Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Понятие легитимного порядка

Поиск

Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка. Возможность такой ориентации мы будем называть “значимостью” данного порядка.

1. Под “значимостью” порядка следует понимать нечто большее, чем простое единообразие социального поведения, обусловленное обычаем или констелляцией интересов. Если агентства по транспортировке мебели регулярно предлагают свои услуги ко времени предполагаемых переездов, то такая регулярность основана на их заинтересованности. Если мелочной торговец обходит свою клиентуру в определенные дни месяца или недели, то это либо результат длительной привычки, либо также проявление его заинтересованности (товарно-денежный оборот в районе). Однако если чиновник ежедневно является в бюро в определенный час, то такое его поведение вызвано не только привычкой (обычаем) и не только собственными интересами, которые он мог бы принимать или не принимать во внимание (хотя отмеченные моменты играют здесь известную роль); как правило, это вызвано “значимостью” для него системы (служебной регламентации), выражающейся в требовании, нарушение которого не только принесло бы ему вред, но и (в большинстве случаев) несовместимо (в большей или меньшей степени) с его “чувством долга” как рациональной ценностью.

2. Содержание социальных отношений мы будем называть “порядком” только в тех случаях, когда поведение (в среднем и приближенно) ориентируется на отчетливо определяемые максимы. Говорить о “значимости” порядка мы будем только в тех случаях, когда фактическая ориентация на эти максимы происходит хотя бы отчасти (т. е. в той степени, в какой она может играть практическую роль) потому, что они считаются значимыми для поведения индивида, т. е. обязательными для него, или служат ему образцом, достойным подражания. В действительности в основе ориентации действующих лиц на систему лежат различные мотивы. Однако тот факт, что наряду с другими мотивами требования системы хотя бы для ряда людей служат образцом и обязательным условием их деятельности, т. е. сохраняют для них значимость, увеличивает — и часто в очень значительной степени — вероятность ориентации поведения на данный порядок.

Метод социологии. Д.Гейм.

Будучи позитивистом, Э. Дюркгейм уделял много внимания рассмотрению и применению конкретных методов научного исследования. Но они выступали у него не как самоцель, главное заключалось в том, чтобы с их помощью можно было реализовать социологический подход, или социологический метод изучения социальных фактов. Для этого французским ученым были сформулированы специальные правила социологического метода.

Социолог выделяет пять групп правил, относящихся: к наблюдению социальных фактов; к различению нормального и патологического; к построению социальных типов; к объяснению социальных фактов; касающихся доказательств. Среди этих многочисленных правил есть несколько основных.

Одно из них гласит: социальные факты нужно рассматривать как вещи, что на самом деле означало признание в первую очередь их независимого от субъекта существования и, стало быть, обеспечивало объективный подход к социальной действительности. По существу, так же следует относиться к коллективным состояниям сознания (идеям, верованиям и т.д.), о них можно судить на основании объективных данных о различных формах поведения групп людей и деятельности социальных институтов. Социология, таким образом, стремится "объективировать" общественное сознание, т.е. выразить его в объективных показателях.

С этим положением связано и второе, правило, в соответствии с которым социолог должен изучать не отдельные и разрозненные социальные факты, а целые их классы. Дюркгейм сформулировал принцип, согласно которому "социальные факты тем легче могут быть представлены объективно, чем более полно освобождены они от индивидуальных фактов, в которых они проявляются" При изучении же классов социальных фактов социолог должен стремиться к их рассмотрению вне индивидуальных проявлений тех или иных из них.

Описание и упорядочение социальных фактов - это только начало социологического исследования. Главное - установить между ними более глубокие причинные связи и законы, что и составляет суть третьего основного правила. Реализуя его, социология становится вровень с другими науками, в первую очередь с естественными. Причинные связи касаются, прежде всего, анализа зависимости социальных явлений от социальной среды. Задача социологии, по Дюркгейму, состоит в том, чтобы находить свойства этой среды, оказывающие наибольшее воздействие на социальные явления.

Наконец, четвертое основное правило социологического метода заключается в том, чтобы социология, описывая и объясняя социальные факты, стремилась к их сравнительному, сопоставительному анализу. Дюркгейм считал, что сравнительная социология - это социология как таковая Если она не будет стремиться к сравнению и на этой основе - к объяснению социальных фактов, то потеряет способность к их причинному анализу. Французский социолог постоянно сравнивал сам социальные явления в разных обществах и разных временных параметрах, без чего социологическое исследование, по его мнению, теряло свой смысл и научное значение.

