Демографическая ситуация в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демографическая ситуация в Российской Федерации



Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской - около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.

Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.

Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии, Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3.

Для современного этапа демографического развития России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.

По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.

20.​ Пол и неравенство.

21.​ Этническое и расовое неравенство.

Во всем мире общества состоят из людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Эти физические и культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре на основе своей принадлежности к той или иной группе.

Людей из различных частей света можно отличить друг от друга по определенным наследственным признакам, включая структуру волос, цвет кожи, телосложение, черты лица и форму черепа. Само собой, черт, объединяющих всех людей, значительно больше, и то общее, что у нас есть, гораздо важнее различий. Но все-таки мы без труда отличим француза от китайца и африканца по их физическим параметрам. Это объясняется их расовой принадлежностью (расы - это группы населения, различающиеся наследственными чертами).

Однако человеческие существа невозможно с легкостью подогнать под застывшие “расовые” классификации, и ученые пока не могут прийти к общему мнению по поводу разделения народов на расы. Люди самостоятельно придают физическим признакам социальную значимость. В социальных определениях, даваемых индивидами, цвет кожи или какая-то другая черта превращается в “показатель” или “признак” социального статуса.

Этнические группы - группы, определяемые в основном по культурному принципу - на базе одежды, языка, народных традиций, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются цыгане и буряты, например. Этнические группы часто обладают чувством “кровного родства” и в той или иной степени многие из них считают себя нациями.

Этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является наследием завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. В теории национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попытки найти решения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп. Яркими примерами таких решений являются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны, изгнание мусульман и евреев из Испании в пятнадцатом веке или депортация арабов из нескольких получивших независимость африканских стран в 1960-1970-е годы.

Меньшинства. Социологи выделяют пять основных характеристик групп, являющихся меньшинствами:

1. Меньшинство - это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации, угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы - доминирующей. Меньшинства являются источником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетение одной группы людей дает привилегии и высокий статус членам другой группы.


2. Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его от доминирующей группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность членов меньшинства и создание для них менее благоприятных условий в рамках социальной структуры.

3. Меньшинство - это группа, для которой характерно осознание собственной целостности. Его членам присуще ощущение социальной и психологической близости с другими подобными им людьми. Это сознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства.

4. В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Обычно индивид уже рождается с таким статусом.

5. Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственной группы. Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов с представителями меньшинств и обычно строго порицает “отступников”. Меньшинство может поощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия.

Сегодня, к сожалению, весьма распространены явления предубеждения и дискриминации, даже стало возникать мнение, что они свойственны человеку от природы. Но в разных обществах уровень предубеждения может значительно варьироваться. К примеру, в древности у белых было благоприятное отношение к чернокожим, резко отличающееся от ситуации, характерной для сегодняшнего дня. Отношение к евреям в современных странах различно - от холокоста в нацистской Германии до равенства в США и других западных государствах.

Предубеждение - неприязненное и враждебное отношение к людям только на том основании, что они принадлежат к той или иной группе и априори наделяются предосудительными свойствами. Социолог Герберт Блумер отмечает, что для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства:

1. ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства;

2. чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них;

3. ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа;

4. страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы.

В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой.

Некоторые социологи обнаруживают появление в последние годы новой формы предубеждения против черных американцев у состоятельных белых, населяющих пригородные районы. Они дали этому феномену определение “символический расизм”. Это совершенно новая форма расизма, в которой сплетаются три компонента. Во-первых, у многих белых возникло чувство, что черные американцы стали слишком требовательными, слишком напористыми и злыми и что они получают больше, чем им полагается по праву. Во-вторых, существует убеждение, что черные “играют не по правилам”, которые определяются традиционными американскими добродетелями - упорным трудом, индивидуализмом и терпеливым ожиданием вознаграждения. В-третьих, многие белые создают для себя стереотипы, касающиеся благосостояния чернокожего населения, уличной преступности и системы квот. Такие взгляды приводят к тому, что белые начинают голосовать против политических кандидатов, поддерживающих программы борьбы с бедностью, переезжать в пригородные районы во избежание десегрегации школ и рассматривать расизм как “чью-то другую” проблему.

Но если предубеждение - это мнение или предрассудок, то дискриминация - это беспочвенный отказ в привилегиях, авторитете и власти меньшинствам, равным членам доминирующей группы по своим способностям и навыкам. Предубеждение не обязательно совпадает с дискриминацией. Социолог Роберт Мертон выделяет четыре типа людей, типология основана на взаимосвязи между предубежденностью и дискриминацией:

· “Убежденный либерал” - человек без предубеждений, никогда не участвующий в дискриминации.

