Концепция занятости молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция занятости молодежи



 

В условиях отсутствия целостной государственной стратегии в области занятости населения политика «латания дыр» посредством реализации отдельных региональных программ не способна существенно изменить ситуацию в данной сфере. Во многом декларативный характер региональных программ, несоответствие их инструментария реальным явлениям, происходящим в сфере занятости, позволяют сделать вывод о том, что органы управления не обладают элементами и механизмами, необходимыми для регулирования данных процессов. Непоследовательность общей политики занятости населения определяет и слабое развитие и отношений молодежной занятости.

Во-первых, не разработаны теоретические подходы к регулированию сферы занятости молодежи, без которых невозможно создание научно-обоснованной стратегии развития данных отношений, разработка целостной правовой базы отношений занятости, прогнозирование развития этих отношений. Анализ региональных программ занятости молодежи показал, что их реализация связана, главным образом, с «мероприятийным» подходом, при котором, без учета причинно-следственных связей происходящих событий, основной упор делается на проведение частных воздействий на сферу занятости с целью, хотя бы временно, снизить остроту негативного влияния на нее.

Во-вторых, решение проблем молодежной занятости на федеральном и региональном уровне не скоординировано с общей политикой в сфере занятости на данных рынках труда.

В-третьих, не создана целостная система социальных институтов, способствующая решению проблем занятости молодежи, наблюдается недостаточно квалифицированное кадровое обеспечение выполнения молодежных программ, отсутствуют необходимые технологии для работы с данной категорией населения.

В-четвертых, отсутствует единая информационная база о состоянии региональных рынков труда молодежной группы. В то же время существующие статистические данные не отражают реальное состояние сферы занятости данной социальной категории, не позволяют определить возможные профессионально - квалификационные перемещения молодежи, остроту конкуренции со взрослым населением по различным профессиональным категориями т.п.

При формировании оригинальной концепции занятости молодежи мы исходили из двух основных положений: 1) занятость молодежи является составной частью отношений занятости населения в целом и 2) отношения занятости молодежи, в силу специфики данной социальной категории, можно рассматривать как элемент молодежной политики государства. Первое положение предполагает определение концептуальных подходов к созданию эффективной, с точки зрения социально-экономического развития государства, системы занятости. Второе положение заключается в понимании особой роли молодежи как стратегического ресурса государства, позволяет рассматривать область трудовых отношений молодежи (включая формирование и использование ее трудового потенциала) в качестве основной сферы инвестиционных вложений в молодое поколение.

В качестве основных принципов, используемых при разработке концепции занятости молодежи, нами выбраны следующие:

1. Принцип целенаправленности государственного регулирования предполагает четкое определение задач и мер государственного воздействия на процессы развития занятости молодежи, поиск новых направлений и соответствующих механизмов регулирования рынка труда.

2. Принцип региональной дифференциации в сфере занятости включает в себя поощрение дифференцированной региональной политики занятости молодежи с учетом специфических особенностей регионов.

3. Принцип разделения полномочий заключается в четком распределении прав и обязанностей федеральных и региональных органов управления сферой занятости молодежи.

4. Принцип многовариативности предполагает разработку системы, включающей различные подходы к решению проблем занятости молодежи с учетом изменений экономического развития страны и регионов.

5. Принцип саморегуляции занятости предполагает создание условий для самостоятельного поиска и трудоустройства молодого населения на различных условиях занятости.

6. Принцип адресной политики в сфере занятости заключается в разработке наряду со «сквозными мерами» воздействия на процессы трудоустройства, влияющие на занятость населения в целом, специфических мер регулирования, применимых для определенных социальных групп молодежи.

7. Принцип оперативности воздействия на сферу занятости молодежи предполагает не только быстрое принятие экстренных мер в критических ситуациях, возникающих на рынке труда, но и прогнозирование возможного ухудшения положения данной сферы и принятие заблаговременных мер, способных предотвратить негативные изменения.