Говоря о понимании Дюркгеймом метода в социологии, нельзя не коснуться его отношения к статистике. Он считал, что статистические данные помогают раскрыть неуловимые иным путем "течения" повседневной жизни. В статистических закономерностях (числа самоубийств, заключения браков, колебании рождаемости и т.д.) социолог видел самое важное доказательство проявлений некоего коллективного состояния. Не случайно он уделял много времени и внимания сбору статистических материалов. Без этого, конечно, никогда бы не появилось "Самоубийство", да и многие другие работы.

Для рассмотрения и объяснения социальных фактов Дюркгейм использовал два вида анализа: причинный и функциональный. О первом уже упоминалось чуть выше. Функциональный же анализ был сопряжен у социолога с выявлением соответствия трактуемого социального явления общественной потребности в нем. Функция разделения труда состояла в изучении его соответствия общественной потребности в данном явлении.

Дюркгейм одним из первых в социологии обосновал и использовал структурно-функциональный анализ. В этом ему помогла аналогия общества с организмом, которое он рассматривал как наиболее совершенную систему органов и выполняемых ими функций. Такой анализ помог ему определить понятия нормы и патологии, которые он затем применил к интерпретации ряда аномальных социальных явлений - преступности, кризисов и иных форм социальной девиации (социальной дезорганизации).

Но здесь он приходил в ряде случаев к совершенно парадоксальным заключениям. Например, поскольку он характеризовал норму как нечто общепринятое и широко распространенное, постольку ему пришлось признать преступление нормальным явлением, раз оно имело место во всех или в подавляющем большинстве обществ. Вместе с тем рост числа самоубийств в конце XIX в., некоторые типы экономического кризиса рассматривались Дюркгеймом как патология, потому что не имели статистически подтвержденного широкого (повсеместного) распространения.

Заканчивая рассмотрение социологического метода Дюркгейма, можно сделать вывод о том, что его основные правила и постулаты исследования сохранили свое значение до настоящего времени. Они оказали существенное влияние на последующее развитие социологической науки, ее методологию.

27.​ Потребности и интересы как механизмы детерминации поведения. Мотивы и ценности.

С материалистических позиций первоосновой социальных норм, в том числе норм морали являются потребности, интересы, ценности и цели человеческой деятельности. Без уяснения этих понятий невозможно рассуждать об основаниях и содержании моральных (нравственных) норм, о моральном выборе человека в конкретной ситуации.

Потребность – это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности. «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей…»1.

С одной стороны, потребность выступает как объективное отношение. Вокруг каждого предмета потребностей так или иначе группируются конкретные индивиды, коллективы, социальные слои. С другой стороны, потребность есть мотив деятельности, стремление, воздействующее весьма существенно на направленность сознания, на социальные чувства и эмоции человека, на его социально-психологические ориентации.

Следующее звено в цепи детерминации (определения содержания поведения) - интерес, как форма выражения, осознания потребности. Интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации, сознательная направленность человека, социальной группы к удовлетворению определенной потребности. Будучи объективно обусловлен, интерес в то же время субъективен по своему носителю, то есть имеет объективно-субъективный характер. Через интересы объективная детерминация переходит в субъективную и наоборот. Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь превращаются в ценности. Под ценностью понимаются предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и проч.) людям и социальным группам определенного общества в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности2.

Наконец, формируется цель деятельности – идеальный мысленный образ создаваемой ценности3, предвосхищаемый в сознании результат, на достижение которого направляются действия субъекта4. В обществе «ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»5.

Противоречия интересов по поводу одних предметов потребностей и ценностей и обусловливают необходимость социального регулирования, т.е. согласования интересов и ценностей людей. Диалектическое взаимодействие старых и новых, первоочередных и отдаленных, важных и второстепенных, общих и личных потребностей, актуализация лишь некоторых из них неизбежно вызывают противоположность интересов, которые и призваны разрешать социальные нормы, т.е. правила поведения, в которых отражаются общественно значимые интересы и ценности и направленные на их достижение и охрану цели.

