Территориальные, поселенческие общности. Социология города. Социология села 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальные, поселенческие общности. Социология города. Социология села



Социология города и деревни является, на мой взгляд, актуальной в наши дни, поскольку только ясно представляя прошлое российского общества, его менталитета, особенности быта и развития экономики в истории, можно более или менее правильно представить себе перспективу дальнейшего развития России.

Различия между городом и деревней разных эпох заключается в политических, социально - экономических, рекреационных, эстетических и других функциях. За пространственными преобразованиями в сети расселения кроются перемены в ее структуре и функциональной организации, что определяется социально - политическими изменениями общества.

Поселение являются особым типом социальных отношений по расселению. Под расселением подразумевается, с одной стороны, процесс исторически складывающегося размещения людей на территории мира, страны, региона, местности, с другой - пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определенный момент развития. Расселение - это процесс активного формирования человеком своей межжизненной среды (экономической, социальной, культурно-идеологической и т.д.).

Характер расселения и смена его форм зависят от многих факторов и условий: географии, климата, экономики, разделения труда, образа жизни и менталитета людей и др.

Поселение рассматривают в 2-х взаимосвязанных аспектах. 1. Как внутренне целостный организм, как функционирующую территориально-социальную систему. 2. Как часть более обширной социальной системы региона и страны в целом. Поселение - сложное полиструктурное образование, включает в свой состав функциональную, пространственную (территориальную), управленческую, экон., социокультурную и др. структуры.

В основе поселения лежит территориальная общность людей, объединенных местом проживания, общепоселенческими интересами, долгосрочными целями совместного бытия, историческими традициями развития, духовными, нравственными и проч. причинами. Поселение - это не только особый тип отношений по расселению, но и социально-территориальная общность. Поселенческие общности составляют важный аспект социальной стратификации общества. За всю историю существования человечества он создал несколько типов поселений. На заре цивилизации, когда люди занимались охотой и собирательством, они жили небольшими общинами, кот. меняли место своего расположения. Позже появляются деревни, села, поселки, малые города, средние, большие, крупные города и города-гиганты, агломерации и конурбации (слияние городов и пригородов и создание непрерывной сети городских общностей).

В современных условиях город и село существует как исторически сложившиеся территориальные общности людей, воплотившие огромные качественные изменения. Город -- исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от с/х. Причины возникновения:

1. Экономическая (производство, торговля, транспорт и т.п.);

2. Политическая (администрация, военная диктатура и т.п.);

3. природно-географическая (место расположения, наличие полезных ископаемых). Чаще всего несколько факторов.

В целом можно сказать, что города возникли в результате усложнения социальной сознательной деятельности человечества, все большего удаления его от природы.

В городе сосредоточено население, которое занято не в с/х, а на производстве и в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, наука, банк сфера и т.д.). По мере развития производства население городов становятся более разнообразным, увеличивается численность и плотность населения на довольно ограниченной территории. Городская общность рассматривается как сложная структура различных социальных слоев.

Село (деревня) - исторически конкретная социально-пространственная сфера существования общества, возникшая вследствие общего разделения труда, то есть отделения ремесла от с/х производства. Село -- место сосредоточивания населения преимущественно занятого с/х трудом, существенно отличающееся от города. Для села характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей в каждом насел пункте. Селу свойственна малое разнообразие трудовой деятельности и досуга, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и быта, напряженность и трудоемкость работы в домашних условиях в подсобном хозяйстве. В селе крепки семейные связи, преобладают гомогенные семьи, отсутствие анонимности общения, социальные роли формализованы слабо, все люди подконтрольны сельской социальной общине. В жизни сельских жителей велика роль традиций, обычаев, местных авторитетов. Ритм менее напряжен, чем в городе, человек испытывает меньшую психологическую нагрузку.

