Теоретико-методологические основы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь



Содержание

Введение…………………………………………………………………................ 1 Теоретическо-методологические основы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь ………………………………...…………………………… 1.1 Сущность понятия социальная защита молодёжи и её значение в молодёжной политике государства ………………………………………. 1.2 Нормативно-правовая база социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь ……………………………………………………. 2 Специфика системы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 2.1 Социальная защита молодёжи на рынке труда …………………........ 2.2 Организационно-правовые аспекты закрепления молодых специалистов (из опыта работы Калинковичского районного исполнительного комитета) ……………………………………………… 3 Совершенствование системы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь..................................................................................................................... 3.1. Совершенствование законодательства о правовой защите молодежи – основное направление ее социальной защиты……………... Заключение………………………………………………………………................ Список использованных источников……………………………………….…….                

 

 

Введение

Роль и значение молодёжи определяется спецификой ее положения в обществе. С одной стороны, молодёжь имеет свои особые функции в воспроизводственном процессе, никакой другой социально – демографической группой не замещаемые и не реализуемые. С другой - она представляет собой социальную группу, находящуюся в процессе осознания ценностных ориентаций, норм общественной жизни и выбора пути интеграции в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы в обществе.

Молодёжь наиболее сильно подвластна влиянию извне. В этой связи государство посредством проводимой молодёжной политики берет на себя право на формирование гражданских, моральных ценностей у молодёжи, укрепляет позитивные тенденции в молодёжной среде, обеспечивает реализацию механизма социальной защиты молодёжи.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является правовым и социально ориентированным государством. Его переход к принципиально новому социально- экономическому укладу жизни с неизбежностью влечёт за собой глубокие изменения социальной структуры и всего пространства общества. С переходом к рыночным отношениям значительные изменения в своей культуре, взглядах, ценностях, прежде всего, претерпела молодёжь. В стране имеется немало проблем социально- экономического характера, которые напрямую затрагивают молодых. Среди них - вопросы материально - экономической обеспеченности значительных слоёв молодёжи, безработицы, проблемы образования, культуры, укрепления здоровья, приобретения жилья, девиантного поведения, бытовой преступности и другие [36, с.26].

Изменения в социальной стратификации общества приводят к поляризации, основанной на имущественном неравенстве. Усиливается расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам, меняется роль и место молодых людей в становлении нового общества. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема социальной защиты молодежи, исследования процессов, происходящих в молодёжной среде, выявления факторов, содействующих социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи, её более активному включению в жизнь общества.

Система социальной защиты молодёжи направленна на создание условий, обеспечивающих и гарантирующих их достойную жизнь, права и свободы.

Таким образом, в Республике Беларусь актуальным является совершенствование системы социальной защиты молодёжи, способной обеспечить правовую и социальную защищённость молодых граждан, обусловленную их возрастом и социальным статусом.

Разумеется, эффективной молодёжной социальной политики не может быть без основательного изучения самого объекта – молодёжи, её запросов, интересов и проблем.

Объектом исследования данной работы является молодежь в системе государственной молодежной политики и общей системе социальной защиты различных категорий населения Республики Беларусь.

Предметом исследования – система социальной защиты молодёжи, её состояние на современном этапе и перспективы развития в государственной молодёжной политике.

Цель работы – теоретическое осмысление и обоснование перспективных тенденций в совершенствовании социальной защиты молодежи в современном белорусском обществе.

В соответствии с указанной целью в работе решались следующие задачи: раскрыть сущность понятия «социальная защита молодёжи» и её значение в молодёжной политике государства; изучить нормативно-правовую базу социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь; предложить эффективные меры и пути совершенствования системы социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь.

Методами исследования явились: метод контент-анализа литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта функционирования действующей системы социальной защиты молодёжи, нормативный и сравнительно- социологический методы.

 

Заключение

 

Предпринятый анализ ситуации в молодёжной среде, системы социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь на современном этапе, позволил сделать ряд выводов о том, что проблемы молодёжи являются объектом пристального внимания государства.

В Республике Беларусь реализуется целенаправленная государственная молодёжная политика, направленная на повышение эффективности деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, молодежных и детских общественных объединений по улучшению положения молодежи. Их деятельность позволила добиться как существенных положительных результатов, так и выявить ряд вопросов, требующих решения в предстоящий период.