Мораль возникает как средство урегулирования интересов общества и личности, когда происходит выделение интереса личности из интереса общины, когда субъект действия становится гораздо более свободным от своего окружения, чем в рамках обычая6.

28.​ Социальный контроль. Девиация.

Девиация или девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от ожидаемого (от групповой нормы), от одобряемого в социуме и, потому, влекущее за собой формальное или неформальное наказание нарушителя (изоляция, лечение, тюремное заключение, поругали, пальчиком погрозили и пр.).

Преступность (делинквентное поведение) - это одна из форм девиантного поведения.

Девиантное поведение может проявляться, например, в том, что в обществе существуют различные социальные ожидания (одни люди ориентированы на соблюдение привычных норм, а другие на их изменение). Или в неопределености поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны, или когда правила ясны, но у населения могут быть разногласия по поводу их законности и правильности (отношение к абортам, к уплате налогов, к проституции, к многоженству в России и на Востоке и пр.).

Структура девиации включает в себя 3 основных компонента:

- человек, которому свойственно определенное поведение,

- норма, которая является критерием оценки поведения, девиантного по виду,

- другие люди или организации, реагирующие на поведение этого человека.

Девиация ассоциируется как зло в религиозных мировоззрениях, как болезнь в медицине, как незаконность в праве, как что-то не нормальное в обыденном сознании. Но для социолога девиантность в обществе - так же естественна и нормальна, как и конформизм (стремление поступать “как все”), так как всегда имеет свои причины. Девиация всегда была и будет в любом обществе.

Причины девиантного поведения:

- биологические (Ч. Ламброзо - человек таким родился)

- психологические (З.Фрейд - дело в психологических комплексах, которые мы получаем с детства)

- социальные (различные условия жизнедеятельности или образа жизни, закономерно приводят к тому, что у людей складываются различные представления о том, как следует вести себя в обществе, и толкают людей на девиантное поведение)

Например, Э.Дюркгейм (теория "аномии")- считал, что основной причиной девиации является "разрегулированность" в обществе. Во время кризисов, радикальных или слишком быстрых перемен в обществе, у людей возникает состояние запутанности, дезориентации, когда становится непонятно “что такое хорошо, и что такое плохо?”, как себя следует вести в той или иной ситуации?. То есть причина - в социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и привычные взаимосвязи ослабевают, отсутствуют, противоречат друг другу. В состоянии аномии (нет единства понимания норм) может находиться целая страна (в период радикальных перемен), отдельные социальные группы или люди (когда для них резко меняются условия их жизнедеятельности).

Р. Мертон, в отличие от Дюркгейма, видит причину девиантного поведения в разрыве между одобряемыми культурными целями общества и социально одобряемыми (приемлемыми) средствами их достижения. Например, одобряемая цель - богатство, но если у человека нет доступных и одобряемых средств, что бы стать богатым, то он ищет не одобряемые (девиантные) средства достижения богатства.

Распространенность девиантного поведения объясняют и существующими в обществе конфликтами между различными нормами культуры (за нормами стоят различные группы, интересы), влиянием субкультур низших слоев общества, влиянием преуспевающих девиантов (девиантное поведение тем более вероятно, чем более оно сулит реальные блага) и т.п.

Типы девиации (по Мертону)

Способы адаптации человека к ситуации Одобряемые цели Одобряемые средства Примечания  
Конформизм + + Человек выбирает только одобряемые социумом цели и средства их достижения. Это единственный тип не девиантного поведения.
Инновация + - Человек согласен с целями, но выбирает для их достижения не привычные или не приемлемые средства (жулик, рационализатор, ученый, делающий открытие). То есть девиация может быть и позитивной, полезной для общества!
Ритуализм - + Человек применяет средства не адекватные целям, или для него правила, ритуалы стали важнее целей (например, бюрократ).
Бегство от действительности - - Человек отвергает цели и средства, одобряемые, принятые в обществе (например, алкоголики, наркоманы)
Бунт -\ + -\+ Человек вводит новые цели и средства их достижения. Сначала их отвергают, потом принимают, и они становятся нормой.