· “Колеблющийся либерал” - человек без предубеждений, но участвующий в дискриминации под общественным давлением.

· “Расист в душе” - человек с предубеждениями, который не участвует в дискриминации под общественным давлением.

· “Убежденный расист” - человек с предубеждениями, без колебаний действующий в соответствии со своими взглядами.

Роберт Мертон особенно отмечает, что законодательство, основанное на принципе равных возможностей, оказывает самое значительное влияние на “колеблющегося либерала” и на “расиста в душе”.

Однако дискриминация не является делом только индивидов. В своей обыденной жизни общественные институты тоже участвуют в систематической дискриминации против членов некоторых групп - институциональной дискриминации. Например, работодатели часто конкретизируют требования к кандидатам на предлагаемые должности. Типично требования связаны с прошлым опытом работы и формальным образованием. Стандарты, которыми руководствуются работодатели, могут выглядеть совершенно недискриминирующими, поскольку они касаются всех кандидатов на место независимо от расы, происхождения и прочих признаков. Но раз у членов некоторых расовых и этнических групп отсутствуют равные с прочими членами общества шансы по получению профессионального опыта и университетского образования, их положение на рынке труда изначально оказывается невыгодным.

Доминирующая группа всегда применяет ряд стратегий по отношению к меньшинствам. В социологии выделяют шесть основных:

1. Ассимиляция. Способ, которым доминирующая группа пытается “решить” “проблему” меньшинства. Он заключается в избавлении от меньшинства путем его смешения в культурном и социальном плане с остальными членами общества. Меньшинства иногда тоже предпочитают этот метод. Проблема в том, что доминирующие группы и меньшинства по-разному его понимают. Первый подход рассматривает ассимиляцию как процесс, в результате которого группы и культуры сливаются в рамках нации в одно целое, образуя новый народ и новую цивилизацию. Второй подход связан с оценкой культуры доминирующей группы как превосходящей, которая должна вытеснить полностью собственную культуру ассимилирующегося меньшинства.

2. Плюрализм. Некоторые меньшинства не хотят ассимилироваться, потому что высоко ценят свои индивидуальные культурные особенности и традиции, что, в общем-то, похвально. Тогда разумно выбрать политику плюрализма - положение сосуществования бок о бок разных культур и взаимного приспособления к особенностям друг друга. Группы сотрудничают, когда это представляется необходимым для их общего благополучия, особенно в политических и экономических вопросах.

3. Правовая защита меньшинств. Эта стратегия тесно связана с плюрализмом. В некоторых странах значительные группы населения отрицают возможность сосуществования с меньшинствами на равных условиях. При данном раскладе государство может применить правовые меры защиты интересов и прав всех членов общества.

4. Перемещение населения. Бывает, что доминирующие группы используют перемещение населения для уменьшения численности меньшинств. Такой подход совпадает с сепаратистскими целями некоторых меньшинств - в обоих случаях делается попытка сгладить межгрупповые конфликты с помощью физического отделения. Часть населения может быть вынуждена мигрировать. Например, в России в период культа личности проблемы национальных меньшинств часто решались через депортацию меньшинства целиком в отдаленные регионы страны. Депортации подверглись крымские татары, греки, немцы, чеченцы, прибалтийцы и другие народы.

5. Постоянное угнетение. Доминирующая группа может предпочесть сохранение меньшинства в своем составе, но при этом дать им понять “их место” в обществе - подчиненное и эксплуатируемое. Такой подход напоминает “внутренний колониализм”. Например, введение законов, ограничивающих миграцию мексиканцев в Соединенные Штаты Америки, натолкнулось на некоторые трудности, потому что властные деловые круги на юго-западе США и в других районах страны нуждались в наличии меньшинств, которые можно было бы эксплуатировать.

6. Уничтожение. Межгрупповые конфликты иногда приобретают напряженность, способную подтолкнуть к физическому уничтожению одной группы другой. История изобилует примерами целенаправленного и систематического уничтожения расовой или этнической группы. Так, например нацисты с 1933 по 1945 годы уничтожили 6 миллионов евреев и 500 тысяч цыган. Однако эти шесть подходов не взаимоисключают друг друга, возможно одновременное применение двух и более из них.