Рассмотрим основные положения Концепции занятости молодежи.

1. Понятие занятости. В настоящее время в теоретических и практических исследованиях отношений занятости наблюдается весьма упрощенный взгляд на политику занятости как на сферу, которая призвана заниматься частью населения, потерявшей работу, и той частью, которая реально может ее потерять, а также их адаптацией к рынку труда. Очевидно, что при таком подходе весь спектр отношений занятости сводится лишь к функционированию рынка труда.

В связи с этим, вызывают интерес теоретические разработки специалистов МОТ по проблеме занятости, изложенные в Концепции глобальной занятости. Основой данной концепции явился расширительный подход к сфере приложения труда. В качестве отправной точки данного подхода выдвинут тезис о том, что неправомерно относить к занятым только лиц, работающих в сфере общественного производства и получающих за свой труд материальный доход, поскольку увеличение доходной части семейного бюджета существенно зависит и от других видов деятельности человека. Речь идет о том, что нельзя сложить правильное представление об уровне использования трудовых ресурсов и степени загрузки трудового потенциала людей, игнорируя нетрадиционные рынки труда, включающие в себя работу по ведению домашнего хозяйства, работу на садоводческих участках, работу в так называемой подпольной экономике и др.

Следовательно, применительно к современному этапу развития общества, по нашему мнению, правомерно определить отношения занятости следующим образом: занятость – это социально-экономические отношения, в которые люди вступают между собой по поводу участия в общественно-полезном труде на том или ином рабочем месте, как в сфере производства, так и в других сферах деятельности человека, связанных либо с непосредственным получением трудового дохода, либо с опосредованным увеличением дохода семьи.

Таким образом, политика молодежной занятости должна охватывать все составляющие данных отношений, а именно: структуру и динамику рабочих мест, стабильность занятости, уровень трудового дохода, инвестирование в человеческий капитал, механизм адаптации людей в условиях рынка труда.

2. Содействие профессиональному самоопределению молодежи. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения являются действенным механизмом социальной защиты и эффективной занятости населения, одной из форм регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики и способствуют развитию качества рабочей силы.

Выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов самим человеком и последующее формирование профессионала является профессиональным самоопределением личности. Процесс профессионального самоопределения состоит из нескольких стадий:

1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3. профессиональная адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4. самореализация в труде – осуществление ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью.

Профессиональная ориентация – процесс выбора по характеристикам качеств человека оптимальной или подходящей для него профессии. В основе профориентации лежат методы и приемы, используемые при профотборе. Профориентация подразумевает выбор из множества специальностей какой-либо одной. В общем плане профориентация обеспечивает кадровую политику государства.

При профориентации ведущее значение приобретают те характеристики профессиограммы, которые при профотборе играют менее существенную роль. В своей массе эти характеристики образуют так называемый ореол профессии, то есть особенности деятельности, которые являются наиболее притягательными для молодых людей. В зависимости от социальной структуры общества они определяются многими факторами. Изменение целей и задач профессии, ее роли в общественной структуре, наличие или отсутствие ее умелой пропаганды делают ореол профессии динамическим фактором. Так, в период реформ в России значительно увеличилась привлекательность профессий экономического плана, фактор материальной заинтересованности приобрел самодовлеющий характер, вытеснив фактор познавательный, романтику профессии. Формируют ореол профессии активным и пассивным способом. Пассивный способ заключается в подчеркивании тех свойств, которые будут наиболее полно соответствовать интересам предполагаемых кандидатов (через СМИ, литературу), а активный – в направленном формировании интересов и способностей школьников.

Выбор профессии молодыми людьми требует психологической помощи, консультирования и поддержки. Поэтому профессиональную ориентацию следует рассматривать в качестве одного из видов психологической помощи молодежи, включающего в себя систему мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействие в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам молодого человека и с учетом его способностей и возможностей. Профориентация способствует усвоению молодежью определенной системы социальных норм, ценностей и знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, а также улучшению качественного состава и повышению активности работников, удовлетворенности их трудом.