Классификацию Мертона считают удачной, так как в ней конформизм и девиация рассматриваются в одном ряду, как бы показывая, что девиация и конформизм в жизни всегда рядом, что девиацию нельзя рассматривать как только негативное явление, так же как и конформизм нельзя рассматривать как только положительное.

Девиация как процесс развития

Можно выделить восемь этапов формирования в обществе девиации.

1. Создание норм. Пока не было нормы, не было и нарушителей, не было лиц (групп, органов) контролирующих соблюдение этой нормы, не было наказаний за это нарушение и т.д.

2. Определение сущности и статуса этих норм. Есть нормы формальные и неформальные. Одни нормы контролируются государством, другие организациями, третьи - неформальными группами (семья, друзья), одни более определены, другие менее. Соответственно, за нарушение одних, к нарушителю применят формальные санкции, за нарушение других неформальные.

3. Совершение людьми девиантных поступков. Практически все люди совершают девиантные поступки.

4. Признание поступков девиантными. Дело в том, что за одни и те же поступки чаще наказывают тех, кто вызывает опасения из-за принадлежности к определенным социальным группам, манеры поведения, одежды... То есть, в зависимости от обстоятельств, одни и те же поступки люди могут признать или не признать девиантными.

5. Признание человека девиантным. Так же как в предыдущем пункте, при совершении одних и тех же поступков, одних людей могут признать девиантами, и наказать, других людей могут не признать девиантами, посчитать, что это случайность, посмотреть на нарушение “сквозь пальцы”.

6. Стигматизация. Стигма - социальное клеймо, ярлык (плохой, тупой, троечник, или положительный ярлык - умный, хороший, отличник). Если к тебе его “приклеили” - отмыться, то есть изменить мнение других людей (как и свое собственное мнение) потом очень трудно. Далее идут последствия стигматизации:

7. Процесс "вживания" в образ девианта (ролевое поглощение). Если не удается снять (“смыть”) с себя эту стигму, то постепенно станешь действительно таким, как тебя назвали. Кто-то будет сопротивляться мнению окружающих больше, кто-то меньше, но...

8. Коллективные формы девиации. Девианты склонны объединяться. Появляются группы девиантов, в них проявляются неформальные лидеры, формируются внутригрупповые формы поведения. Появляется субкультура девиации.

Социальный контроль

Это система формальных и неформальных мер, предпринимаемых в обществе и направленных на предотвращение девиантного поведения. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует (или пытается гарантировать) конформное поведение его членов.

Санкции общества или группы людей могут быть: формальные положительные, то есть стимулирующие одобряемое поведение (звания, правительственные награды, премии, продвижение по службе и пр.), формальные отрицательные - штраф, арест, увольнение и пр.

Санкции могут быть и неформальные: социальное вознаграждение (улыбка, похвала), наказание (хмурый взгляд, угроза), убеждение или переубеждение.

Наконец, может быть и такое действие общества, как переоценка норм. Тогда действия, считавшиеся девиантными, становятся одобряемыми или допустимыми.

По строгости соблюдения норм и наказания за их нарушение различают: обычаи, манеры, этикет, нравы, законы, табу.

Тенденции

В целом, можно отметить, что в цивилизованных обществах, люди становятся более критичными к существующему социальному устройству и менее критичными к девиации. Отношение к нормам и нарушителям становится менее жестким. Все больше людей приходит к пониманию, что основные причины девиантного поведения находятся в обществе, и если мы хотим, чтобы было меньше девиации, нужно не столько ужесточать наказания людей, сколько выравнивать условия их жизнедеятельности.

29.​ Социология труда и экономическая социология.

30.​ Сферы промышленного производства: формирование промышленной социологии.