Складывающаяся в Республике Беларусь система социальной защиты молодёжи, являясь частью системы социальной защиты населения в стране, развивается в рамках государственной молодёжной политики. На государственном уровне разработан и постоянно совершенствуется нормативно - правовой механизм социальной защищённости молодёжи. Система социальной защиты молодёжи носит комплексный характер, обусловлена финансовой поддержкой государства, направлена на поддержку учащейся, студенческой, работающей, сельской молодёжи, молодой семьи, гарантирует основные социальные права (право на труд, жильё, образование, создание семьи), призвана комплексно решать актуальные проблемы молодых людей.

Не смотря на предпринимаемые государством меры по созданию благоприятных материально-бытовых и социальных условий для молодёжи: постоянно совершенствующаяся система государственной поддержки семей с детьми, финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам, субсидирование жилищного строительства, большинство молодых людей отмечает неудовлетворённость своих запросов в жилье, предоставлении хорошо оплачиваемых рабочих мест и возможности приобретения материальных ценностей, в которых они нуждаются.

Поэтому, одним из стратегических направлений по социальной защите молодёжи должно стать создание условий для получения профессии, пользующейся спросом на местном рынке труда. Молодёжь должна владеть информацией о ситуации на региональных рынках труда и образовательных услуг, быть психологически подготовленной к конкурентной борьбе за рабочие места, быть обученной типовым моделям поведения при трудоустройстве.

Требуют решения вопросы закрепления молодежи на селе, улучшения демографической ситуации, искоренения негативных явлений в среде сельской и работающей молодежи. Предстоит расширить государственные гарантии для молодых специалистов, повысить ответственность работодателей за их закрепление на рабочих местах, обеспечение жильём и решение социально - бытовых проблем.

Необходимо обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, создания собственного дела на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.

Также необходимо создание эффективной и, главное, действующей системы кредитования начинаний молодых людей, связанных с получением образования и профессии, создания семьи, строительством (приобретением) жилья.

Безусловно, жилищная политика представляет собой неотъемлемую часть общих структурных преобразований и теснейшим образом связана с социальной, бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной политикой государства, напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Тем не менее, даже в непростых экономических условиях молодая семья должна иметь выбор способов решения своего жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, через ипотеку; рассчитывать на поддержку государства, не имея возможности собственными силами улучшить свои жилищные условия.

Предпринимаемые меры по укреплению экономики страны, снижение размера ставки рефинансирования Национального банка и величины процентов по кредитованию позволят расширить привлекательность кредитов в сфере жилищного строительства,снизят напряжённость в решении жилищно-бытовых, материальных молодёжных проблем, в том числе, будут служить повышению статуса семьи в белорусском обществе.

Перечисленные проблемы, усугубляемые несовершенством нормативно-правовой базы, сокращением финансирования молодёжной политики, трансформирующейся организационной структурой государственных органов и общественных организаций, требуют системного решения, так как присутствуют во всех сферах жизнедеятельности молодёжи.

Осмысливая роль и значение молодёжи в современных условиях, следует отдавать себе отчёт в том, что молодёжь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но возможный фактор социальной нестабильности. Отсюда важность и значение для государства и общества научно обоснованной молодёжной политики, совершенствования системы социальной защиты молодёжи. Эффективная государственная молодёжная политика возможна только в том случае, когда она опирается на реалии положения современной Беларуси, учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодёжной среде.

Эффективность создающейся модели социальной защиты молодёжи в республике во многом зависит от участия в ее функционировании разных общественных субъектов: государства, общественных объединений и благотворительных организаций, профсоюзов, работодателей и других, а также от создания разветвленной сети учреждений социального обслуживания молодых людей, активизации форм работы с молодёжью.

Для укрепления позитивных тенденций в молодёжной среде государственная молодёжная политика должна быть сориентирована прежде всего на развитие субъектности молодёжи, на поддержку и содействие реализации её гражданских инициатив в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты.

Для достижения этой цели дальнейшая реализация государственной молодёжной политики, социальной защиты молодёжи должна осуществляться путём укрепления межведомственного и адресного подхода в работе с молодёжью по широкому вовлечению её в политическое, социальное, инновационное и культурное развитие общества, в том числе путем реализации Комплекса мер по реализации государственной молодежной политики [20].