Проблема профессионального отбора отражает социальные потребности современного общества в различных сферах производства и управления, способствует оптимальной расстановке кадров, экономии материальных ресурсов, достижению высокой производительности труда при сохранении здоровья и всестороннем развитии личности. Перспективы профессиональной карьеры, удовлетворенность процессом и результатами труда, эффективность трудовой деятельности в значительной степени зависят от пригодности молодого человека к выполнению конкретного вида труда.

Основной целью профессионального отбора является обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей человека общим и специфическим требованиям, который предъявляет тот или иной вид профессиональной деятельности. С практической стороны проблема профессионального отбора сводится к двум основным аспектам: к определению требований, предъявляемых человеку той или иной деятельностью, и к оценке уровня его способностей, лимитирующих эту деятельность.

Профессиональные способности характеризуют индивидуально-психологические возможности человека (субъекта труда) успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом развития личности и изменения требований деятельности. В возрасте до 30 лет происходит основное профессиональное развитие человека.

В основе профессионального отбора лежит личностный подход. Сущность такого подхода заключается в том, что в процессе отбора должно проводиться изучение различных качеств человека таких, как: социальные, психологические, физиологические. Сам по себе профессиональный отбор не является единственным и решающим средством достижения требуемого качества специалистов. Профессиональный отбор в большинстве случаев имеет рекомендательный характер. Для проведения профессионального отбора необходимо наличие четкой зависимости между успешностью обучения и последующей профессиональной деятельностью по избранной специальности, с одной стороны, и уровнем развития у кандидатов профессионально значимых психофизиологических свойств и способностей, – с другой стороны, что проявляется в «отсеве» непригодных лиц в процессе обучения и практической деятельности по специальности.

Решая задачу оценки и прогнозирования профессиональной пригодности молодого человека, необходимо учитывать, что многие профессии сопряжены не только с выполнением специальных рабочих операций, но и особенностями режима труда и отдыха, с влиянием неблагоприятных, а иногда и экстремальных, факторов окружающей среды.

Профессиональный отбор подразумевает не только наличие тех или иных профессионально важных качеств, но и возможность их развития в процессе обучения и непосредственно в процессе профессиональной деятельности.

Чрезвычайно важно, что в процессе профессионализации происходит социализация (усвоение социальных норм, преобразование социального опыта и др.), идет процесс развития личности, происходит самореализация человека на жизненном пути (самопознание, саморегуляция, самооценка личности). Профессионализация имеет четыре этапа: поиск и выбор профессии, освоение профессии, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Человек оценивает профессию с точки зрения удовлетворения в ней большого числа своих потребностей. Наибольшей эффективности человек в трудовой деятельности достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл.

В молодом возрасте в процессе профессионального развития возможен «нормативный» кризис, связанный с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, который проявляется в трудности вхождения в трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, сложности адаптации к трудовым взаимоотношениям. В периоды кризисов молодой человек нуждается в социальной поддержке и психологической помощи.

Развитие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи предполагает:

· расширение взаимодействия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки с заинтересованными структурами: министерствами, ведомствами, комитетами, научными и образовательными учреждениями;

· обеспечение комплекса услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке в центрах занятости населения;

· активизацию профориентационной работы с учащимися и выпускниками образовательных учреждений;

· профориентация инвалидов, военнослужащих, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и других групп молодежи, особо нуждающихся в социальной защите;

· оказание услуг работодателям по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки и профотбору работников.