Предмет изучения индустриальной социологии и социологии труда - это трудовые отношения людей, исследуемые как на микроуровне (трудовых организаций), так и на макроуровне (общества в целом). На первом этапе своего существования данная отрасль социологии преимущественно занималась изучением трудовых организаций и разработкой практических рекомендаций по повышению эффективности труда, формируя научные подходы, относящиеся одновременно как к индустриальной социологии, так и к менеджменту. Впоследствии в рамках индустриальной социологии появились научные направления, связанные с исследованием трудовых процессов и отношений на уровне общества (например, с изучением глобальных изменений в организации и характере труда или социальных отношений на рынке труда). Некоторые из этих исследовательских направлений ныне находятся на стыке индустриальной социологии, социологии труда и экономической социологии.
«Основоположником» индустриальной социологии и «законодателем мод» в ней считают США. Во многом развитие именно этой отрасли способствовало тому, что в начале XX в. центр общемировой социологической мысли перемещается из Европы в США.
Методической основой для формирования индустриальной социологии стали разработки в области эмпирической и прикладной социологии. Это направление, возникнув в XIX в., стало активно развиваться в начале XX в. Интенсивно разрабатывались методология, техника сбора информации, методы статистического анализа и обработки данных. Основной вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии внесли представители Чикагской школы в 1920- 1950-е годы. В рамках названной научной школы получили развитие как количественная, так и качественная методология и методика исследований..
Формирование количественной методологии началось в 1920-е годы, но наибольшие успехи данного направления связывают прежде всего с именем П. Лазарсфельда (его основные работы были опубликованы в 50-60-х годах XX в.) [4, с. 127-128]. В рамках данной методологии социология рассматривалась и развивалась как точная наука, использующая при описании и объяснении социальных явлений статистическую теорию и математический аппарат. В проводимых эмпирических исследованиях стали широко применяться корреляционный и факторный анализ данных, шкалирование, моделирование, социометрия, тесты, психодиагностические процедуры, эксперимент и др.
В то же время в эмпирической социологии возник совершенно иной подход к изучению социальных явлений и процессов, получивший название качественной методологии. Начало ему положила известная работа представителей Чикагской школы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918). Исследуя механизм адаптации человека в новой социальной среде, Томас и Знанецкий прибегли к такому методу, как изучение биографий польских мигрантов путем анализа их писем и личных дневниковых записей. Ученые считали, что статистика (основа количественной методологии) способна дать лишь беспристрастную, отстраненную картину социальной реальности. Для изучения переживаний отдельных людей необходима эмпирическая информация, собранная другими методами. По их мнению, именно качественные методы способны дать подобные уникальные сведения [4, с. 50-62]..
Отметим, что в рассматриваемый нами исторический период именно в рамках индустриальной социологии.
Методы эмпирических социологических исследований получили наибольшее применение и развитие, поскольку разработка наиболее эффективных способов управления социально-трудовыми процессами потребовала проведения значительного количества эмпирических исследований, в особенности на уровне отдельных организаций.
Среди направлений индустриальной социологии, рассматривавших социально-трудовые процессы на микроуровне, выделим следующие наиболее значимые: школа «человеческих отношений»; теории трудовой мотивации; теории стилей управления; социальная инженерия..
Исторически первым исследованием в рамках индустриальной социологии считаются Хоторнские эксперименты Э. Мейо, результатом которых стало возникновение нового научного направления - школы «человеческих отношений». В ходе пятилетней исследовательской работы в конце 1920-начале 1930-х годов на предприятии «Western Electric Company», находившемся в местечке Хоторн, недалеко от Чикаго, был собран обширный эмпирический материал, который позволил оценить влияние различных факторов на трудовую отдачу работников и их отношение к труду. Так, например, Мейо выяснил, что наряду с условиями труда, способами его организации и стимулирования важнейшую роль в обеспечении нормальной производительности труда играют межличностные отношения, система неформальных норм и правил, а также стиль руководства, сложившиеся в данной трудовой группе. Такой вывод был сделан на основе проведенных многочисленных экспериментов и опросов работников предприятия. Вклад Хоторнских экспериментов в историю социологии состоит не только в том, что они положили начало индустриальной социологии как научной отрасли. Их результаты предопределили магистральное направление дальнейших исследований и практической деятельности по повышению результативности труда - формирование благоприятных социально-психологических условий для осуществления трудовой деятельности. Кроме того, методика проведения этого исследования до сих пор считается эталоном и используется в качестве своего рода учебного пособия для обучения методике исследований в области индустриальной социологии, социологии труда, менеджмента.