Проблема этнического неравенства для нас особенно актуальна, ведь Российская Федерация - многонациональное государство, в котором сосуществуют 176 национальностей и народностей. Доминирующей расой являются русские, они составляют 82% общей численности населения государства.

Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области европейской части Российской Федерации. На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,77процентов), далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы можно разделить на три вида:

· многонациональные регионы (например, Дагестан);

· двунациональные регионы (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий автономные округа);

· мононациональный регион (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Калмыкия и другие).

22.​ Поколение как специальная демографическая общность. Возраст и неравенство

Поколение - объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени. Поколению присущи типичные антропогенетические, социально-психологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики, сходные духовные ценности, социальный опыт и образ жизни.

Энгельс отмечал, что понятие "поколение" происходит от общеарийского корня "gan", означающего - производить потомство.

С точки зрения социально-демографического подхода поколение определяется как сосуществующие и воспроизводящиеся одна из другой возрастные группы: дети,молодежь, взрослые, пожилые и долгожители. Социологический подход предполагает рассмотрение поколения как социальной общности людей в определенных возрастных границах, для которых характерны схожие условия социализации и жизнедеятельности, типичные потребности и ценностные ориентации.

Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

Преемственность поколений - процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений. Преемственность в обществе являет собой закономерность, выражающую связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая целостность его исторического развития.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего и Возраст предопределяет стадии активного включения индивидов (социальных групп) в социальные отношения в соответствии с их социально-трудовыми установками, ценностными ориентациями и усвоением ими социальных ролей.

Объектом социологии возраста выступают различные возрастные группы, а предметом социологических исследований - социальное поведение, специфическое для каждой возрастной группы, предопределяемое, с одной стороны, - социальной средой и положением в ней той или иной возрастной группы, а с другой - потребностями, социально-трудовыми установками и ценностными ориентациями членов определенных возрастных групп. Возрастной признак причинно связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них - и на все его поведение, а через поведение - и на всю социальную жизнь или любого другого определённого момента времени. С возрастом может аккумулироваться и ряд других различий: профессиональных, объемно-правовых, имущественных и др.

В большей степени распространено явление – доминирование лиц старшего возраста. Во многих культурах распространено уважительное отношение к лицам преклонного возраста, их авторитет непререкаем. Данное обстоятельство легко объяснимо. Лица более старшего возраста обладают большей информацией, жизненным опытом. Иногда они лучше организованы, чем молодежь. В их руках сосредоточены рычаги управления и власть. В традиционном обществе они являются носителями традиций, выполняют религиозные культы. Уже одно это давало им существенные преимущества перед более молодыми соплеменниками.

Возрастное неравенство является универсальным явлением. В той или иной степени элементы данного неравенства присутствуют в любом современном обществе. Понаблюдайте за взаимоотношениями между студентами старших и младших курсов. Если у вас есть родственники, которые живут в сельской местности, обратите внимание на то, в каком порядке и кому накладывается пища во время трапезы. Так же, самым выразительным примером системы возрастного неравенства являются так называемые неуставные отношения в армии – "дедовщина".

23.​ Поселенческие общности. Город и село как социально-территориальные общности.

Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).

Социальные связи. Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования. [1, 205]

Под "социальной" связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи.

Социальное взаимодействие. Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие). [3, 87]

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы. Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия “социальная структура” и “социальная система” тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие “социальная структура” есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системаобразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально- демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

По степени устойчивости различают: кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы: театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа, митингующая толпа т.п.); группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс) и устойчивые общности (нации или классы).

По размерам выделяют три основные группы:

1. Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения).

2. Средние социальные общности, например, жители Архангельска или всей Архангельской области.

3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.

По содержанию социальные общности можно разделить еще на 5 групп:

1. Социально-экономические (касты, сословия, классы);

2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации);

3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.)

4. Социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, бухгалтера, финансисты, врачи и т.д.);

5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов, сел, деревень и т.д.).

Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» - совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом.

Основными видами социальных общностей являются:

1. Социальная группа;

2. Номинальная общность;

3. Социальная организация (организованная группа);

4. Массовая общность (квазигруппа).

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Номинальная общность - это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий. Взаимосвязь между которыми устанавливается с целью решения какой-либо научной задачи.

Социальная организация (организованная группа) - совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии и координации, собственной системой социального контроля, безналичным характером взаимодействия людей друг с другом.

Массовые общности (квазигруппы) - это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими усилиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.062 с.)