Важное место в профориентации молодежи должны занимать службы занятости населения. Причем речь идет не только о традиционном взаимодействии с молодыми клиентами, обратившимися в службы занятости, но и о расширении сферы деятельности данных учреждений в части работы со школьниками средних и старших классов. В качестве основных направлений профориентационной работы региональных служб занятости можно выделить следующие:

· предоставление информации о ситуации на рынке труда, о профессиях, пользующихся спросам на локальных рынках труда или имеющих перспективу повышения спроса, о возможностях профессионального обучения и трудоустройства;

· проведение профессиональной консультации по выбору сферы деятельности, направления профессионального обучения, подбору подходящей работы;

· оказание психологической поддержки в целях адаптации на рынке труда и обучения навыкам эффективного поиска работы;

· организация профориентационных консультаций для учащихся общеобразовательных и других учебных заведений (включая встречи учащихся с сотрудниками служб занятости, руководителями предприятий, администрацией местных органов управления, посещение предприятий и организаций).

3. Обеспечение условий гарантированной занятости молодежи. Развитие и сохранение трудового потенциала молодежи. Кризисная ситуация в экономике страны создает сложную ситуацию на рынке труда, что сказывается прежде всего на молодежи, особенно на подростках, у которых растет асоциальное поведение, во многом связанное с потерей жизненных идеалов. В этих условиях резко возрастает важность привлечения этой категории населения к общественно значимому труду. Однако отсутствие законодательно установленного нормативного регулирования трудовых отношений этой возрастной группы, незаинтересованность предприятий в приеме на работу, малоэффективная помощь в трудоустройстве ведут к незаконному использованию труда подростков, прежде всего коммерческими структурами. Полулегальная работа в таких организациях ущемляет их законные интересы и права, ведет к ухудшению здоровья, а зачастую способствует вовлечению несовершеннолетних в организованные формы преступности.

Отметим ряд мер общего характера, с помощью которых государственные органы управления должны регулировать ситуацию на этом весьма непростом участке регионального рынка труда:

- квотирование рабочих мест;

- создание дополнительных рабочих мест за счет организации специализированных участков, производств, малых предприятий, развития надомничества, самозанятости;

- использование гибких графиков работы, неполного рабочего дня и недели;

- установление льготных очередей на трудоустройство;

- установление перечня профессий и видов работ с преимущественным их заполнением населением данной категории;

- стимулирование заинтересованности предприятий в приеме на работу социально слабозащищенных категорий молодежи;

- создание льготных условий для получения патентов и лицензий на индивидуальную трудовую деятельность для этих категорий населения.

Одной из основных задач государственной политики содействия занятости молодежи является повышение качества и конкурентоспособности молодежи на рынке труда путём профессионального обучения и непрерывного профессионального образования. Для осуществления этой задачи необходимо:

- обеспечение развития системы образовательных услуг для безработной молодежи;

- регулирование объёмов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования;

- развитие внутрипроизводственной системы обучения и повышения квалификации молодежи;

- содействие в организации опережающего обучения высвобождаемых молодых работников;

- подготовка молодежи для предприятий малого и среднего бизнеса.

Одним из важных направлений работы центров занятости населения должно ежегодное определение региональной потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, исходя из перспектив развития отраслей экономики региона и согласование объёмов и профилей их подготовки в учреждениях профессионального образования.

В целях развития системы внутрипроизводственного обучения должны оказываться информационные и образовательные услуги работодателям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве. В целях сокращения периода вынужденной безработицы и смягчения социальной напряженности на рынке труда предполагается оказывать содействие работодателям в организации опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, путем предоставления консультационных и образовательных услуг.

4. Создание гибкого рынка труда. С начала 80-х годов в мировой практике новые подходы к использованию рабочей силы и новые тенденции на рынке труда нашли свое отражение в изменении терминологии, связанной со сферой занятости. Понятия «рынок труда» и «рабочая сила» неразрывно стали сочетаться с терминами «гибкость» и «гибкие формы занятости».