При изучении различных поселенческих общностей учитываются такие факторы, как размер территории, плотность населения, зависимость от других общностей, возраст членов общности, состав и образ жизни. Социологи различают традиционные и современные общности, хотя по мнению Смелзера различия м/у ними не являются абсолютными. Различия в традициях и современных общностях обусловлены прежде всего тем, что в современных городах очень велика концентрация и люди не знакомы друг с другом, родственники часто живут вдали друг от друга, люди овладевают многими специальностями, работа и дом часто удалены друг от друга, ежедневные поездки от дома до работы занимают много времени и становятся образом жизни, высокая анонимность людей и социальная мобильность.

Социологию города, на мой взгляд, следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До 19 века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И лишь на пороге 20 века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации [3, с. 113]. Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.

Особое место занимает город как социально - территориальное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека как жителя. 20 век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности. Но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.

Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной чертой нынешнего периода является неуклонное их укрупнение: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. чел., в том числе 23 - более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71 %) населения страны [3, с. 115].

Проблематика и круг исследований городской социологии является в настоящее время предметом широкой дискуссии в социологической литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития общества, его экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в городах.

Город - это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом [4, с. 77]. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности [5, с. 69].

Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально - профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально - этнической разновидностью в семейно - дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.

В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально - культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и существующей структуре рабочих мест города - с другой.

Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест во все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого - либо одного пола. Например, Иваново - центр текстильной промышленности, где используется преимущественно женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т.д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.

Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.

Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.

Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых - эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Набережных Челнов, Дивногорска, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого - к миграции. Решением этой задачи может быть обеспечение молодых сибирских городов стабильными квалифицированными кадрами [3, с. 114].

Переход к новым высоким технологиям приводит не просто к подвижкам населения. Миграция сначала из деревень в рабочие поселки, затем из поселков в города, а из городов в мегаполисы характерна для большинства регионов планеты [6, с. 63]. Деревни, а тем более хутора исчезают, это обусловлено особенностями жизни и труда людей. На место них приходят мегаполисы с их проблемами и преимуществами, к которым можно отнести следующее: в крупных городах выгоднее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, создавать образовательные комплексы и т.д.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что разбираться с проблемой городов необходимо в наши дни, и разбираться надо не только с позиции муниципального администратора, а с позиции науки, для которой концентрация населения - естественное явление, возникающее не по чьей-то злой воле и ставшее закономерным следствием развития цивилизации, а значит, эволюции человека.

Подобно городу, деревня как объект социологии - исторически сложившаяся внутренне дифференцированная социально-территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды, доминирующей над нею природно-географических условий, рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей [7, с. 214].

Деревня отличается от города меньшей степенью социально-экономического развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что соответственно сказывается на социальной структуре и образе жизни населения. Для нее характерны относительная (по сравнению с городом) малочисленность видов трудовой деятельности, большая социальная и профессиональная однородность. Деревня представляет собой относительно устойчивую самостоятельную систему, являющуюся социально-пространственной подсистемой общества. Основными компонентами она тождественна городу и одновременно дихотомична ему; совместно с городом исторически формирует целостность социальной и территориальной структуры общества.

Основные отличия сельского образа жизни от городского - менее развитый труд в общественном воспроизводстве, его отставание по механизации и энерговооруженности, относительно слабая дифференциация в сфере приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест и слабые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и т.д.

Для сельского образа жизни также характерны необходимость и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения [7, с. 225].

Во многом функции города и деревни схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. К числу важнейших функций деревни относят пространственно-коммуникационную. В наши дни интерес к этой функции обостряется. Ее необходимо знать с точки зрения выявления дальнейших возможностей освоения территории страны и оценка роли сельских поселений в решении продовольственной задачи. Создание надежной инфраструктуры (сети железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных полос и т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский путь развития имеет первостепенное значение.

Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, «утоления» информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации - телевидение, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.

В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села черпаются ресурсов больше, чем отдается взамен. Причина - в устойчивой миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.

Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, сел, небольших городов. Так, с середины 20-х и до середины 80-х годов городское население увеличилось на 80 млн. человек [8, с. 127]. В современных крупных городах России доля мигрантов составляет 2/3 городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой городов. Но решалась она за счет «вытягивания» ресурсов, лучшей рабочей силы из деревни [1, с. 275].