Концепция «человеческих отношений» получила дальнейшее развитие в рамках другого направления индустриальной социологии - теориях трудовой мотивации, созданных в 1950- 1960-е годы. Основоположниками данного направления стали А. Маслоу, Ф. Герцберг и Д. Макклелланд [53, с. 359-376]. Теории мотивации были нацелены на определение человеческих потребностей, побуждающих индивидов к тем или иным действиям, в частности в сфере труда. Так, согласно иерархической теории потребностей А. Маслоу, можно выделить пять групп (или уровней) потребностей индивидов: физиологические; потребности в безопасности; социальные потребности; потребности в уважении; потребности самовыражения. Первые две группы составляют первичные (или врожденные) потребности низшего уровня, три остальные — вторичные (или приобретенные) потребности высшего уровня, которые, как правило, возникают лишь тогда, когда удовлетворены потребности низшего уровня. Мас- лоу доказал, что в трудовой мотивации основную роль играют вторичные потребности, и этим объясняется тот факт, что невозможно добиться от работника высокой трудовой отдачи исключительно экономическими стимулами (размером заработной платы), поскольку истинные потребности индивида в рамках трудовой деятельности весьма разнообразны, а задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы изучать, отслеживать потребности своих подчиненных и мотивировать их труд, предоставляя им наилучшие возможности для удовлетворения социально значимых потребностей.
Другой теорией мотивации, также основанной на выделении и изучении потребностей, стала мотивационная теория Д. Макклелланда. Как и Маслоу, он признавал особую роль в мотивационном процессе потребностей высшего уровня, к каковым относил потребности власти, успеха и причастности. Макклелланд полагал, что для успешной мотивации труда необходимо адекватно определять потребности того или иного работника, и в зависимости от доминантной потребности выстраивать мотивационную стратегию каждого участника трудового процесса..
Одной из основополагающих теорий трудовой мотивации стала и двухфакторная теория Ф. Герцберга. Опираясь на разработки своих предшественников, он сформировал собственное видение проблемы мотивации. Проанализировав результаты опросов работников, Герцберг выделил две группы факторов, оказывающих влияние на неудовлетворенность или удовлетворенность работников трудом, - гигиенические и мотивационные. Первые связаны с физической средой, в которой осуществляется работа (иными словами, с гигиеническими условиями труда), вторые же - с характером и содержанием выполняемой работы. Сравнивая данную типологию с теорией Маслоу, можно заметить, что гигиенические факторы в основном соответствуют потребностям низшего, а мотивационные - потребностям высшего уровня.
Результаты проведенных Герцбергом исследований позволили ему сделать следующий вывод: когда опрошенные сотрудники говорили о неудовлетворенности работой, они оценивали гигиенические факторы, а их удовлетворенность работой была вызвана в подавляющем большинстве случаев мотивационными факторами. Таким образом, улучшение условий труда не может само по себе служить повышению трудовой отдачи, оно лишь не приведет к неудовлетворенности работника, тогда как мотивировать его высокопроизводительный труд могут лишь факторы, определяющие содержание работы.
Наряду с теориями трудовой мотивации важнейшим элементом индустриальной социологии стали теории стилей управления. Наибольшую известность приобрела концепция стилей управления «X» и «Y», разработанная Д. Макгрегором в 1950-х годах. Данная концепция генетически связана с моделями трудовой мотивации. Она выводит их на практический уровень, поскольку описывает принципы взаимодействия руководителя с подчиненными в зависимости от доминирующих в трудовой группе мотивационных установок. Стиль управления «X» является авторитарным и применяется в организациях, для сотрудников которых характерны преимущественно потребности низшего уровня, а определяющими труд факторами являются гигиенические. В противовес этому стиль управления VY» может быть определен как демократический и, соответственно, рекомендуется в условиях реализации работниками потребностей высшего уровня и значительного влияния мотивационных факторов. Все множество конкретных стилей управления находится между этими крайними точками, а выбор их зависит от сложившейся обстановки в трудовой организации. Нельзя не отметить, что, являясь составной частью индустриальной социологии, теории трудовой мотивации и стилей управления сыграли огромную роль в становлении современного научного менеджмента, равно как и другое социологическое направление, получившее название «социальная инженерия». Этим термином обозначают совокупность методических подходов прикладной социологии, нацеленных на изучение организационных структур с целью их усовершенствования и контроль поведения работников. К проблематике социальной инженерии относятся улучшение условий и повышение безопасности труда, обеспечение комфортности трудового процесса, снижение утомляемости работника, повышение за счет данных факторов трудовой отдачи. Как самостоятельное исследовательское и прикладное направление социальная инженерия сложилась к 1960 г..
