерации насчитывает десятки тысяч общественных организаций и объединений, которые своей деятельностью призваны создавать условия для развития инициативной молодежи. Разрабатываемые и реализованные социально-значимые проекты направлены на решение проблем не только в молодежной среде, но и в обществе в целом. Самореализация молодежи в социальной сфере происходит посредством объединения в группы, движения, объединения - фанаты, переселенческие организации. В заключение, хотелось отметить, что пространство для самореализации молодежи огромное, и какое направление выберет молодой человек зависит только от него: от его жизненных ценностей, уровня воспитания, образования и культуры, а также от той среды в которой он живет и развивается. 36. Семья как социальный институт. Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др. История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи. В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры: § нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей; § расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен. Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной. Формы брака Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей. Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества). Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества - моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины. Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений. В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности. Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью. Социальные институты семьи В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. С биологической точки зрения только у человеческих существ отсутствуют ограниченные во времени сезоны, в течение которых возможна близость между мужскими и женскими существами, только у людей имеется возможность зачатия потомства в течение всего года. Второй биологической особенностью людей является гораздо более длительный, чем у всех других существ, период беспомощности рожденного ребенка, что диктует необходимость сохранения в течение длительного периода заботы о нем со стороны выкармливающей его матери и экономического обеспечения семьи со стороны отца. В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов. В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Никакое общество не может существовать, не создавая особый механизм, обеспечивающий беспрерывную замену одних членов общества другими. Семья как социальный институт выполняла эту социальную функцию, обеспечивая преемственность поколений путем восприятия индивидами социальной роли отца или матери, и связанной с такой ролью ответственности. Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передается не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохраняется принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. Происхождение человека представляет собой значительный фактор, определяющий положение человека в обществе, его социальный статус. В современном модернизированном, динамично развивающемся обществе наряду с подобного рода предписанным (данным, гарантированным по семейному происхождению статусом) все больше возможностей предоставляется для обретения достигаемого статуса, завоевания положения в обществе благодаря усилиям самого человека. Тем не менее семейная принадлежность сохраняет роль фактора, в определенной степени определяющего социальный статус индивида. Семья представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, обеспечивая социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщая членам семьи чувство безопасности, удовлетворяя эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращая психологическую неуравновешенность. Также семья защищает от переживания чувства изолированности, которое в крайних проявлениях ведет к деморализации личности, возникновению деструктивных проявлений в поведении (агрессия и аутоагрессия). Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, — чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств — это убийства одними членами семьи других ее членов. Если одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида, что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы. Значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только сс особой ролью в социализации индивидов, но и особой, фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой. Такова важнейшая социальная функция семьи. Семья обращена к обществу, это ячейка общества; она социализирует индивида. Одновременно семья обращена к индивиду; она охраняет строго индивидуализированную сферу его существования. Именно в отношениях между членами семьи возникает эмпатия — переживание чувств других лиц (их страданий, огорчений и т. д.) как собственных. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности. С распадом семьи как социального института, т. е. особой общественной структуры, утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа. Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства нал гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи. В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к ссмьс уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются. В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам. В современном обществе залогом успеха становятся не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств. Тенденции в развитии социальных функций семьи в условиях современной России будут определяться в прямой связи с обретением семьями (и гражданами) социальных и экономических прав (право собственности в их числе), обретением реальной материальной основы семьи, во-первых, и социально-культурных, духовных семейных ценностей гуманистического характера, во-вторых. 37. Программа социологического исследования. Программасоциологического исследования — документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности. 2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования. 3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация). 4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели. 5. Формулировка рабочих гипотез. ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. 3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. 4. Содержательный анализ результатов исследования. 5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д. Последовательность организации социологического исследования 1. Формирование исследовательского коллектива: • ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.); • ответственный за программу и инструментарий; • ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.); • ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы; • ответственный за связь с коллегами; • ответственный за аналитическую работу. 2. Разработка плана-графика всех этапов исследования. 3. Координация проведения всех этапов: взаимоувязка сопредельных структур, проблем и т. п. 4. Сдача материалов заказчику. 5. Участие в реализации социальных технологий.
Прежде чем раскрывать содержание методологического раздела программы социологического исследования, вспомним, что собой представляют методология, метод и методика Проблема исследования является исходным пунктом всякого исследования. Она представляет собой: 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл). Для социолога проблема предстает в форме проблемной ситуации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную. Гносеологический аспектпроблемной ситуации — это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значения которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который ЛПР считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой (например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения по поводу этого закона на положительное). Предметная сторонапроблемы социологического исследования — социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой стороны проблемы является перечень действий, направленных на ее разрешение. Оба аспекта проблемы тесно между собой взаимосвязаны. Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или предприятия, другие затрагивают интересы регионов, больших социальных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие все общество, т. е. становятся социетальными. В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако в любом случае проблема должна быть сформулирована четко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию связанных с ней других проблем. По своей сущности проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) существует ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) имеется ли статистическая или иная фактография, позволяющая определить значение и динамику этого показателя; в) насколько достоверна имеющаяся фактура по этому показателю; 2) выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, заказчику необходимо разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Для социолога эта проблема может трансформироваться в задачу выявления тех социальных групп и личностей, которые играют ключевую роль в механизме управления подразделением, определении меры совпадения интересов этих групп и личностей с интересами предприятия, поиска путей сближения этих интересов, форм участия указанных субъектов в разрешении данной проблемы и т.д.; 3) вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассматриваться как информационная база для изучения оставшихся сегментов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал); 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить литературу по данному вопросу, провести беседы с экспертами. Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1) сущность проблемы, ее содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, какие факторы заставляют заказчика рассматривать данную ситуацию как проблемную, наг чем основываются его оценки. Социологу следует определить: почему заказчик полагает, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами? 2) объектная область проявления проблемы, ее «физические» и организационные параметры. Речь идет о необходимости четкой идентификации тех организационных подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема. Предстоит также определить, насколько широко она распространена в организации, какие еще подразделения она затронула; 3) степень проявленности проблемы. Это означает установление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома большинству) или закрыта (т. е. известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении; 4) абсолютная и относительная величина проблемы. Как выглядит проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения? 5) временные рамки. Установление того момента времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает свое выражение в виде четкой формулировки. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком. Формулировка проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования. Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. При ее формулировке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цель исследования ориентирует исследователя на его конечный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющимися средствами. Цель имеет ценностно-рациональную природу и является исключительно социальным явлением, присущим только людям как действующим субъектам. Целеустремленность, осознанное целеполагание всегда социальны и свойственны как индивидуальным (личность), так и коллективным (группа, организация и т. д.) субъектам. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком. Цели социологического исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. Задачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме. В число задач обязательно должны войти следующие: • теоретическая, в рамках которой обосновывается исследовательский подход, принципы и критерии выбора инструментального аппарата; • аналитическая, целью которой является анализ реального состояния предметной области; • методическая, в которой должны быть обоснованы все требования к конкретному методическому аппарату; • конструктивная, в которой должны быть раскрыты возможности практического использования полученных содержательных материалов. Далее следует определение объекта и предмета исследования. Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет. Предмет исследования — это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения ее аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации.) 38. Методы социологического исследования. Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования: § разведывательное; § описательное; § аналитическое. Разведывательное исследование - наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться: § на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции; § для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения; § в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий. В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки. Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.). Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предва
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.016 с.) |