Совместная комплексная скоординированная деятельность всех заинтересованных по реализации указанных направлений будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты молодёжи в республике, развитию позитивных тенденций в молодежной среде, усилению степени противодействия негативным проявлениям, развитию духовно-нравственного, интеллектуального и трудового потенциалов молодежи, предпринимательской и творческой инициативы молодых людей в интересах инновационного развития страны, а в целом – улучшению положения молодежи в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………................ 1 Теоретическо-методологические основы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь ………………………………...…………………………… 1.1 Сущность понятия социальная защита молодёжи и её значение в молодёжной политике государства ………………………………………. 1.2 Нормативно-правовая база социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь ……………………………………………………. 2 Специфика системы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 2.1 Социальная защита молодёжи на рынке труда …………………........ 2.2 Организационно-правовые аспекты закрепления молодых специалистов (из опыта работы Калинковичского районного исполнительного комитета) ……………………………………………… 3 Совершенствование системы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь..................................................................................................................... 3.1. Совершенствование законодательства о правовой защите молодежи – основное направление ее социальной защиты……………... Заключение………………………………………………………………................ Список использованных источников……………………………………….…….                

 

 

Введение

Роль и значение молодёжи определяется спецификой ее положения в обществе. С одной стороны, молодёжь имеет свои особые функции в воспроизводственном процессе, никакой другой социально – демографической группой не замещаемые и не реализуемые. С другой - она представляет собой социальную группу, находящуюся в процессе осознания ценностных ориентаций, норм общественной жизни и выбора пути интеграции в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы в обществе.

Молодёжь наиболее сильно подвластна влиянию извне. В этой связи государство посредством проводимой молодёжной политики берет на себя право на формирование гражданских, моральных ценностей у молодёжи, укрепляет позитивные тенденции в молодёжной среде, обеспечивает реализацию механизма социальной защиты молодёжи.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является правовым и социально ориентированным государством. Его переход к принципиально новому социально- экономическому укладу жизни с неизбежностью влечёт за собой глубокие изменения социальной структуры и всего пространства общества. С переходом к рыночным отношениям значительные изменения в своей культуре, взглядах, ценностях, прежде всего, претерпела молодёжь. В стране имеется немало проблем социально- экономического характера, которые напрямую затрагивают молодых. Среди них - вопросы материально - экономической обеспеченности значительных слоёв молодёжи, безработицы, проблемы образования, культуры, укрепления здоровья, приобретения жилья, девиантного поведения, бытовой преступности и другие [36, с.26].

Изменения в социальной стратификации общества приводят к поляризации, основанной на имущественном неравенстве. Усиливается расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам, меняется роль и место молодых людей в становлении нового общества. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема социальной защиты молодежи, исследования процессов, происходящих в молодёжной среде, выявления факторов, содействующих социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи, её более активному включению в жизнь общества.

Система социальной защиты молодёжи направленна на создание условий, обеспечивающих и гарантирующих их достойную жизнь, права и свободы.

Таким образом, в Республике Беларусь актуальным является совершенствование системы социальной защиты молодёжи, способной обеспечить правовую и социальную защищённость молодых граждан, обусловленную их возрастом и социальным статусом.

Разумеется, эффективной молодёжной социальной политики не может быть без основательного изучения самого объекта – молодёжи, её запросов, интересов и проблем.

Объектом исследования данной работы является молодежь в системе государственной молодежной политики и общей системе социальной защиты различных категорий населения Республики Беларусь.

Предметом исследования – система социальной защиты молодёжи, её состояние на современном этапе и перспективы развития в государственной молодёжной политике.

Цель работы – теоретическое осмысление и обоснование перспективных тенденций в совершенствовании социальной защиты молодежи в современном белорусском обществе.

В соответствии с указанной целью в работе решались следующие задачи: раскрыть сущность понятия «социальная защита молодёжи» и её значение в молодёжной политике государства; изучить нормативно-правовую базу социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь; предложить эффективные меры и пути совершенствования системы социальной защиты молодёжи в Республике Беларусь.

Методами исследования явились: метод контент-анализа литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта функционирования действующей системы социальной защиты молодёжи, нормативный и сравнительно- социологический методы.

 

Теоретико-методологические основы социальной защиты молодежи в Республике Беларусь



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.201.220 (0.008 с.)