Сущность понятия социальная защита молодежи и ее значение в молодежной политике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия социальная защита молодежи и ее значение в молодежной политике



 

 

Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

Система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества. Теоретическое обоснование такого подхода было предложено Дж. Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен от разного рода социальных и экономических рисков путем участия в системе страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства [45, c. 5].

Термин «социальная защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие [45, с. 7].

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Основные принципы - социальной справедливости и социальных гарантий носит солидарный характер [33, с. 40].

Социальная защита в широком ее понимании представля­ет собой деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных направлений социальной полити­ки, по реализации законодательно закрепленных экономи­ческих, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших соци­альных прав, в том числе на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и разви­тия личности.

Социальную защиту следует понимать, как определенные обязательства государства и общества перед своими гражда­нами. Сегодня система социальной защиты населения охватывает все социально-демографические группы населения, обеспечивает социальные гарантии трудоспособным членам общества и содержит меры социальной защиты для наиболее уязвимых слоев населения: детей, престарелых, инвалидов, многодетных семей, матерей-одиночек, мо­лодежи.

В узком смысле социальная защита – это комп­лекс целенаправленных конкретных мероприятий экономи­ческого, правового и организационного характера для поддер­жания наиболее уязвимых слоев населения. Социальная за­щита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий[25, с. 155].

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения - активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке [33, с. 41].

В связи с этим существует несколько основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

- социальная защита – это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям;

- социальная защита населения – это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер;

- социальная защита – гарантии помощи, предоставляемые государством, а также частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. [33, с. 42].

Исходя из международного опыта, основным принципом эффективной системы социальной защиты является принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то социальными гарантиями для них является создание условий для получения трудового дохода и прежде всего – это гарантии занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальныхправ и прав граждан в сфере трудовых отношений [44, с.40].

Социальная защита – категория социально-экономическая, юридическая и нравственная. В целом социальная защищенность возможна лишь при четко продуманной правовой. Программа правовой социальной защиты должна учитывать множество факторов. Прежде всего, необходим анализ действующих сегодня программ социальной защиты отдельных категорий, групп, с учетом социально-демографических особенностей, механизмы их реализации.

С особенно большими трудностями на этапе своего жизненного старта сталкивается молодежь.Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь является наиболее уязвимой группой общества.

Молодежь главный ресурс общества, его будущее. Но свое предназначение молодые люди выполнить не смогут, если им не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, молодёжь нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующих общественным потребностям; возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи. На современном этапе усложнились проблемы психологической адаптации молодежи, профессионального и социального самоопределения, трудоустройства; проблемы, связанные с материальным достатком, получением жилья, созданием семьи, воспитанием детей и т.д., затруднены механизмы вовлечения молодёжи в систему социальных взаимосвязей.

Углубление кризисных процессов требует усиления социальной защиты, очеловечивания социальной среды, внимательного отношения к молодому поколению. От уровня развития молодежи – физического, и умственного, от ее образованности, уровня сознания, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т.п., зависят возможности молодежи воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс. Развивать молодежь – значит усиливать инновационный потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста благосостояния страны.

В Беларуси социальная работа с молодежью развивается в рамках государственной молодежной политики, главной целью которой является содействие социальному, духовному и физическому развитию юношества.Складывающаяся система социальной защиты молодежи является «подсистемой» или частью системы социальной защиты населения в стране, средством развития социальной активности. Она обусловлена национально-историческими традициями и менталитетом населения, социально-экономическим положением и ресурсным обеспечением, должна обеспечивать молодому гражданину гарантированный государством минимум социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству.

Ведущей целью государственной системы социальной защиты молодежи является обретение молодыми чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Ибо здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему права и возможностей для реализации своего личностного потенциала. От того, настолько широко и глубоко молодежь включена (интегрирована) во все сферы жизни общества, настолько активно она участвует в ней, зависят темпы развития молодежи и общества в целом.

Законодательством создаются условия для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, для ее гражданского становления и социализации. В Конституции Республики Беларусь (ст. 32) государство гарантирует молодежи право на ее духовное, нравственное и физическое развитие, создает необходимые условия для сво­бодного и эффективного участия молодежи в политической, социальной, экономической жизни и культурном развитии общества.

Определяющим началом решения многочисленных про­блем молодежи является молодежная политика, касающаяся самых разнообразных сторон жизнедея­тельности молодежи. Главная цель молодежной политики Рес­публики Беларусь – это создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-куль­турных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека; это социализация молодого по­коления, реализация его творческого потенциала в интере­сах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси [44, с. 38].

 

Таблица 1 – Приоритетные направления развития социальной поддержки молодежи со стороны государства (в порядке убывания значимости, в %)

 

Направления: %
Содействие молодежи в трудоустройстве 60,2
Оказание помощи в решении жилищных вопросов 49,6
Льготное кредитование молодых семей 34,8
Всесторонняя поддержка талантливой молодежи 26,7
Оказание помощи молодежным организациям 23,5
Прямая материальная помощь (стипендии, пособия) 22,1
Выделение кредитов для открытия своего дела 14,9
Создание специальных фондов по социальной защите мо­лодежи 13,8
Содействие в предпринимательской деятельности 12,0
Развитие центров социально-психологической поддержки 7,2
Обязательное распределение выпускников учебных заве­дений 6,8

 

Молодежная политика стала составной частью внутренней и внешней политики государства. Перечислим главные направления молодежной политики.

1. Улучшение жилищных условий молодежи,предполагающее совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику, дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (предоставление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования), поддержку инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи, что предполагаетразвитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи,реализующаяся в рамках создания и развития центров содействия молодой семье в решении экономических, правовых, социально-бытовых и психологических проблем.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи. Это направлениевключает методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи, научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежипредполагает организацию содействия молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений, укрепление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи, совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе, направленное на создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи, на развитие и поддержку молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

7. Усиление международного молодежного сотрудничествана основе развития и укрепления контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран в рамках создания постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, обеспечивающего присоединение к существующим международным программам, информирование и координацию деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризмас целью формирования у молодых людей устойчивых навыков ведения здорового образа жизни, укрепления здоровья и развития физических и интеллектуальных способностей молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений,направленная на создание условий для самореализации молодежи, поддержки ее инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений направлена на вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики. В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. [44, с.67].

Для достижения поставленных целей со стороны государства сделано следующее:

- разработаны и приняты законы, республиканские про­граммы, стимулирующие создание условий для свободного раз­вития молодежи;

- обеспечено финансирование молодежных программ и других мероприятий, направленных на решение молодежных проблем;

- скоординирована деятельность государственных учреж­дений и общественных организаций в решении молодежных проблем;

- предусмотрены поощрение и финансовая поддержка деятельности негосударственных организаций, направленной на обеспечение занятости молодежи;

- выравнивание стартовых воз­можностей для различных категорий молодежи в сфере труда, образования, культуры, социального обеспечения.

Кроме того, со стороны государства обеспечено:

- преобразование системы институтов социализации молодежи, приспособленной к рынку, смешанной экономике и гарантирую­щей основные социальные права (право на труд, жилье, образова­ние);

- разработка и реализация целевых программ, при­званных комплексно решать проблемы молодых людей; в-тре­тьих, формирование республиканских и региональных фондов социальной защиты и поддержки молодежных инициатив для компенсации части фактически производимых расходов [30, с.4].

Однако, по нашему мнению, основным центральным направлением в сфере молодёжной политики является совершенствование законодательства в этой сфере.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.57 (0.012 с.)