Гибкий рынок труда дает определенные возможности субъектам отношений занятости. Для работодателей он обеспечивает свободное передвижение кадров внутри предприятия и за его пределами, взаимозаменяемость рабочих и работ, использование гибкой системы заработной платы. Наемным работникам (в том числе и молодым) гибкий рынок труда позволяет иметь достаточную автономию в области условий и оплаты труда, режима работы, которые способствуют оптимизации структуры их жизнедеятельности, совмещению профессий, развитию способностей и т.д.

Одним из важнейших условий гибкости молодежного рынка труда является формирование системы вовлечения молодежи в трудовую деятельность через развитие альтернативных форм занятости.

Нестандартные формы занятости выступают одним из важных элементов социальных резервов развития экономики регионов, их широкое использование является необходимым условием создания эффективной системы занятости и привлечения к активному участию населения в экономической жизни общества. К данным формам занятости можно отнести: частичную занятость, работу по совместительству, надомный труд, временную работу.

Под частичной занятостью нами понимается форма занятости, характеризующаяся меньшим по сравнению с официально установленным количеством рабочего времени. Очевидно, что при выборе вариантов решения проблем развития данной формы занятости следует учитывать добровольность или вынужденность такого трудоустройства различных групп населения, социальные последствия данного вида трудоустройства.

Следующей формой занятости является работа по совместительству, которую можно определить как трудоустройство человека на одном или нескольких дополнительных рабочих местах помимо основного места работы. Работу по совместительству следует рассматривать как важную форму занятости, дающую возможность молодежи «пережить» трудные времена или обеспечить более высокий уровень потребления, а также, не теряя прежних социальных гарантий, «попробовать свои силы» в иных сферах деятельности, тем самым, повысить уровень адаптированности на рынке труда.

Еще одной формой занятости является надомная работа, которую можно определить как работу, не связанную с конкретным рабочим местом на предприятии или в организации, но предполагающую выполнение определенного задания, данного работодателем. Развитие системы надомного труда позволяет решить целый ряд социальных проблем, связанных с трудоустройством лиц с ограниченной трудоспособностью или имеющих ослабленное здоровье; женщин, имеющих малолетних детей; обучающуюся молодежь. В то же время, развитая система данного вида занятости может дать возможность обеспечить трудоустройство и представителей других групп населения, хотя бы на время поиска более подходящего для них места работы.

В особую группу нестандартных форм занятости нами выделяется временная работа, которая представляет собой краткосрочную работу, выполняемую по договорам гражданско-правового характера между наемными работниками и работодателями с определением конкретного срока действия данного договора. Разновидностью временной работы можно считать сезонную работу, связанную с выполнением работ, период которых зависит от природных явлений (например, смена времен года).

Общественные работы являются важнейшей формой социальной защиты подростков и молодых граждан, оказавшихся без работы. Так, учащаяся молодежь (особенно, дети из малоимущих и неблагополучных семей) могут решить проблемы летнего отдыха и материально помочь семье; незанятая молодежь, включаясь в такую активную трудовую деятельность, имеет возможность получать более высокие доходы, чем пособие по безработице. Общественные работы - это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые специально для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных, а также граждан, нуждающихся и испытывающих затруднение с трудоустройством.

К основным видам общественных работ можно отнести:

- социальная помощь (работа в поликлинике, больницах, помощь престарелым);

- услуги населению (прачечные, пункты проката, работа в библиотеках, фотолабораториях, ателье по пошиву одежды, репетиторство и т.п.);

- швейное, вязальное, вышивальное производство;

- тепличное хозяйство;

- общественное питание (молодежные кафе, доставка продуктов на дом);

- подсобные работы в строительстве, торговле, сфере услуг;

- шелкографическое производство;

- распространение и доставка печатной продукции;

- изготовление предметов народного творчества;

- отдельные работы при строительстве и ремонте дорог, водопроводных, газовых и других коммуникаций;

- некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;

- благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

- осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению регионов, в том числе работы по рекультивации земель, восстановление историко-архитектурных комплексов, заповедных зон;

- сбор и заготовка грибов, ягод, лекарственных растений.