С 90-х годов возрос миграционный поток город - деревня, город - село. Это связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. Так, Санкт-Петербург к 1994 г. «потерял» более 200 тыс. своих жителей и число их впервые за последние 15 лет стало меньше 5 млн. человек [9, с. 76]. Эта тенденция не коснулась Москвы, в которой проживает более 11 млн. человек.

В последние годы усилился приток мигрантов в село из районов Крайнего Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и горячих точек России.

Село все более и более стареет. Доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20 %. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду [1, с. 276].

Отношения, складывающиеся в сельской местности в современной России, довольно специфичны. Центральными субъектами российских крестьянских обществ были и остаются, с одной стороны, крупные коллективные хозяйства и, с другой - семейные крестьянские дворы. Сейчас идет отбор различных возможностей и правил социально-экономического выживания крестьянства. Колхоз, акционерное общество нередко выступают по отношению к крестьянину как жесточайший эксплуататор его труда. Это проявляется, в частности, в форме невыдачи заработной платы.

В борьбе субъектов из числа нынешнего крестьянства инициатива остается за двором, фермером, они более решительны и разворотливы. Связь между колхозом, акционерными обществами и крестьянским двором становится все слабее и более одностороннее: двор стремится как можно больше взять и как можно меньше дать колхозу или акционерному обществу. Сами крестьяне чувствуют психологический дискомфорт от двойной жизни: для себя и для колхоза.

Другая специфическая черта экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в сельской местности, - курс не на укрепление производственной базы и совершенствование экономического механизма стимулирования развития производства, а на поспешное изменение форм собственности и организации хозяйств.

Число деревень, как говорилось выше, неизменно становится все меньше и меньше. И это неудивительно, поскольку в 1998 г. сельское хозяйство России понесло убытков больше, чем в 1997 г., на 10 млрд. руб. 92 % всех акционерных обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских - убыточно.

Причин здесь несколько. Главная из них - политика правительства по отношению к этой важнейшей сфере народного хозяйства. Во всех странах мира, занимающих лидирующие позиции в сфере сельскохозяйственного производства, эта отрасль дотируется (размер дотаций составляют от 30 до 60 % от общего объема производимой продукции). В сельское хозяйство России отчисляется 2,2 % от ежегодного ВВП. Кроме того, жители хуторов, деревень, сел несут большие убытки от бездорожья, от отсутствия машин, механизмов по переработке произведенной сельскохозяйственной продукции и т.д.

Итак, в наше время важно не «устранение деревни», а ее социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями и т.д.

24.​ Понятие «личность» в социологии.

Человек как биологический вид существует более 3 млн. лет. Все это время продолжалась ее биологическая эволюция.Современный человек (по классификации Карла Линнея - человек разумный) как отдельный вид сформировалась примерно 200 тыс. лет назад: именно тогда оформились те фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных (прямохождение, большой объем мозга, мышление, речь, овладение орудиями труда и огнем, длительный период детства и т.д.).

Фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных послужили основанием перехода от биологической к культурной эволюции. Можно сказать, что у человека формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

" Человек " - родовое понятие, указывающее на принадлежность к определенному биологическому виду.

" Индивид " (от лат. - неделимый) - это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода.

" Личность " - устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретенных под воздействием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым человек принадлежит.

Индивид становится личностью, когда он, взаимодействуя с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты, реализует социально значимые свойства, социальные связи.

В момент рождения ребенок еще не является личностью, она является всего лишь индивидом. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития. Необходимым условием этого развития является наличие социальной среды, мира культуры с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, который воспитывается в человеческом обществе, включена в социальные связи и взаимоотношения, которые со временем расширяются и углубляются. Вместе с тем, известно, что в случае тяжелого психического заболевания может наступить разрыв, распад социальных связей и тогда индивид теряет признаки личности. Или, например, ребенок, воспитанный среди животных ("феральные дети"), так и не становится личностью.