Социальный инженер - это специалист, который с помощью прикладных социологических исследований в трудовой организации выявляет накопившиеся проблемы в сфере управления трудом и определяет необходимые шаги по перестройке организационных структур и трудовых процессов, внедрению новых форм организации труда. Поэтому социальным инженером считается любой социолог-прикладник, работающий в штате фирмы и занимающийся изучением социально-трудовых процессов.
Разработки и предложения социальной инженерии используются в рамках современной научной организации труда, основным условием которой является синтез социальных потребностей работника и технических возможностей производства (данный тезис был впервые обозначен в рамках социотехнического подхода, разработанного в 50—60-х годах XX в. Тавистокским институтом в Англии) [70, с. 55]. В целом можно сказать, что на сегодняшний день на любом западном предприятии практическому внедрению технических или организационных новшеств предшествует всестороннее и глубокое социологическое исследование. Данным обстоятельством еще раз подчеркивается значимость социальной инженерии. К направлениям индустриальной социологии и социологии труда, рассматривающим социально-трудовые процессы на макроуровне, относятся: теория постиндустриального общества; теория революции менеджеров; концепции гуманизации труда и качества рабочей жизни..
Автором теории постиндустриального общества, появившейся в 1950-1960-е годы, стал американский социолог Д. Белл, к наиболее видным европейским представителям данного направления относится А. Турен. Согласно данной концепции, общество в своем развитии проходит три исторические ступени:.
1) доиндустриальная эпоха, для которой характерно преобладание сельскохозяйственного труда;.
2) индустриальная эпоха, характеризующаяся возникновением и развитием крупного машинного производства;.
3) постиндустриальная эпоха, в рамках которой ведущую роль играют наука и технологии, а сфера услуг доминирует над сферой промышленного производства. Концепция постиндустриального общества стала значительным шагом в развитии обществознания в целом, поскольку объяснила фундаментальные основы глобальных процессов, происходящих в современном обществе. Если же говорить о ее значении для индустриальной социологии и социологии труда, то в рамках данной теории рассматривались особенности организации труда на уровне общества в целом, обусловленные появлением новых информационных технологий и изменением роли традиционного промышленного производства. В частности, одним из таких изменений, описанных в научной литературе более позднего периода, стала глубокая трансформация системы занятости (появление сетевых предприятий и сетевых работников) [32]..
Теория революции менеджеров (или управленческой революции) является логическим продолжением теории постиндустриального общества. Усложнение организации трудовых процессов и изменение их сущности, с одной стороны, и повышение роли менеджерского (управленческого) труда - с другой, приводят к тому, что именно менеджер становится центральной фигурой процесса общественного производства и вытесняет социальный слой частных собственников, который теряет свои позиции в обществе. Класс капиталистов постепенно трансформируется в класс менеджеров. Этому явлению были посвящены работы Д. Белла, П. Друкера, П. Сорокина, Т. Парсонса, А. Гидденса, Н. Смелзера и др. Управленческая революция стала, таким образом, социальным проявлением тех технологических изменений, которые принесла с собой постиндустриальная эпоха.
Наконец, к числу важнейших относят социологические концепции гуманизации труда и качества рабочей жизни. В отличие от ранее рассмотренных данные концепции основывались на результатах многочисленных эмпирических исследований, что сближает их с концепциями микроуровня. В то же время, изучаемые в рамках названных концепций социально-трудовые явления стали неизбежным следствием технологических и организационных изменений на макроуровне, характерных для общественного производства в целом. Поэтому концепции гуманизации труда и качества рабочей жизни занимают промежуточное положение между теориями макро- и микроуровня. Концепция качества рабочей жизни основана на понимании роли труда в жизни человека. Труд должен приносить всестороннее удовлетворение, работа не должна быть монотонной и отупляющей процедурой, кроме того, она не должна препятствовать выполнению других важных социальных функций работника (этот постулат является основой концепции гуманизации труда). Соответственно, реализация программ повышения качества трудовой жизни нацелена на создание таких условий труда (в широком смысле слова), которые способствовали бы полной реализации трудового потенциала работника и развитию его как всесторонней личности. Содержа<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.201 (0.013 с.)