Кроме того, общественные работы могут предусматривать применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, организацию центров трудовой адаптации для учащейся и неучащейся молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных учебно-трудовых комбинатов. В ряде случаев участие молодых людей в общественных работах может определить сферу их дальнейшей трудовой деятельности.

Уникальным свойством данных форм при создании системы трудоустройства молодежи является «сочетаемость» этих видов трудоустройства, что заключается в возможности подбора и соединения их различных элементов в зависимости от потребностей индивида. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся сочетания условий нестандартной занятости для одного работающего:

- частичная занятость как основная работа и трудоустройство на условиях совместительства (наиболее часто встречающееся сочетание, возможно наличие двух и более работ по совместительству);

- частичная занятость как основная работа и работа по совместительству на дому (например, совместительство диспетчером, отвечающем на телефонные звонки в определенные дни недели или часы, работа на личном компьютере, репетиторство, консультации и т.п.); частичная занятость как основная работа и временное трудоустройство по совместительству (например, выполнение краткосрочных договорных работ по выполнению машинописных работ, установки оборудования, компьютерной сети, консультации, репетиторство и т.п.);

- частичная занятость как основная работа и временная работа (в т.ч. и сезонная работа) в период продолжительного отпуска по инициативе администрации;

- работа на дому как основная на условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели (диспетчер-надомник);

- работа на дому как основная работа на условиях частичной занятости (любая надомная работа с рабочим днем менее 8-ми часов и/или рабочей неделей менее 5-ти дней);

- работа на дому как основная и временное (сезонное) трудоустройство (например, работа в летних детских учреждениях);

- работа на дому как основная и совместительство на дому (например, переводы с иностранных языков /основная/ и занятия с учениками в течение года);

- работа на дому как основная и временное совместительство на дому;

- работа на дому как основная и совместительство вне дома (например, дополнительная работа женщин в вечерние часы, когда обеспечен присмотр за ребенком, - уборка помещений, репетиторство и т.п.);

- временная работа на условиях полного рабочего времени и совместительство (выполнение краткосрочных работ по специальности и работа в качестве специалиста-консультанта по совместительству);

- временная работа на условиях частичной занятости и совместительство;

- временная работа и временное совместительство;

- временная работа и совместительство на дому.

5. Региональное регулирование молодежного рынка труда. При регулировании процессов, происходящих в области занятости, необходимо четко определить способы и формы государственного воздействия на различные сферы современного рынка труда. В связи с этим представляется необходимым использование при анализе и регулировании рынка труда различных классификаций. По критерию выявления взаимосвязанных сфер рынка труда, имеющих различные виды резервирования рабочей силы, а также создающих различные возможности развития и реализации трудового потенциала его носителями целесообразно выделить: 1) открытый рынок труда и 2) скрытый рынок труда.

Развитие официальной части открытого рынка труда, включающей в себя свободные рабочие места, заявленные в службах занятости, представителей различных групп населения, имеющих статус безработных и, кроме этого, учебные места, главным образом, в системе официального образования, в наибольшей степени зависит от прямого воздействия государственных органов управления. Основными направлениями регулирования этой составляющей рынка труда со стороны федеральных и региональных органов управления, на наш взгляд, являются:

- совершенствование уже созданной организационной структуры служб занятости с учетом особенностей потребностей в трудоустройстве различных социально-демографических и социально-профессиональных групп населения (предполагается создание широкой сети специализированных молодежных бирж труда);

- подготовка персонала служб занятости в соответствии с требованиями современного рынка труда (имеется в виду психологическое соответствие занимаемой должности работников служб занятости, их профессиональная компетентность, творческое отношение к делу);

- совершенствование системы взаимоотношений служб занятости и работодателей по поводу обязательного предоставления сведений о вакансиях и выполнению службами занятости заявок предприятий и организаций на подготовку работников необходимой квалификации;

- создание такого типа модульной системы профессиональной подготовки безработных и занятых, желающих повысить свою квалификацию, которая способна повысить эффективность учебного процесса и расширить трудовые возможности людей;

- создание системы адаптации молодежи к условиям рыночной конкуренции в сфере занятости (развитие служб психологической поддержки незанятых, формирование сети клубов для безработных и т.п.).