В 1920 г. в Индии было найдено двух девочек, которые были воспитаны волками. Одной из них на вид было лет семь-восемь, другой - около двух. их позже назвали Камала и Амала. Младшая из девочек вскоре после возвращения к людям умерла, а старшая - Камала - прожила еще десять лет. Наблюдатели отмечали, что, несмотря на некоторую адаптацию к окружающим социальных, человеческих условий, поведение девочки больше напоминала поведение волка (легкость передвижения на четырех конечностях при нежелании прямохождение, отказ носить одежду, хлебтання, а не питья воды, прекрасно развит нюх и даже вой на полнолуние).Весь словарный запас, усвоенный Камала за время пребывания среди людей, составлял около сорока слов, хотя она использовала звуки похожие на рычание или визг для обозначения определенных своих потребностей. Иначе говоря, человеческий ум у этой девушки так и не сформировался - не только на уровне интеллекта, но даже на уровне элементарного здравого смысл.

Только жизнь в обществе дает людям возможность творить и познавать культуру. Пример Ферального детей убеждает, что человек лишен семьи, проживающей вне государства, нацией, профессиональными связями, вне общества, не способен развить своей личности как существо общественно-нравственная.

 

25.​ Факторы и механизмы социализации.

К механизмам социализации можно отнести следующие - за счет чего, каким образом происходит социализация.

Габриель Тард – подражание

Ури Бронфенбренер – приспособляемость человека к условиям

Мухина ВС – обособление и идентификация

Психологические

Импринтинг – вид научения, происходящего на ранних этапах жизни. начинается вскоре после рождения. В результате возникает жесткая привязанность к взрослому. Запечатление действий и образов воздействующих взрослых.

Экзистенциальный нажим – влияние на овладение языками (родным и неродным) условий жизни человека, а также подсознательное усвоение человеком социальных норм жизни. Ребенок усваивает то что видит.

Подражание –. произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми. 2 года

Идентификация –способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. 12-16 лет

Обособление – отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение.

Рефлексия - ведение человеком внутреннего диалога, в котором он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Диалог может вестись с другими лицами, реальными или воображаемыми, или же с разными «Я» человека. 7 лет

Притязание на признание- предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. 14-16 лет

Социально - психологические

- Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

- Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.

Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий мир (природный и социальный); каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Социализация как процесс в обществе идет по двум каналам

Организованный Стихийный

- общество специально организует нормы (улица, двор, СМИ, интернет)

(школа, сады, кружки) - не целенаправл-я и не рганизов- я

- соц-пед система (воспитание, обучение, учение) деят-ть чел-ка.

- целенаправленный, организ-й процесс

(студии, кружки, школы, сады.)

Соц. риск.

Семья

8. Формы государственного и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы воспитания ребенка в замещающей семье.

(Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007.; Баранова ЗЯ Презрение детей сирот вв россии и за рубежом)

Дети-сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколько групп:

v дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3-4 лет);

v дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, то есть дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;

v беспризорные дети – это дети, имеющие опыт жизни «на улице».

Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Семейное устройство детей - сирот

1. Усыновление (удочерение) – это юридический акт, устанавливающий между лицами, фактически не связанными происхождением друг от друга, таких же правоотношений, какие существуют между кровными родителями и детьми. Правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково. При усыновлении ребенок приобретает все права родного ребенка, в том числе наследственные. Усыновление происходит только через суд, причем усыновить можно только сироту, то есть, ребенка, который имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление.

2. Опека и попечительство. Опека и попечительство – это способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – от 14 до 18 лет. Функции по опеке выполняются гражданами являющиеся опекунами и попечителями. Для содержания детей установлена выплата денежных средств – социальная выплата. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Бывают случаи, когда родители живы - здоровы, вполне могут лично воспитывать своих детей, но по каким-то причинам делать этого не хотят и добровольно передают их под опеку другим лицам. В этом случае на ребенка не выплачивается государственное пособие: считается, что его может содержать собственный и не лишенный прав родитель. Однако в большинстве случаев родители, оставившие своих детей в основном на бабушек, если и подбрасывают им какие-то деньги, то мало и нерегулярно.

3. Приёмная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание в семью. Приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления. Согласно "Положению о приемной семье", в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, за ребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью и либо вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.063 с.)