Государственные формы устройства детей-сирот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные формы устройства детей-сирот



1. Детские дома семейного типа – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью при полном их государственном обеспечении. Условия пребывания детей в этих домах и отношения между детьми и воспитателями приближены к семейным. Это позволяет сохранять и поддерживать у детей эмоциональные отношения и связи.

2. Детские поселки. Речь идет о семейных группах, которые создаются на семейном принципе. От обычной семьи этот тип отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями. Мать-постоянный воспитатель и создатель эмоциональной уверенности.

3. Детский городок – это среднее между замещающей семьей и детским домом. По своей организации он близок к детскому поселку. Городок образует несколько павильонов для семейств и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты. Воспитателями являются супруги, они заботятся о 13-14 детях от 3 до 18 лет.

4. Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка органом опеки и попечительства. Ребенок помещается в патронатную семью на основе договора, заключаемого на основании плана по защите интересов ребенка. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в патронатной семье. Существуют две формы патронатного воспитания. Первая - это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью - на месяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить полный распад семьи. Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее.

Вторая форма - семейный патронат. В этом случае патронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенок живет в домашних условиях, но законным представителям его интересов является детский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками.

5. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Всего в стране 252 дома ребенка, в которых воспитывается 18,3 тыс. детей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

6. Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках и секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

7. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов: -интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; -вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); -интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,0 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

8. Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

9. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Воспитание ребенка в замещающей семье

Развитие института приемной семьи является одним из путей оказания социально-психологической поддержки детей, лишенных возможности жить и воспитываться в родной семье. Приемная семья способна обеспечить оптимальные возможности для формирования психологически здоровой личности ребенка, постепенно вводя его в социальные отношения, создаются предпосылки для вступления ребенка в будущую самостоятельную жизнь. Понятие «замещающая семья» не является юридическим термином, оно применяется для обозначения различных типов семейного жизнеустройства детей (опека, попечительство, приемная семья, усыновление).

Анализируя воспитание детей в приемных семьях выявлены психологические и педагогические особенности и проблемы приемных детей, степень усвоения нравственных ценностей и моральных норм, нарушения в поведении. Ученые отмечают, что развитие ребенка, потерявшего семью, идет по трудному пути. У ребенка формируются такие черты личности как: отчужденность от взрослых, негативизм, сложности в самоутвержде- нии в труде, неумение планировать свою деятельность, несамостоятельность, инфантилизм, равнодушное отношение к себе и своей судьбе (Ослон В. И.,).

Проблемы, с которыми сталкиваются дети в приемной семье, убеждают в том, что воспитанники специализированных учреждений нуждаются в подготовке к жизни в приемной семье, которая включает: психолого – педагогическое изучение ребенка на начальном этапе работы с ним, коррекционно-развивающую деятельность, направленную на компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи, а так же нравственного благополучия ребенка. Помещение ребенка в приемную семью, как всякое изменение условий жизни, может привести в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем к возникновению сензитивности к жизни, что может стать причиной интенсивного психического и нравственного развития ребенка (Долгова В. И., Журбенко С. С., Овчарова Р. В.,)

Проблемы в воспитании детей могут возникнуть:

1.Психологические особенности ребенка (депривация, нет привязанности, интелект. 2.Разввитие, мотивац.-потребностная сфера, развитие «я» концепции, проблемы в гендерной идентичности, проблемы в общени, бедность эмоц.развития) 3.Мотивация родителя на принятие ребенка в семью (отрицательная) 4.Психологическая совместимость приемных и кровных детей и родителей 5. Адаптация ребенка в семье 6. Отношения между приемными и кровными детьми 7. Вторичный отказ от ребенка 8. Перестройка взаимодействий ролей в семье 9. Нарушение идентификации у приемных детей 10. Эмоц. проблемы у ребенка (депрессивность, тревога, усталость, растерянность) 11. Недостаточный уровень психолого-педагогических компетенций приемных родителей 12. Методы воспитания 13. Нереалистичные ожидания 14. Неготовность к сотрудничеству



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 50.17.92.200 (0.055 с.)