На развитие другой части открытого рынка труда – неформальной, включающей вакансии и учебные места, не зарегистрированные в государственных службах занятости, государство может оказывать только косвенное воздействие, которое должно включать:

- контроль за качеством профессиональной подготовки в частных образовательных структурах и учет возможностей незанятых по окончании данных учреждений;

- контроль за деятельностью негосударственных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством населения;

- предоставление консультационной помощи населению по вопросам прав и обязанностей при трудоустройстве;

- создание благоприятных условий для повышения открытости, легальности этой части рынка труда.

Ситуация в сфере занятости существенно обостряется из-за наличия так называемой «скрытой» безработицы. Сферу скрытого рынка труда составляет та часть населения, которая в данный момент времени имеет рабочие места, но в силу нестабильности экономической деятельности предприятий может с высокой степенью вероятности в этом плане их потерять. Очевидно, что основной задачей государственного и регионального управления является предотвращение массового выхода этих групп населения на рынок труда.

Определение возможностей развития сферы занятости населения в регионах связано с типами региональных рынков труда, отличающихся соотношениями открытого и регулируемого, саморегулируемого и «теневого» рынков труда. Выделяется три основных типа: асимметричные, равновесные, диверсифицированные. Наиболее сложными, с точки зрения использования социальных резервов со стороны государства и их реализации непосредственно населением, представляются на асимметричные рынки труда. Они характеризуются наличием в регионах высокой доли монополизированных отраслей, трудно адаптирующихся в условиях рынка, дестабилизацией социально-трудовых отношений, отсутствием объективных предпосылок использования социальных резервов населения для экономического развития территории. Речь идет, прежде всего, о территориях с высокой концентрацией предприятий военно-промышленного комплекса, тяжелой промышленности, так называемых градообразующих предприятий и т.п. Остановка производства полностью или частично в этих регионах приводит к всеобщей скрытой безработице или массовым увольнениям работников. При этом характерной особенностью подобных регионов является то, что трудности в реализации своих трудовых возможностей испытывают не только представители социально-профессиональных групп с низкой конкурентоспособностью на рынке труда (например, молодежь), но и группы населения трудоспособного возраста, имеющие объективно высокие адаптационные возможности.

Теневой рынок труда в регионах формируется, как правило, при выполнении работ и услуг (строительство на личных участках, различные виды ремонта и п.т.) на договорной основе об оплате труда (либо в денежной форме, либо в форме взаимных услуг) между жителями территории, что предполагает крайнюю неопределенность его масштабов и уровня доходов его субъектов. Известны примеры, когда такие взаимоотношения между согражданами выведены из теневой экономики. Так, в Нидерландах центрами по работе с социально неустроенными группами населения осуществляется поддержка местной системы обмена товарами и услугами через некий эквивалент, соизмеряющий затраты труда по оказанию услуг соседям, называемый «летсами», которые позволяют их обладателям приобретать необходимые товары в местных магазинах, причем, данные единицы расчетов не облагаются налогами. Тем самым достигается увеличение числа занятых на данной территории через реализацию такого социального резерва экономики как самозанятость отдельных граждан. Важно при этом, что не происходит оттока денежных средств из других сфер экономики.

Можно предположить, что самозанятость, в том числе и предпринимательская деятельность, в регионах с ассиметричными рынками труда существенно ограничены крайне низким платежеспособным спросом основной массы населения. Это приводит к неблагоприятным условиям для появления новых рабочих мест и создания действенной экономической структуры рыночного типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.063 с.)